Система работы над глаголами.
Глагол — разряд слов, который характеризуется прежде всего большим семантическим богатством. Глагол — это часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая признак как действие, состояние или становление. Значение действия — это наиболее обобщенное значение глагола как части речи. Обобщение проявляется прежде всего в том, что к глаголу принадлежат слова, обозначающие разные действия: трудовую деятельность {рубить, строить), передвижение лица или предмета {идти, ползти), чувства {слышать, видеть), мыслительные процессы {думать, рассуждать), физическое состояние {спать, лежать) и многие другие.
Кроме разнообразия лексических значений, глагол представляет собой синтез разнообразных грамматических категорий и форм. Он изменяется по временам, числам, лицам и по родам, в состав глагольных форм входит изменяемая и неизменяемая форма (неопределенная форма). В начальных классах не рассматриваются категории наклонения, залога, причастия, деепричастия.
По своему словообразовательному составу глагол также своеобразен: в нем развита система префиксального образования; у глагола довольно сложные способы суффиксального словообразования. В тесной связи с указанными особенностями глагола находится его правописание: безударные гласные корня, наличие безударных не только в корне, но и в приставках, суффиксах и окончаниях.
Своеобразие глагола выражается и в его синтаксических возможностях: это прежде всего сказуемое в предложении, т.е. главный член предложения, сообщающий о подлежащем какую-то новую мысль; наряду с подлежащим он один из организующих центров предложения.
Большое значение глагол имеет для построения словосочетаний: как известно, в русском языке широко развито глагольное управление, правильное употребление падежей существительных во многом зависит от понимания учащимися лексического и грамматического значения глагола.
В начальной школе глагол изучается в довольно элементарном, сокращенном виде, причем рассредоточено по всем классам. Начальные классы должны, кроме сообщения сведений о глаголе, научить детей свободно и в то же время сознательно пользоваться глагольными формами, грамотно их писать и правильно строить словосочетания и предложения с этими формами.
Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников. Основные задачи изучения глагола:
1) Сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи.
2) Развить умение осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях.
3) Повысить уровень умственного развития учащихся.
4) Выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения.
Все задачи решаются во взаимосвязи. Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся лишь с некоторыми категориями, характерными для данной части речи.
Последовательность изучения глагола.
1 класс.Подготовительный этап совпадает условно с периодом обучения грамоте. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во 2 классе в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?».
3 класс.Основные задачи данного этапа состоят в формировании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с изменением глаголов по числам и временам, овладении учащимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употребительных в речи младших школьников.
4 класс.Работа над глаголом в этом классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению с 3 классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов. Задачами изучения глаголов в 4 классе являются:
1) Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении).
2) Развить навыки точного употребления глаголов в речи. С этой целью продолжаются наблюдения над употреблением глаголов в прямом и переносном значении, над глаголами-синонимами и глаголами-антонимами, практикуется стилистический анализ текста.
3) Познакомить со спряжением глаголов. Научить распознавать лицо глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени.
4) Подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола. Провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением, учить распознавать спряжение по неопределенной форме.
Формирование понятия глагол начинается в период обучения грамоте. В это время происходит накапливание конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения: обозначают действие предмета. Упражнения проводятся в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам и т.п. Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, учащиеся устанавливали связь между тем, что обозначает слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например, Птицы осенью (что делают?) улетают. Целесообразно начинать работу с глаголов, у которых лексическое значение совпадает с грамматическим (бежит, летает, бросает). На примере действий, которые выполняют сами учащиеся, они наглядно убеждаются в том, что обозначают глаголы. Важным условием является подбор глаголов, значение которых не совпадает с житейским пониманием «действия» предмета (болеть, удивляться, зеленеть).
Одним из ведущих умений, формируемых у первоклассников, является постановка вопроса к слову. Учитель специально упражняет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида. Слова, отвечающие на вопрос что?, сопоставляются со словами, отвечающими на вопрос что делать? Отмечается при этом, что слова первой группы являются названиями предметов, а слова второй группы — названиями действий предметов. Сопоставление позволяет не только дифференцировать глаголы и имена существительные, но и установить их взаимодействие в речи.
При распознавании вопросов что делает? что делают? что делал? что делала? что делало? что делали? что сделает? что будет делать? учащиеся фактически выполняют пропедевтическую работу над категориями времени, рода и числа. Постановка морфологического вопроса проводится в предложении, и важно не отождествлять морфологический и синтаксический вопросы. Морфологический вопрос ставится для выяснения, что обозначает слово: предмет, признак или действие.
