Человек связан с окружающим его миром живой и неживой природы тысячами незримых нитей. Он и сам является частью ее. Природа кормит, поит человека, обеспечивает его повседневные потребности, дарит несказанное удовольствие от общения с ней.
Однако взаимоотношения человека с окружающей средой складываются очень непросто. С одной стороны, человек благоговеет перед природой, восторгается ею, воспевает ее в стихах, запечатлевает в прекрасных картинах и фотографиях (рис. 1).
Рис. 1. «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
С другой стороны, тот же человек вырубает леса, истребляет животных, загрязняет окружающий мир промышленными и бытовыми отходами, превращает прекрасные и полноводные реки в сточные канавы (рис. 2).
Рис. 2. А вот так выглядит прекрасный мир в результате варварской деятельности
человека: а) вырубки леса; б) превращенной в свалку лесной поляны; в) отравления атмосферы промышленными выбросами; г) загрязнения водоемов
Долготерпивая и мудрая природа в ответ наказывает человека землетрясениями и цунами, наводнениями и снежными лавинами, непредсказуемыми сменами климата и погоды (рис. 3).
Рис. 3. Наводнения (а), цунами (б), смерчи (в) – грозное оружие в руках природы
Чтобы взаимоотношения человека и окружающего его мира были добрыми и гармоничными, необходимо знать и понимать природу, бережно к ней относиться, разумно и грамотно вести хозяйственную деятельность. Этому призваны способствовать и изучаемые в школе предметы, которые относятся к естествознанию: география, биология, физика, химия (рис. 4). С некоторыми из них вы уже успели познакомиться на предыдущих этапах обучения в школе.
Рис. 4. Биология, география, физика, химия относятся к естественным наукам
В этом году вы начинаете изучать физику. И только через год, в 8 классе будете знакомиться с таким учебным предметом, как химия. И это не случайно. Ведь химия – эта та учебная дисциплина, которая требует к себе ответственного и взрослого отношения.
| | | |
| |
| | Химия – это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях одних веществ в другие. | |
|
Как вы знаете, все окружающие нас предметы принято называть физическими телами, а то, из чего они состоят – веществами (рис. 5).
Рис. 5. Физические тела (слева) и соответствующие им химические вещества (справа): метизные изделия и порошок железа, аксессуары к компьютеру и различные пластмассы, солнечная батарея и кремний
Всякое тело имеет форму и объем. В свою очередь, каждое вещество индивидуально и неповторимо по своим признакам – свойствам: агрегатному состоянию, плотности, цвету, блеску, запаху, вкусу, твердости, пластичности, растворимости в воде, способности проводить тепло и электрический ток.
Опишем, например, свойства трех различных веществ трех различных агрегатных состояний: кислорода, уксусной кислоты и алюминия (табл. 1).
Таблица 1