ТЕМА: География отраслей мирового хозяйства. Практическое занятие № 14
Практическое занятие № 14
География автомобильного и трубопроводного транспорта мира
Цель занятия: познакомиться с основными понятиями темы; выявить географическую специфику указанных видов сухопутного транспорта; изучить перспективы развития.
Основные понятия: транспортный коридор, продуктопровод, скоростные автодороги, уровень автомобилизации.
Задания и вопросы
1. К важнейшим показателям развития автомобильного транспорта относятся протяженность и плотность (густота) дорог. Используя упрощенные формулы (без учета освоенности территории), рассчитайте недостающие данные для табл. 1 и сделайте выводы о транспортной обеспеченности стран. Выявите и объясните закономерности изменения показателей плотности дорог.
П = L/ S • 1000,
где П — плотность автодорог на 1000 км.2 территории;
L — протяженность автодорог, км.;
S — площадь территории страны, км.2.
D = L/S,
где D — коэффициент транспортной обеспеченности (коэффициент Энгеля, табл. 2).
Таблица 1. Длина автомобильных дорог и густота автомобильной сети по странам мира
Страна | Протяженность дорог, тыс. км. | S страны, тыс. км.2 | Плотность автодорог, км/ 1000 км.2 | Страна | Протяженность дорог, тыс. км | S страны, тыс. км.2 | Плотность автодо- рог, км/1000 км.2 |
1. США | 11. ФРГ | ||||||
2. Индия | 12. Италия | ||||||
3. Бразилия | 13.Великобритания | ||||||
4. Китай | 14. Польша | ||||||
5. Япония | 15. ЮАР | ||||||
6. Франция | 16. Индонезия | ||||||
7. Канада | 17. Турция | ||||||
8. Австралия | 7 692 | 18. Мексика | |||||
9. Россия | 17 075 | 19. Пакистан | |||||
10. Испания | 20. Аргентина | 2 780 | |||||
Мир всего | 28 000 | ... | Мир всего | 28 000 |
Примечание. Обеспеченность автодорогами в расчете на 10 000 жителей (км) в некоторых странах мира: Канада — 4,5; США — 2,25; Финляндия — 2; Франция — 1,75; Россия — 0,4; Китай — 0,1.
Таблица 2. Шкала коэффициентов Энгеля
Величина коэффициента | Транспортная обеспеченность |
Менее 0,1 | Неудовлетворительная |
0,13-0,17 | Недостаточная |
0,2-0,29 | Удовлетворительная |
0,3-0,4 | Достаточная |
0,5-0,6 | Высокая |
Более 0,6 | Интенсивная |
2. Вычислите долю регионов и стран первой десятки в мировой протяженности автодорог. Используя данные табл. 3, 4 и задания 1 сделайте выводы и ответьте на следующие вопросы.
[1]) Чем объясняется лидерство отдельных регионов и стран мира в развитии автомобильного транспорта?
2) Существует ли связь между уровнем развития автотранспорта и показателями его работы?
3) Чем объяснить усиление роли автомобильного транспорта в пассажирских перевозках?
Таблица 3. Показатели развития автомобильного транспорта по регионам
Регион | Протяженность автодорог, тыс. км | Доля от мировой протяженности, % | Доля в мировом парке автомобилей, % |
Мир | 28 000 | ||
Зарубежная Европа | |||
Зарубежная Азия | |||
Северная Америка | |||
Центральная и Южная Америка | 5,5 | ||
Африка | 2,5 | ||
Австралия и Океания | 2,1 | ||
СНГ | 6,9 |
Источники. Кузнецов А.П., Заяц Д.В. Атлас: Современный мир. География. Серия «Сферы». М.: Просвещение, 2005. С. 28; Баранчиков Е.В. Экономическая география России и мира. Справочные материалы. М.: Федеральный центр тестирования, 2005. С. 207—208; Профиль. 1 декабря 2008. С. 56.
Таблица 4. Страны — лидеры по грузообороту автомобильного транспорта, 2008, млрд. т/км
Страна | Грузооборот | Страна | |
США | Мексика | ||
Япония | Франция | ||
Германия | Великобритания | ||
Италия | Турция | ||
Испания | Польша | ||
Мир |
3. Выполните работу на контурной карте «Уровень автомобилизации населения и важнейшие транспортные коридоры Европы».
Методические рекомендации:
1. Данную картографическую работу лучше всего выполнять способом картограммы. На картограммах количественные характеристики территорий отображаются различиями в интенсивности окраски (штриховки). Большая интенсивность окраски означает более сильное развитие явления. Данный способ пригоден для отражения только относительных показателей.