Неопределенная форма глагола не обозначает ни времени, ни лица, она более абстрактна, чем другие глагольные формы. Поэтому изучение этой формы нецелесообразно в 1-3 классах. Неопределенная форма глагола (инфинитив) обозначает действие или состояние без указания лица и времени и является начальной формой глагола. По своему происхождению и положению в системе языка неопределенная форма напоминает имя существительное в именительном падеже; недаром в русском языке имеются омонимы: знать, печь — глаголы и знать, печь — имена существительные. Неопределенная форма глагола, так же как именительный падеж имени существительного, — начальная форма. В словарях в качестве исходных даются именно именительный падеж существительных и местоимений и неопределенная форма глагола. Такая близость (по происхождению и по значению) часто влечет за собой смешение глагольных форм с именами существительными, особенно если существительное по своему лексическому значению совпадает с глаголом: решать — решение, ходить — ходьба, составить — составление. А это способствует смешению лексического и грамматического значений в слове. В этом плане полезна практическая работа по словообразованию: образуя от имени существительного или прилагательного глаголы, учащиеся постепенно начинают уяснять и грамматические значения, отличающие друг от друга разные части речи; например, сопоставление слов дрожь — дрожать, зеленый — зеленеть помогает разобраться в различии существительных, прилагательных и глаголов.
Учащимся начальных классов практически постоянно приходится иметь дело с глаголами совершенного и несовершенного вида, ставить вопросы к глаголам: что делать? что сделать?Надо добиваться, чтобы дети умели правильно ставить к глаголам вопросы что делать? и что сделать? Умение правильно поставить вопрос к глаголу, в частности к глаголу в неопределенной форме, важно для усвоения правописания личных окончаний глаголов. Выработка умения ставить вопрос зависит от того, владеет ли ребенок порядком необходимых действий. Учащиеся должны:
— уметь найти в предложении слово, обозначающее,действие;
— различать вопросы что делать? и что сделать?;
— показать, что разбираемые слова — это глаголы.
Неопределенная форма используется для речевых упражнений, которые затем, при изучении временных форм, будут продолжаться, опираясь уже наэти формы. При изучении неопределенной формывозможны такие типы упражнений:
1.Наблюдение над лексическим (смысловым) значением глаголов в неопределенной форме, над их многозначностью, синонимией, сопровождаемые заданиями:
а) сгруппировать глаголы по значению (передвижение, физический труд, говорение, работа мысли, состояние погоды и т.д.);
везти пилить решать шептать говорить страдать плакать;
б) подобрать синонимы к глаголам:
смотреть — ... сказать — ... желать — ... греметь — …
в) подобрать антонимы к глаголам:
говорить —... радовать —... светлеть — ... давать —...
г) заменить глаголы существительными: возвратить — ... встретить — ... кричать — ...
д) заменить существительные глаголами:
отправление — ... освещение — ... собирание — ....
2. Составить словосочетания, состоящие из глагола в неопределенной форме и зависимого от него существительного: приходить в... ...комнату
лечить ... ... зубы
читать ... ... картину
3. Добавить недостающие глаголы в неопределенной форме, обозначающие движение:
Нельзя, было ... по дороге. Надо было ... на автобусе. Люблю ... пешком. Товарищ взялся нас ... до вокзала.
4. Перевести личную форму глагола в неопределенную форму, отвечающую на вопросы что делать? или чтосделать?
Косте (надо) спешит в школу. Сережа (хочет) пилит дрова.
5. Образовать от неопределенной формы глагола однокоренное имя существительное и, наоборот, образовать от существительного неопределенную форму:
Пристроить — пристройка, убирать, чистить, решать;
Расчистка — расчищать, вязание, хождение, плавание. При работе над неопределенной формой глагола следует обращать внимание на орфографическую сторону инфинитива, особенно на правописание безударных гласных в глагольных суффиксах.
Категория числа глагола требует обращения внимания на ее смысловую сторону и на формально-грамматическое средство выражения числа. Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание. Таким образом достигается установление учащимися связи между вопросом, на который отвечает глагол, формой числа, в котором он употреблен, и окончанием: что делает?ед.ч. говорит, что делают? мн.ч. говорят. Ознакомить учащихся с согласованием существительного и глагола в числе, с сущностью числа можно следующим образом:
1. Учитель показывает предметные картинки, на одной из которых изображен один предмет, а на другой — несколько предметов: «самолет» и «самолеты».
— Составьте по рисункам предложения из двух слов. Самолет летит. Самолеты летят.
— Сравните глаголы в этих предложениях. Действие скольких предметов обозначает каждый глагол?
2. Обобщение:
— Если глагол обозначает, действие одного предмета, то стоит в единственном числе. Если глагол обозначает действие двух или более предметов, то он стоит во множественном числе.
— Поставьте вопрос к каждому глаголу.
— На какой вопрос отвечает глагол в единственном числе?
— На какой вопрос отвечает глагол во множественном числе?
3. Наблюдение над согласованием существительного с глаголом:
— Спишите текст.
Вчера мальчики ходили в лес. Яркий луч солнца скользил по дереву. Сосны стояли зеленые. Березки и ивы покрылись нежной листвой.
— Определите число имен существительных и число глаголов.
