FEC selective (Односторонняя связь. Передача сообщения конкретному судну)
Режим FEC selective, как и режим FEC collectiveявляетсярежимом без обратной связи. Повышение надежности связи, как и в предыдущем режиме, достигается за счет двукратного повторения каждого знака. Но, в отличие от режима FEC collective, циркулярная передача здесь невозможна. Принимать информацию сможет только один абонент, телексный номер которого указан передающей радиостанцией.
В данном примере береговая станция передает информацию в режиме FEC selective, а принять ее может только судно с номером 70004, так как именно этот номер указала береговая станция в начале передачи сообщения. Все остальные станции не смогут принять никакой информации, хотя и они настроены на эту же частоту.
Перед началом передачи сообщения передающая радиостанция передает фазирующие сигналы и телексный номер абонента для которого предназначено сообщение. В отличие от режимов ARQ и FEC collective,в режиме FEC selective используется инвертированный код, то есть соотношение числа “1” к числу “0” не 3:4, а 4:3. Если станция опознает свой телексный номер в этом “перевернутом” коде, то она переходит в режим приема и распечатывает сообщение. Если же станция не опознает свой номер, то прием сообщения игнорируется, и на печать ничего не выводится.
Таким образом, этот режим имеет нечто общее с режимом ARQ (связь только между двумя станциями) и нечто общее с режимом FEC collective (отсутствует обратная связь).
Достоинством этого режима является возможность передачи информации на судно даже в случае, когда судовая радиостанция не может работать на передачу, например, если судно стоит в порту. Недостатком является отсутствие уверенности, что сообщение действительно принято абонентом
Стандартные процедуры автоматической радиотелексной связи
Так как основным режимом связи в радиотелексе является режим ARQ, то рассмотрим только процедуры работы в этом режиме. В данном разделе мы не будем “привязываться” к какой-то конкретной аппаратуре, а будем рассматривать лишь общие процедуры, которые справедливы для любых приборов.
Инициатором связи, как правило, является судно. Сеанс связи начинается с вызова береговой радиостанции. Перед тем как вызвать береговую станцию, необходимо прослушать частоты работы этой станции и убедиться, что станция на данном канале не работает с другим судном. Частоты приема и передачи всех станций для режима F1B (J2B) можно найти в справочнике ITU List of Coast Stations (List IV). Некоторые станции имеют датчик свободного канала, то есть, если данный канал свободен, то береговая станция передает свой позывной (азбукой Морзе) и серию служебных сигналов. Убедившись, что данный канал свободен, оператор судовой станции вводит телексный номер нужной береговой станции и инициирует вызов. После фазирования автоматически происходит обмен автоответами, то есть распечатывается автоответ береговой радиостанции и судна.
После этого береговая станция дает команду “GA+” или приглашение к вводу команды.
Рассмотрим основные команды, используемые в радиотелексном обмене с береговой радиостанцией:
DIRTLX «код страны» «номер абонента»+ - запрос прямого телексного соединения
TLX «код страны» «номер абонента»+ - требуется передать телексное сообщение в режиме store and forvard
TGM+ - требуется передать радиограмму
OPR+ - требуется связаться с оператором
URG+ - требуется немедленно связаться с оператором
MSG+ - судно готово к приему сообщений в свой адрес
HELP+ - запрос информации об услугах, предоставляемых этой береговой станцией
MED+ - требуется передать медицинское сообщение
BRK+ - разрыв связи с береговой станцией
FREQ+ - судно сообщает береговой радиостанции, на какой частоте оно будет нести вахту
Ввод команды в радиотелексе заканчиваются знаком “+”.
С более полным списком команд, используемых в обмене с береговой радиостанцией можно ознакомиться в справочнике ITU List of Coast Stations (List IV), либо запросить командой HELP+ (НLP+) у береговой радиостанции.
Для получения информации в свой адрес вводится команда MSG+, после чего будет передана вся информация, которая есть на этой радиостанции в адрес данного судна. Если же никакой информации для судна нет, то будет распечатано соответственно NIL, MAILBOX EMPTY, NO MSG и т.п.
На рисунке приведен пример сеанса связи в режиме прямого телексного соединения с береговым абонентом.
После автоматического обмена автоответами и получения приглашения к вводу команды (GA+) оператор судовой станции вводит команду DIRTLXxy+, то есть просит соединить его напрямую с абонентом ( x - телексный код страны, y - телексный номер абонента)1 . Когда соединение установлено, распечатывается автоответ абонента сети телекс и команда MSG+. С этого момента начинается отсчет оплачиваемого времени. В случае невозможности соединения,распечатывается одна из следующих команд:
OCC - абонент занят
DEF - аппаратура неисправна
NC - нет линии
NA - передача этому абоненту не разрешена
NCH - номер абонента изменился
NP - этот номер не является абонентом сети телекс
1 Если абонент находится в той же стране, что и береговая радиостанция, то код страны, как правило, можно не указывать. Некоторые станции при запросе прямого телексного соединения требуют вводить цифру “0” перед телексным кодом страны абонента.
После получения автоответа абонента и команды “MSG+”, судовой оператор инициирует обмен автоответами и передает сообщение, после чего вновь обменивается автоответами. Обмен автоответами является подтверждением состоявшегося сеанса связи. Далее судовой оператор вводит команду “KKKK”, то есть, разрывает линию связи с абонентом, с этого момента оплачиваемое время связи заканчивается. Береговая радиостанция, разорвав связь судна с телексным абонентом, распечатывает для судна информацию о дате, времени, номере абонента, с которым устанавливалась связь, и об оплачиваемом времени. После этого опять распечатывается приглашение к вводу команды (“GA+”). Если информации для передачи больше нет, то судовой оператор разрывает связь с береговой станцией, то есть, переходит в режим ожидания.
В данном случае использовался режим прямого телексного соединения с абонентом.
Режим store and forward заключается в том, что судовой оператор передает сообщение в устройство накопления информации на береговой радиостанции и указывает, по какому номеру необходимо отправить это сообщение. Через некоторое время береговая станция сама передаст это сообщение адресату. В этом случае вместо команды “DIRTLX код страны номер абонента+” следует набирать “TLX код страны номер абонента+”.