Развитие теории экономического районирования России
Д.Н. Липухин, В.Н. Кучкин
ПРАКТИКУМ
ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ГЕОГРАФИИ РОССИИ
Региональная часть
Учебно-методическое пособие
Екатеринбург
Издательство Уральского государственного
педагогического университета
УДК 338:91 (471)(075.84)
ББК УО 49 (2Ря7)
Л 61
Р е ц е н з е н т ы:
И.Н. Корнев
канд. геогр. наук, профессор, заведующий кафедрой
экономической географии и методики обучения географии
Уральского государственного педагогического университета;
А.В. Зырянов
преподаватель географии и экономики высшей категории, заместитель директора МОУ СОШ №63 г. Екатеринбурга
Липухин, Д.Н.Практикум по социально-экономической
Л 61 географии России. Региональная часть [Текст]: учеб.-
метод. пособие / Д.Н. Липухин, В.Н. Кучкин; Урал. гос.
пед. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2008. – 96 с.
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой учебной дисциплины «Экономическая и социальная (общественная) география России». Представлены разработки практических и лабораторных занятий по региональной части учебной дисциплины, целью которых является закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений студентов по экономико-географическому изучению районов страны.
Адресуется студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности «050103 – География», а также учителям географии общеобразовательных учреждений.
УДК 338:91 (471)(075.84)
ББК УО 49 (2Ря7)
ISBN 978-5-691-01690-6© Липухин Д.Н., Кучкин В.Н., 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебная дисциплина «Экономическая и социальная (общественная) география России» является важнейшей составляющей профессиональной подготовки учителя географии в педагогических вузах.
Практикум составлен в соответствии с программой и учебным планом подготовки специалистов-географов на географо-биологическом факультете УрГПУ. В задания включены узловые темы учебной дисциплины, имеющие существенное значение в формировании профессиональных умений и навыков будущего учителя, развития его географической культуры.
Цель региональной части учебной дисциплины – формирование у студентов знаний и умений, раскрывающих социальную и экономико-географическую специфику крупных районов России и отдельных субъектов Федерации.
Разработки занятий построены по единому плану: вначале даются вопросы теоретического характера, нацеливающие студентов на систематическую и основательную подготовку к занятиям, затем предлагаются практические задания по теме. На практических и лабораторных занятиях студенты формируют умения и навыки, которые включают:
- обработку и анализ статистических данных, характеризующих экономико-географические или социальные процессы и явления; - работу по социально- и экономико-географическому описанию географических объектов и явлений, составлению образных представлений о территории;
- работу по графической интерпретации информации (составление графических схем, картосхем, тематических карт);
- работу с научной, учебно-методической литературой, материалами периодической печати.
Статистические материалы, представленные в практикуме, составлены на основе официальных публикаций Росстата, данных ведомственной статистики и расчетов авторов.
Занятия 1-2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ РОССИИ.
РАЙОНЫ В ГРТ СТРАНЫ
Цель:изучение концепции экономико-географического районирования, эволюции районирования территории России в разные историко-географические периоды; выявление роли районов в ГРТ современной России.
Вопросы для собеседования:
1. Сущность экономического районирования как метода экономико-географических исследований. Понятие «экономический район», критерии его выделения и факторы районообразования.
2. Оценка опыта экономико-географического районирования дореволюционной России (К.И. Арсеньев, Н.П. Огарев, П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.И. Менделеев и др.).
3. Экономическое районирование в трудах В.И. Ульянова (Ленина) «Развитие капитализма в России», «Новые данные о законах развития капитализма в земледелии».
4. Развитие теории экономического районирования в советский период. Районирование Госплана СССР, его основные принципы.
5. Современная сетка районов России и тенденции ее изменения. Новые схемы экономического районирования России (В.К. Бугаев, В.В. Подколзин, В.Е. Кирьянчук и др.).
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1
Используя литературные источники, рис. 1–2 заполните табл. 1 и сформулируйте выводы о роли экономико-географического районирования России на разных историко-географических этапах развития.
Таблица 1
Развитие теории экономического районирования России
Автор | Год | Наименование работы | Выделенные районы | Принципы |
Рис. 1. Экономические области (районы) европейской части России по районированию П.П. Семенова-Тян-Шанского (1880 г.).Цифрами обозначены экономические области: I – Крайняя северная; II – Приозерная; III – Прибалтийская; IV – Московская промышленная; V – Центральная земледельческая; VI – Приуральская; VII – Нижневолжская; VIII – Малороссийская; IX – Новороссийская; X – Юго-Западная; XI – Белорусская; XII - Литовская
Рис. 2. Экономические районы Госплана СССР 1921–1922 гг.
Цифрами обозначены районы: 1 – Северо-Западный; 2 – Северо-Восточный; 3 – Западный; 4 – Центрально-Промышленный; 5 – Вятско-Ветлужский; 6 – Уральский; 7 – Средневолжский; 8 – Юго-Западный; 9 – Южный Горнопромышленный; 10 – Нижневолжский; 11 – Центрально-Черноземный; 12 – Кавказский; 13 – Западно-Киргизский (Западно-Казахстанский); 14 – Восточно-Киргизский (Восточно-Казахстанский); 15 – Среднеазиатский; 16 – Обский (Западно-Сибирский); 17 – Кузнецко-Алтайский; 18 - Енисейский; 19 – Ленско-Байкальский (Ленско-Ангарский); 20 – Якутский; 21 – Дальне-восточный
Задание 2
Составьте сравнительную таблицу, показывающую место районов России по величине площади территории, численности, плотности населения и уровню урбанизированности (см. Практикум по социально-экономической географии России. Общая часть. – Екатеринбург, 2007. – С. 62-67). Проранжируйте экономические районы по указанным выше четырем показателям и оформите по образцу табл. 2.
Таблица 2