— Измените число имен существительных.
— Как изменились глаголы?
— Какая часть слова изменилась в глаголах?
4. Обобщение:
— Глагол, связанный с именем существительным, стоит в том же числе. Изменяя число существительного, изменяем и число глагола.
В процессе последующей работы у учащихся формируется умение изменять глагол по числам.
Временные формы глагола представляют для третьеклассников значительную трудность. Она обусловлена тем, чтопри образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.
Сущность временной формы глагола раскрывается учащимися на основе сопоставления того, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т.е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. Например, школьники наблюдают за действиями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано (пишет предложение, писал предложение, будет писать предложение). Аналогично составляются предложения о том, что происходит в природе в настоящее время, т.е. в момент речи, что было до этого, что произойдет в будущем. Конкретные наблюдения позволяют получить лексический материал, обобщая который, учащиеся под руководством учителя делают следующие выводы:
1) Глаголы изменяются по временам. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.
2) Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в то время, когда о нем говорят, т.е. в момент речи. Они отвечают на вопросы что делает? что делают?
3) Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое произошло до момента речи. Они отвечают на вопросы что делал? что делали?
4) Глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи. Они отвечают на вопросы что сделает? что сделают? или что будет делать? что будут делать?
При распознавании времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола. Учитель специально обращает внимание учащихся на суффикс -л- как показатель прошедшего времени глагола.
Важно научить правильно пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. Эта работа направлена на установление связи: вопрос-время глагола-суффикс (для глаголов прошедшего времени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма глагола, а постановка вопроса направляет действия учащихся. Сущность категории времени у глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам. Изучение изменения глаголов в настоящем времени опирается на известные уже термины «настоящее время», «число» и «лицо».
С понятием «лицо» учащиеся познакомились при изучении местоимений. Они знают, что местоимения бывают 1-, 2- и 3-го лица, что они изменяются по числам (я-мы, ты-вы, он-они). Эти сведения и используются при первом
ознакомлении учащихся с изменением глагола по лицам. Даются сочетания: я пою, ты поешь, он поет, мы поем, вы поете, они поют. Дети, наблюдая, убеждаются, что в зависимости от лица местоимения изменяется и лицо глагола, что он изменяет свои окончания и что эти изменения —изменения по лицам и числам. Вслед за этим составляется таблица личных окончаний глагола, которой дети пользуются для определения лица и числа глаголов.
Будущее время глагола предстоит перед учащимися в двух видах: то как будущее сложное, состоящее из вспомогательного глагола буду и данного глагола несовершенного вида в неопределенной форме: буду писать, будешь писать, будут писать, то как будущее простое, состоящее из одного слова — глагола совершенного вида: напишу, напишут. Термины «будущее простое» и «будущее сложное» детям не сообщаются. Большую трудность вызывает у учащихся простое будущее время, так как дети не всегда правильно ставят вопросы что делает? что сделает? Что делать? и что сделать?
Прошедшее время глагола связано с изменением по числам, а в единственном числе и по родам. Род и число в прошедшем времени выражается посредством окончаний и наличием суффикса -л-. Гласная перед этим суффиксом обычно бывает та же, что и перед суффиксом -ть- в неопределенной форме. Знать это учащимся необходимо, особенно в тех случаях, когда указанные гласные безударные.
Личные окончания глаголов. Учащиеся 4 класса учатся различать окончания, узнают, что для одних глаголов характерны в окончаниях -е и -ут, для других глаголов –и и -ат (-ят), наблюдают, что если какая-либо форма имеет в окончании е, то е сохраняется и в других окончаниях.
После наблюдения за различиями в правописании глаголов учитель предлагает рассмотреть таблицу спряжения, списать ее, выделив личные окончания глаголов, и прочитать определение, данное в учебнике.
Учащиеся сначала упражняются в различении глаголов, с ударными окончаниями, а затем с безударными. Учитель обращает внимание на правописание безударных окончаний глаголов, которое определяется по неопределенной| форме глагола.
При последующей работе рекомендуется:
1) ознакомить детей с порядком действий при встрече с личными окончаниями глаголов:
— определить время глагола,
— изменить глагол по вопросу ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?,
— применить правило;
2) развить у учащихся понимание обязательности соотношений:
1 спр -е----ут, -ют -ут, -ют----е
2 спр -и----ат, -ят -ат, -ят----и;
3) использовать в качестве вспомогательной словарную работу, имея в виду, что глаголы, имеющие перед личными окончаниями гласную букву, в большинстве своем имеют в окончании е;
4) проводить упражнения по этой теме и при изучении других тем;
5) добиваться того, чтобы учащиеся усвоили правописание наиболее распространенных глаголов.
Для формирования навыка правописания личных окончаний глаголов полезно проводить упражнения в изменении глагольных форм, списывание текста со вставкой пропущенных букв, переработка текста с заменой прошедшего
времени настоящим и др.