Переход от низких показателей к более высоким происходит не непрерывно, а по ступеням. Поэтому очень важно выбрать оптимальную шкалу, чтобы она отражала специфику показателя и давала представление о его географическом размещении. Шкала ступеней должна учитывать и цели картограммы. В нашем случае цели учебные, поэтому она должна быть проще и короче, желательно с равными интервалами.
2. Нанесите маршруты важнейших транспортных коридоров (ТК) Европы, выделяя главные транспортные узлы и морские порты.
При выполнении задания пользуйтесь табл. 5 и 6.
Таблица 5. Уровень автомобилизации населения европейских государств, число легковых автомобилей на 1000 человек населения
Страна | Уровень автомобилизации | Страна | Уровень автомобилизации | Страна | Уровень автомобилизации |
Австрия | Италия | Сан-Марино | |||
Албания | Латвия | Сербия | |||
Андорра | Литва | Словакия | |||
Белоруссия | Лихтенштейн | Словения | |||
Бельгия | Люксембург | Украина | |||
Болгария | Македония | Финляндия | |||
Босния и Герцеговина | Мальта | Франция | |||
Великобритания | Молдавия | Хорватия | |||
Венгрия | Монако | Черногория | |||
Германия | Нидерланды | Чехия | |||
Греция | Норвегия | Швейцария | |||
Дания | Польша | Швеция | |||
Ирландия | Португалия | Эстония | |||
Исландия | Россия | Турция* | |||
Испания | Румыния | Мир |
* Частично расположена в Европе (3% территории страны).
Таблица 6. Транспортные коридоры Европы
Номер ТК | Маршрут * |
Хельсинки, Таллин, Рига, Калининград, Вроцлав | |
Берлин, Варшава, Минск, Москва, Нижний Новгород, (Екатеринбург, Новосибирск)** | |
Берлин, Вроцлав, Краков, Киев | |
Дрезден, Прага, Будапешт, София, Стамбул | |
Венеция, Любляна, Будапешт, София, Стамбул | |
Гданьск, Катовице, Познань | |
Дунайский водный путь с выходом на канал Рейн — Майн — Дунай | |
Дуррес, Тирана, София, Пловдив, Варна | |
Хельсинки, Санкт-Петербург, Москва, Киев, Бухарест, Димитровград, Александруполис | |
МТК | СПб, Москва, Астрахань, Оля, Ноушехр, Тегеран, Бендер-Аббас, Маскат, Ахмадабад, Дели, Колката; Ахмадабад, Мумбаи, Ченнаи |
* Из-за мелкомасштабности контурных карт промежуточные пункты маршрутов могут быть отражены с меньшей подробностью и с сокращениями. СПб — Санкт-Петербург, МТК — Международный транспортный коридор (проект ФРГ и РФ). ** В перспективе.
4. Нанесите на контурную карту новые, строящиеся и проектируемые трубопроводы (табл. 7). Чем объясняется сложившаяся картина (страны-участницы, направления, объемы)? Оцените геополитические и экономические последствия строительства новых трубопроводов, стартующих с территории России и идущих в обход нее. Ответьте на вопросы.
Методические указания
Название выполняемой работы — «Новые трубопроводы».
Работающие объекты показывают сплошными линиями (голубой — газопроводы, коричневый или черный — нефтепроводы) или общепринятыми линейными значками (см. школьные атласы). Строящиеся и проектируемые магистрали отображают пунктирными линиями соответствующего цвета или общепринятыми значками красного цвета.
У трубопроводов должны быть подписаны начальные и конечные точки маршрутов и наиболее важные пункты вдоль трассы (пересечения границ, пересечения с другими транспортными магистралями, распределительные центры и хранилища и т.п.). Если имеются собственные названия трубопроводов, например «Голубой поток», то они могут быть подписаны. Мощности магистралей могут быть отражены толщиной линий или цифровыми обозначениями.
