На заседании кафедры туризма

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

КАФЕДРА «ТУРИЗМА»

Согласовано Председатель научно-методического совета ГБОУВОРК «Крымский университет культуры, искусств и туризма» _________________ Л.Ф. Ващенко «___» ________ 2015 г. Утверждаю ректор ГБОУВОРК «Крымский университет культуры, искусств и туризма» _____________ В.А. Горенкин «___» ________ 2015 г.

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Направление подготовки: 43.03.02 «Туризм»

Образовательный уровень: «Бакалавриат»

Рассмотрено

на заседании кафедры туризма

Протокол № __от ”___”____20__г. Заведующий кафедрой

______________Э.Э. Ибрагимов

г. Симферополь, 2015г.

Настоящая программа комплексного государственного экзамена разработана на основании требований ФГОС ВПО направлению 43.03.02 «Туризм»..

Программа Государственного экзамена дает возможность оценить уровень теоретической подготовки выпускников направления подготовки 43.03.02 «Туризм», а также выявить соответствие с принципами гуманитарного образования, единства общетеоретической и профессионально-функциональной подготовки.

Государственный экзамен содержит 2 теоритеческих вопроса, практическая часть состоит из 1 практического задания и 1 тестового задания по следующим дисциплинам: «География туризма», «Организация туристской деятельности», «Менеджмент в туристской индустрии», «Маркетинг в туристской индустрии», «Технология и организация международного и внутреннего туризма».

Программа охватывает главные темы специальных дисциплин:

1. «География туризма»

Знать:

основные понятия и категории географии туризма;

-мирохозяйственную модель развития туризма, национальные модели развития туризма, характеристику национальных рынков туризма;

-основы регионалистики и страноведения, типологии и классификации стран;

-принципы размещения туристских ресурсов; географические аспекты туристского страноведения;

-специфику развития туризма в странах Центра и Полупериферии; географию специальных видов туризма.

Уметь:

- свободно ориентироваться по физгеографическим, социально-экономическим и политическим картам;

- систематизировать и анализировать знания о ресурсах и условиях, влияющих на развитие туризма конкретной территории;

-устанавливать систему взаимосвязей между природной средой, социальными условиями и хозяйственной деятельностью субъекта туристской индустрии;

-составлять модель (характеристику) туристского образа страны или отдельного региона.

Вопросы (разделы) по дисциплине:

1. Введение в географию туризма.

2. Становление и развитие географии туризма в мире.

3. Туризм в процессе общественного разделения труда.

4. Эволюция территориальной структуры мирового рынка.

5. Методы туристско-географических исследований.

6. Классификация и туристская типология стран мира.

7. Современные общенаучные подходы к исследованию туризма.

8. Туристское страноведение.

9. Туризм в странах Центра.

10. Туризм в странах Центра.

11. Туризм в странах полуперифирии.

12. Туризм в странах полуперифирии.

13. Туризм в России.

14. Туризм в Республике Крым.

15. География специальных видов туризма.

Перечень законов и нормативных актов

1. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ.

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 27.02.1992 г. №2300

3. Закон РФ «Федеральный Закон природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ.

4. Государственный стандарт РФ Р50681 -84 «Проектирование туристских услуг».

5. Государственный стандарт РФ Р506090 – 94 «Туристские услуги. Общие требования»

Литература:

1. Александрова А.Ю. География мировой индустрии туризма. Справочно-методическое пособие для студентов. - М.: РМАТ.- 2011.-116 с.

2. География туризма: учебник/коллектив авторов под ред А.Ю. Александровой. – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2015.-592 с. – (Бакалаврат).

3. Косолапов А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для студ. вузов / А. Б. Косолапов. 3-е изд., стер..М.: КНОРУС, 2010. 272 с.

4. Лукьянова Н. С. География туризма: туристские регионы мира и России: практикум : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 1001403 "Соц.-культур. сервис и туризм" / Н. С. Лукьянова. М.: КНОРУС, 2010. 168 с.

2. «Организация туристской деятельности»

Знать:

-организационные основы туристской индустрии, структуру туристской отросли, особенности правовых и хозяйственных отношений между участниками туристской деятельности;

-понятие, виды и технологии организации деятельности туроператоров, турагентов и контрагентов туристской деятельности;

-основы организации и планирования деятельности предприятий сервиса;

-особенности организации туристской деятельности в России во внутреннем, въездном и выездном туризме;

-особенности и состав туристского продукта и его составных элементов;

-структуру туристского бизнеса и распределение доходов, экономические и правовые аспекты предпринимательства сервисной деятельности.

