I. Объект анализа (характеристика туристского региона)
Практическая работа 1
География туристских потоков
Всемирная Туристская Организация выделяет в мире 6 туристских регионов (несколько отличных по составу от тех, которые выделяют в отечественной географии).
1. Европа — страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция).
2. Америка — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна.
3. Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия, Океания.
4. Африка — страны Африки, кроме Египта и Ливии.
5. Южная Азия — все страны Южной Азии.
6. Ближний Восток — страны Западной и Юго-Западной Азии (кроме Турции и Израиля) и две африканские страны (Египет, Ливия). ВТО этот регион называет «Средним Востоком»
Таблица 1. Туристские прибытия и доходы в 2000 и 2001 гг. по регионам
Регионы | Тур.прибытия | Тур.доходы | ||||
2000 г., млн | 2001 г., млн | Доля рынка в 2001, % | 2000 г., млрд долл. | 2001 г., млрд долл. | Доля рынка в 2001, % | |
МИР | 696,7 | 692,7 | 474,4 | 462,2 | ||
Европа | 402,7 | 400,3 | 233,0 | 230,1 | ||
Америка | 128,4 | 120,8 | 132,8 | 122,4 | ||
АТР | 109,1 | 115,1 | 81,4 | 82,0 | ||
Африка | 27,2 | 28,2 | 10,9 | 11,7 | ||
Средний Восток | 23,2 | 22,5 | 11,5 | 11,2 | ||
Южная Азия | 6,1 | 5,7 | 4,9 | 4,7 |
Таблица 2. Самые доходные направления международного туризма
Страна | Доход от международного туризма, $ млрд | |
1. | США | 72,3 |
2. | Испания | 32,9 |
3. | Франция | 29,6 |
4. | Италия | 25,9 |
5. | Китай | 17,8 |
6. | Германия | 17,2 |
7. | Великобритания | 15,9 |
8. | Австрия | 12,0 |
9. | Канада | 10,7 |
10. | Греция | 9,2 |
11. | Турция | 8,9 |
12. | Мексика | 8,4 |
13. | Гонконг (КНР) | 8,2 |
14. | Австралия | 7,6 |
Швейцария | 7,6 | |
16. | Россия | 7,5 |
Всего 16 стран | 291,7 |
Таблица 3. Расходы на международный туризм по основным направлениям, млрд долл
Страна | Расходы на международный туризм | Доля в мировых расходах на туризм, % | |
1. | США | 58,9 | 12,7 |
2. | Германия | 45,9 | 9,9 |
3. | Великобритания | 36,9 | 8,0 |
4. | Япония | 31,9* | 6,7 |
5. | Франция | 17,5 | 3,8 |
6. | Италия | 14,2 | 3,4 |
7. | Китай | 13,1 | 2,8 |
8. | Нидерланды | 12,2 | 2,6 |
9. | Канада | 12,1 | 2,6 |
10. | Бельгия и Люксембург | 10,2 | 2,2 |
11. | Австрия | 9,7 | 2,2 |
12. | Республика Корея | 6,9 | 1,5 |
13. | Швеция | 6,8 | 1,5 |
14. | Швейцария | 6,6 | 1,4 |
15. | Тайвань | 6,4 | 1,3 |
Всего 15 стран | 282,9 | 62,2 |
Задание
1. Нанести туристские макрорегионы на контурную карту
2. Рассчитать долю регионов на мировом туристском рынке. Отобразить графически в виде круговых диаграмм (Таблица 1). Составить анализ туристских прибытий и туристских доходов туристских макрорегионов
3. На контурную карту нанести самые доходные направления международного туризма (таблица 2). Рассчитать долю стран в мировых поступлениях от туризма, %. Проанализировать полученные данные.
4. На контурную карту нанести страны с самыми высокими расходами на туризм. (таблица 3). Проанализировать полученный рисунок.
Задание № 2. «Проект концептуального анализа развития
рекреации и туризма в регионе»
Рекреационные регионы России:
1. Центральная Россия.
2. Северо-запад и Европейский Север России.
3. Северо-Кавказский рекреационный район.
4. Черноморское побережье Кавказа.
5. Волжский рекреационный район.
6. Уральский рекреационный район.
7. Обско-Алтайский рекреационный район.
8. Дальневосточный рекреационный район.
Рекреационные регионы зарубежного мира:
1. Центрально-Восточная Европа.
2. Восточная Европа.
3. Средиземноморский район.
4. Западная Европа.
5. Юго-Восточная и Восточная Азия.
6. Южная Азия.
7. Средняя Азия и Ближний Восток.
8. Северная Африка.
9. Африка южнее Сахары.
10. Австралия и Океания.
11. Латинская Америка.
12. Северная Америка.
I. Объект анализа (характеристика туристского региона)
1. Обоснование выбора конкретного региона и территорий, выбранных для анализа.
2. Географическое положение региона.
3. Природные условия (общая физико-географическая структура региона):
Ø Рельеф.
Ø Климатические особенности и ресурсы.
Ø Растительный и животный мир.
Ø Ландшафтная структура. Уникальные природные особенности территории.
Ø Особо охраняемые природные территории и памятники природы. Необычные явления природы и стихийные бедствия.
4. Геодемографическая характеристика региона (численность и воспроизводство населения, состав и структура населения, расселение населения и т. д.).
5. История формирования и развития региона.
6. Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы региона (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территории и т. д.).
7. Историко-архитектурные и культурные памятники. Музеи. Основные культурные центры региона.
8. Объекты всемирного природного и культурного наследия.
9. Туристско-рекреационные ресурсы. Виды рекреации и туризма.
10. Материально-техническая база рекреации и туризма.
11. Основные туристские центры региона: их профиль и специфика.
12. Основные направления туристских потоков в регионе.
13. Оценка современного социально-экономического, политического и экологического положения в регионе.
14. Социально-экономический и политический прогноз развития региона.
Проблемы и перспективы развития рекреации и туризма в регионе.
Практическое занятие 3
Занятие 1. Составление климатических характеристик рекреационных территорий
1. Анализ картографического и статистического материала по рекреационным особенностям климата регионов Земли.
2. Составление сравнительной климатической характеристики курортных территорий Мира.
3. Приведение примеров по возможным стихийным климатическим воздействиям на условия отдыха.