Таблица 7. Номенклатура для нанесения на карту
Проект | Направление | Состояние | Протяженность, км | Мощность, млн. т / млрд. м3 | Участники |
«Северный поток» Россия — Германия | Грязовец — Тихвин — Волхов — СПб — Выборг— Грайфсвальд (ФРГ) | С | РФ, ФРГ, Италия | ||
«Южный поток» РФ — Болгария — Греция — Италия или Болгария — Румыния — Венгрия — Словения — Италия1 | Новороссийск — Бургас — Ипсала — Отранто или Пловдив — Клуж- Напока — Будапешт — Триест | С | РФ, ФРГ | ||
TGI - IGI2 Турция-Италия | Караджабей — Ипсала — Комо- тини — Ставроли- менас — Отранто3 | п | 11,6 | Турция, Италия, Греция | |
«Голубой поток» РФ — Турция | Джубга (Туапсе) — Самсун | р | РФ, Турция | ||
Южно-Кавказский | Баку — Тбилиси — Эрзурум | р | 6,6 | Азербайджан, Турция | |
Трансафганский | Давлатабад — Герат — Кандагар- Мултан — Гвадар | п | Туркмения | ||
Ямал — Западная Европа | Ямал — Амдерма- Микунь — Углич — Тверь — Витебск — Гродно-Познань — Берлин | Россия, ФРГ | |||
Южный Парс — Армения | Тебриз — Агарак- Мегри — Каджа- ран — Сисиан — Джермук — Арарат | Р/С | Иран, Россия, Армения | ||
Трансмед — 24 | Хасси — Рмель- Тлемсен — Уджда- Тетуан — Танжер- Кордова | р | Алжир, Марокко, Испания, Португалия | ||
«Штокман» | Баренцево море- Териберка — Хельсинки —Упсала и Хельсинки — Гданьск-Вроц- лав — Брно-Вена | с | Россия, Норвегия, Франция | ||
Прикаспийский Туркмения — Россия | Ашхабад — Кара- богаз — Атырау — Александров Гай | с | Туркмения, Казахстан, РФ | ||
Туркмения — Афганистан — Пакистан | Мары — Мазари- Шариф — Пешавар | П | |||
ЗСТО5 РФ-Китай | Бованенково — Уренгой — Кемерово — Новокузнецк — Урумчи- Шанхай | П | 40? | Россия, Китай | |
Восточная Сибирь-Китай | Ковыкта — Иркутск — Тун- ка — Улан- Батор — Пекин | П | Россия, Китай, Монголия | ||
NIGAL6 | Порт-Харкорт — Абуджа — Кано — Зиндер — Агадес — Константина | П | Нигерия, ЕС, Алжир, РФ | ||
Меркосур | Северо-Западное месторождение (Аргентина) — Куритиба — Сан- Паулу (Бразилия) | П | Аргентина, Бразилия | ||
Крус-дель-Сур | Пунта-Лара (Аргентина) — Коло- ния-дель-Сакра- менто (Уругвай) — Порту-Алегре (Бразилия) | С | 7,5 | Аргентина, Уругвай, Бразилия | |
Камисеа | Камисеа — Риу- Бранку — Порто- Велью — Пуэрто- Суарес | П | Перу, Бразилия, Боливия | ||
ВСТО7 Россия — Китай (нефть) | Тайшет — Усть- Кут — Таксимо — Тында-Сковоро- дино — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — Находка | С | Россия, Китай, Республика Корея, Япония | ||
Казахстан — Китай (нефть) | Атасу-Алашанькоу | Р | Казахстан, Китай | ||
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) | Тенгиз-Атырау — Астрахань — Кропоткин — Новороссийск | P | Россия, Оман, Казахстан, США, Италия, Великобритания |
Р — работает, С — строится, П — проектируется.
1 Предпочтительнее южное направление, так как северная ветка более протяженная, а потому более дорогая. Но возможна реализация проекта в двух вариантах, поскольку Румыния, Венгрия и Словения выразили желание участвовать в проекте. 2 TGI — Турция — Греция — Италия; IGI — Италия — Греция. 3 Включая прокладку 217-км газопровода «Посейдон» по дну Адриатического моря. 4 Транссредиземноморский; 5 ЗСТО — Западная Сибирь — Тихий океан; 6 NIGAL — Нигерия — Алжир. 7 ВСТО — Восточная Сибирь — Тихий океан.
Вопросы:
1)Почему в Японии не получил развитие трубопроводный транспорт?
2)Какие районы связывают магистральные нефтепроводы в Канаде, США и РФ; в Западной Европе; в развивающихся странах?
3)Почему маршруты некоторых новых трубопроводов вызывают резкую негативную реакцию со стороны природоохранных организаций (и иногда местного населения), например трасса ВСТО?
4)Чем обусловлено активное использование дна акваторий Средиземного, Черного, Балтийского, Северного и Баренцева морей для прокладки газопроводов?
5)Почему среди проектов развития трубопроводной инфраструктуры абсолютно преобладают газовые проекты?