Уметь:

-применять информацию о значении туризма в современном мире, о направлениях основных туристских потоков, туристскую статистику в практике обоснования туристских проектов;

-аргументировано выделять факторы конкурентоспособности конкретного туристского продукта;

-анализировать особенности турагентской и туроператорской деятельности предприятий туризма;

-осуществлять практически целесообразный отбор турресурсов в целях обоснования конкретных туристских проектов;

-применять общие критерии при осуществлении оценки экономической эффективности и целесообразности формирования турпродукта;

-планировать издержки и финансовые результаты деятельности предприятий сервиса;

-составлять договорную документацию для всех контрагентов туристской деятельности.

Вопросы (разделы) по дисциплине:

1. Предмет организации туристической деятельности. Основные понятия и категории предмета.

2. Организационные основы туризма.

3. Теория туристского продукта.

4. Туристская индустрия.

5. Безопасность туризма.

6. Правовые основы туристской деятельности.

7. Туристские формальности.

8. Туристические ресурсы.

9. Типология туристских центров.

10. Региональный туризм.

11. Туризм и курортное дело.

12. Современное состояние и перспективы развития туризма в РФ.

13. Перспективы развития мирового туризма.

Литература:

1. Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2012.- 176 с.

2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. –М -СПб «Невский фонд», 2011 г.320 с.

3. Горбылева З.М, Экономика туризма: учебно-практическое пособие. 2-е издание. - Минск: БГЭУ, 2013.- 154 с.

4. Зорин И.В., Квартальнов В.А, Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2010.-368 с.

5. Козырев В.М. Туристская рента: Учебное пособие. - М. Финансы и статистика 2010 г.

6. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2013.- 272 с.

7. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2013.- 320с.

8. Сенин В. С. Организация международного туризма: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2011.- 400 с.

9. Зорин И.В., Квартальнов В.А .Туристский терминологический словарь.- М.: Советский спорт, 1999 .

10. Ильина Е. Н, Туризм – путешествия: Учебник.- М.: РМАТ, 1998.

11. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учебник, 3-е издание.- Мн. Новое знание, 2002.

12. Квартальнов В.А, Иностранный туризм.- М.: Финансы и статистика, 1999.

13. Квартальнов В.А, Колесник Н.В.Введение в специализацию: Менеджмент иностранного туризма: Учеб. Пособие.-М.: советский спорт, 2000 .

14. Колесник Н.В. Введение в специализацию: Международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота: учеб.-методич. Пособие.- М.: советский спорт, 1999.

15. Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 1998.

16. Курорты: Энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983.

17. Лечение и отдых на курортах мира и России: Справочник.-М.: Культурные традиции, 1997.

18. Международный туризм: Правовые акты (Сост. Н.И. Волошин.- М.: РМАТ, 1996.

19. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства отели и рестораны. - М.: Экономика, 2000.

20. Туризм: Нормативные правовые акты: Сборник Актов (Сост. Н.И. Волошин.- М.: РМАТ, 1998.

3. «Менеджмент в туристской индустрии»

Знать:

- экономические особенности рынка туристских товаров и услуг;

- основные понятия менеджмента в туристской индустрии;

- формы управления предприятиями;

- правовое обеспечение туристского рынка товаров и услуг;

- основы управления персоналом турфирмы;

- виды управленческих решений и методы их разработки;

- функции менеджмента, формы управления предприятиями туристской индустрии;

- способы, методы, цеди, стили управления и кадровое обеспечение в туристских предприятиях.

Уметь:

- диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии;

- планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта;

- осуществлять деловое общение и управление конфликтами, людьми, группами в туризме;

- использовать приемы визуального общения между персоналом;

- работать в команде;

- соблюдать правила межличностного общения; соблюдать правила протокола и этикета;

- принимать управленческие решения на основе документированной информации;

- обеспечить координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии.

Вопросы (разделы)по дисциплине

1. Эволюция менеджмента в туристской индустрии.

2. Внутренняя и внешняя среда организации.

3. Структура управления туризмом и туристической фирмой.

4. Принципы и методы менеджмента в туристской индустрии.

5. Стили управления в туризме.

6. Личность, власть и авторитет менеджера туристической фирмы.

7. Управленческие решения в туристской индустрии.

8. Менеджмент персонала.

9. Управление процессами труда.

10. Деловое общение в туристской индустрии. Организация и проведение деловых совещаний и переговоров.

11. Управление конфликтами в туристических предприятиях.

12. Определение эффективности менеджмента в туризме и ее составляющие.

Литература:

1. Мескон, М. Х.Основы менеджмента = Management [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури .- 3-е изд. - СПб. : Вильямс, 2010. - 672 с. - Парал. тит. л. англ. - Словарь терминов: с. 638-650. - Предм. указ.: с. 655-665. - ISBN 978-5-8459-1060-8.

2. Виханский,О.С.Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов .- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2012. - 670 с. : ил.. - Библиогр.: с. 663-669. - ISBN 5-98118-131-1.

3. Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме / С.С. Скобкин. – М.: Магистр, 2012. – 447 с.

4. Виссема, Х. Менеджмент в подразделениях фирмы : предпринимательство и координация в децентрализованной компании: пер. с англ. / Ханс Виссема . - М. : ИНФРА-М, 1996. - 288 с. : ил.. - (Профессиональная библиотека. Серия 'Менеджмент')

5. Герчикова, И. Н. Менеджмент = Managemen: учебник для вузов / И. Н. Герчикова.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 511 с. - (Золотой фонд российских учебников). - Парал. тит. л. на англ. яз. - Библиогр.: с. 490-499. - ISBN 978-5-238-01095-3.

6. Ермаков, В. В.Менеджмент организации: учеб. пособие / В. В. Ермаков. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО 'МОДЭК', 2005. - 208 с. - (Библиотека менеджера). - Библиогр.: с. 203-204. - ISBN 5-89502-751-2. - ISBN 5-89395-681-8.

7. Жукова,М.А. Индустрия туризма : менеджмент организации / М.А. Жукова . - М. : Финансы и статистика, 2004. - 200 с. : ил. - ISBN 5-279-02632-8.

8. Зайцева Н.А.Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224 с.

9. Кабушкин,Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Н. И. Кабушкин, Г. А. Бондаренко .- 2-е изд. - Минск : Новое знание, 2001. - 216 с. - (Экономическое образование - Библиогр.: с. 206. - ISBN 978-5-9532-0518-4

10. Папирян, Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: (отели и рестораны)./ Г.А. Папирян - М.: Экономика, 2000. - 207 с.

11. Попов, С. Г. Социальный менеджме: учеб. пособие / С. Г. Попов . - М. : Ось-89, 2009. - 160 с. : ил.. - Библиогр.: с. 158. - ISBN 978-5-9957-0061-6.

12. Саак, А.Э., Пшеничных,Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие /А.Э.Саак, Ю.А.Пшеничных – СПб.: Питер. 2007. – 512 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие») – ISBN 5-469-01368-5.

13. Тебекин, А. В. Менеджмент организации: учеб. для экон. вузов / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев .- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2010. - 408 с. : ил.. - Библиогр.: с. 405-408. - ISBN 978-5-390-00462-3.

14. Туризм как вид деятельности:- М. : Финансы и статистика, 2002. - 288 с.: ил. - (Менеджмент туризма) - ISBN 5-279-02443-0.

15. Цветков, А. Н. Менеджмент учеб. пособие / А. Н. Цветков. - СПб. : Питер, 2009. - 174 с. - (Завтра экзамен) - ISBN 978-5-91180-793-1.

16. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма : учебное пособие. - 2-е изд. / АД. Чудновский, М.А Жукова, B.C. Сенин. - М.: КНОРУС, 2005. -448 с.

17. Экономика туризма - М. : Финансы и статистика, 2001. - 320 с. : ил.. - (Менеджмент туризма) - ISBN 5-279-02445-7

4. «Маркетинг в туристской индустрии»

Знать:

- теоретические основы маркетинга;

- основные тенденции и направления маркетинговых исследований;

- особенности маркетинга в туристской индустрии.

Уметь:

- диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии;

- оценивать рынки сбыта, потребителей, клиентов, конкурентов в туристской индустрии;

- анализировать основные теоретические и практические направления и проблемы взаимодействия предприятия туристской индустрии и потребителей;

- планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта

обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий;

- применять инструменты управления и контроля качества продукции и услуг туристской деятельности.

Вопросы (разделы) по дисциплине

1. Современная концепция маркетинга в туристской индустрии.

2. Основные направления маркетинговых исследований в туризме.

3. Концепции маркетинга в туризме.

4. Сбытовая (дистрибьюционная) политика туристского предприятия.

5. Формирование маркетинговой стратегии.

6. Целевой маркетинг предприятий туристской индустрии.

7. Продуктовая политика предприятий туристской отрасли.

8. Ценовая политика предприятий туристской отрасли.

9. Методы распределения и продвижения туристских услуг.

10. Организация деятельности маркетинговой службы предприятий туристской индустрии.

11. Маркетинг международного туризма.

12. Маркетинг внутреннего туризма.

Литература:

1. Амстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. - М.: «Вильяме», 2010.- 246 с.

2. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учебное пособие / А. Ф. Барышев. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 160 с.

3. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг: учебник / Н. А. Восколович. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 207 с.

4. Ветитнев А.М. Маркетинг санаторно-курортных услуг: учебное пособие / А. М. Ветитнев. — М.: Академия, 2013. — 368 с.

5. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие / А. П. Дурович. — 6-е изд., стер. — Минск: Новое знание, 2011. — 496 с.

6. Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме. Теория и практика / А. С. Запесоцкий; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. — СПб. : Изд-во СПбГУП, 2013. — 352 с.

7. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 787 с.

8. Разумовская А.Л. Маркетинг услуг. Настольная книга Российского маркетолога-практика / А. Л. Разумовская, В. М. Янченко. — М. ; СПб. : Вершина, 2006. — 496 с.

10. Саак А.Э. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для вузов / А. Э. Саак, Ю. А. Пшеничных. — СПб. : Питер Пресс, 2007. — 480 с.

11. Сарафанова Е.В. Маркетинг в туризме: учебное пособие для вузов / Е. В. Сарафанова, А. В. Яцук. — М.: Альфа-М: Инфра-М, 2007. — 240 с.

12. Турковский М. Маркетинг гостиничных услуг: учебно-методическое пособие: пер. с пол. / М. Турковский. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 295 с.

13. Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова ; Под ред. В. С. Янкевича. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 416 с.

14. Саак А.Э. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для вузов / А. Э. Саак, Ю. А. Пшеничных. — СПб. : Питер Пресс, 2007. — 480 с.

15. Турковский М. Маркетинг гостиничных услуг: учебно-методическое пособие: пер. с пол. / М. Турковский. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 295 с.

16. Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова ; Под ред. В. С. Янкевича. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 416 с.

18. Али М. Практический маркетинг и паблик рилейшнз для малого бизнеса. Пер. с англ. под ред. А.А. Андреевой. – Спб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 416 с.

19. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 176 с.

20. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Юристъ, 2000.- 568 с.

21. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: Омега-Л, 2003. – 656 с.

22. Стефенсон, Рой. Маркетинг финансовых услуг: пер. с англ. / Р. Стефенсон; под ред. Е. В. Калугина. — М.: Вершина, 2007. — 250 с.

5. «Технология и организация международного и внутреннего туризма»

Знать:

- организацию внутреннего туризма, технологию организации выездного туризма, туристское районирование, особенности внутреннего туризма в различных регионах страны;

- представление о перспективах развития внутреннего туризма, об основных тенденция развития выездного туризма.

Уметь:

-применять теоретические знания в практической деятельности специалиста по туристским услугам, обобщать и структурировать информацию.

Вопросы (разделы) по дисциплине

1. Основы туроперейтинга въездного туризма;

2. процесс производства национального туристического продукта;

3. экономический эффект въездного туризма;

4. национальная индустрия въездного туризма и особенности ее функционирования;

5. туристический потенциал регионов России;

6. продвижение национального туристического продукта на зарубежных рынках;

7. основные проблемы российского въездного туризма;

8. туристская индустрия и ее структура;

9. деятельность туроператора по организации внутреннего туризма;

10. региональный внутренний туризм. Анализ основных туристских потоков РФ;

11. экономическая эффективность рынка внутреннего туризма;

12. инсайдинговый туроператор как ключевой элемент рынка внутреннего туризма;

13. туристский продукт;

14. проектирование тура;

15. поставщики услуг туроператора: виды, основные характеристики;

16. продвижение турпродукта;

17. обеспечение качества и безопасности туристского продукта;

18. уровень сервиса.

Литература:

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с изменениями.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" с изменениями.

1. Матюхина Ю.А. Индустрия туризма: учеб.пособие / Ю.А. Матюхина. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013 - 312с.

2. Попова Л. И. Технологии въездного и выездного туризма. Тюмень: ТюмГУ, 2012. 168 с.

3. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов. М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=400614

4. Вавилова Е.В. Основы международного туризма, учебное пособие. М.: Гардарика, 2011.

5. Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок. М., Финансы и статистика, 2008.

6. Дурович А. П. Организация туризма / А. П. Дурович. - СПб.: Питер, 2009.

7. Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма: Учебно-методическое пособие,- М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2009,- 304 с.

8. Котанс А.Я. Технология социально-культурного сервиса и туризма: Учебное пособие/ Российская академия образования; Московский психолого-социальный институт.- М.: Флинта: МПСИ, 2010.- 384 с.

9. Лесник А. Л. Гостиничный маркетинг: теория и практика максимизации продаж / А. Л. Лесник. - М.: , 2009.

10. Мохова Ю.А., Мохов А.Г. Турфирма: с чего начать, как преуспеть. - Спб.: Питер, 2009. - 240 с.

11. Севастьянова С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. М.: КноРус, 2010. 256 с.

12. Сухов Р.И. Технологии и организация продаж в туристском агентстве. - М.: МарТ, Феникс, 2010.

13. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. Ростов-на-Дону: «МарТ», 2004.

14. Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп.- Ростов-на-Дону: МарТ, 2010.-446 с.

15. Чудновский А.Д., Белозерова Ю.М. Безопасность бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства. М.:ИД «Форум» - ИНФРА-М, 2012.

Наши рекомендации