Билет №12. Особенности склонения составных и сложных количественных и порядковых числительных. Употребление собирательных числительных.
Сложность в образовании форм числительного и употребление их в речи связано с изменением по падежам и сочетанием с существительными.
В составных и количественных числительных склоняются обе части числительного; это положение обязательно для нормативного литературного языка.
50-100 | 200-400 | 500-1000 |
пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьюдесятью пятидесяти | двести двухсот двумстам двумястами двухстах | пятьсот пятисот пятистам пятьюстами пятистах |
Склонение числительных 40, 90, 100 (на примере сорок)
И.п сорок
Р.п сорока
Д.п сорока
В.п сорок
Т.п сорока
П.п сорока
При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть. Остальные части имеют форму количественного числительного, но не изменяется (1941-ый год; в тысяча девятьсот сорок первом году)
В некоторых случаях для обозначения количества используют собирательные числительные (двое, трое, пятеро, шестеро, восьмеро, девятеро), двумя последующими мы редко используем, но следует помнить, что собирательными количественные бывают от 2-10, поэтому при указании более 10 употребляются количественные числительные, используемые в ограниченном числе случаев.
1). С существительными м.р и общего рода, которые называют лиц мужского пола
(двое друзей, трое учителей, пятеро судей, двое сирот)
2). С существительными, которые имеют формы только множественного числа или обозначают парные предметы (двое ножниц, двое взрослых)
используются с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении человека),
могут использоваться с названиями детенышей животных (трое насекомых, четверо медвежат)
3). С личными местоимениями – мы, вы, они
нас двое, их было шестеро
При этом следует помнить, что собственные числительные с существительными, которые обозначают лиц мужского пола иногда вносят сниженный оттенок, поэтому нежелательны такие выражения (двое генералов, трое профессоров)
4). Собирательные числительные не сочетаются с именными существительными, обозначающими лиц женского пола. Нельзя сказать (трое студенток, четверо подруг)
5) не сочетаются они с существительными м.р, которые обозначают названия животных. Нельзя сказать (двое волков)
Количественные числительные обозначают количество однородных предметов в целых единицах (десять, двадцать, сорок, сто). По структуре количественные числительные делятся на простые (один, два), сложные (пятьсот, восемьдесят) и составные (двадцать один, двадцать три).
Числительное один, а также составные числительные, оканчивающиеся на один, согласуются с существительными в роде. числе, падеже (один день, одна задача, одно решение, одни сутки, на одном окне и т.д.). Остальные количественные числительные во всех падежах И. и В.п. согласуются с существительными (пятью книгами), а в И.-В.п. управляют существительными: числительные два, три, четыре формой Р.п. единственного числа (два студента), числительные, начиная с пяти, - формой Р.п. множественного числа (пять студентов.
Использование местоимений в речи. Ошибки, возникающие при неверном их употреблении
Трудности в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а так же их ролью в предложении и текстах:
Нарушение в образовании отдельных форм местоимений наиболее частотны в разряде притяжательных местоимений 3 лица.
В литературном языке эту функцию выполняют застывшие формы Р. и В. падежей личного местоимения 3 л.
(его книга, ее книга, их книга)
Эти формы в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наша) НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ
(их план; их работа; их яблоко)
2. Недопустимо изменение в форме в косвенных падежах в сочетании с предлогами
к нему + Н( протетическое Н), которое отсутствует при беспредложном употреблении:
увидел его;
Употребление формы протетического Н при наличии предлога является грамматической ошибкой
3.Местоимения Сам в форме В.п ед.ч может иметь 2 формы: -саму, -самоё(книжн.)
Н-р: Винить ей приходилось только саму/самоё себя
4. При использовании местоимений в речи очень важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы слушателю или читателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимений. Наибольшую трудность обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных и относительных местоимений.
Употребление словозаменительных местоимений требует особого внимания:
Нельзя использовать эти местоимения, если в предыдущем контексте нет заменяемого слова.
Н-р: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму.
3. Особого внимания заслуживают построение предложений с относительным местоимением КОТОРЫЙ. Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное, поэтому:
Н-р: В музеях выставлены чучела динозавров, которые погибли в годы войны во время бомбежки.
При употреблении мм нередко нарушается согласование в замещаемом слове. Замещаемое мм должно быть согласовано с существительным или заменено словом в роде и числе.
а) Если замещаемое слово является собирательным числительным, то местоимение должно употребляться в форме ед.ч, поскольку данное существительное несмотря на то, что указывает на множество, имеет форму ед.ч.
Н-р: В исследовательской работе активно участвует студенчество. Они завоевали премии на международных конкурсах. (Лучше заменить студенчество –> студенты)
б) Если собирательное существительное обозначает лицо, то более уместно заменить на личное, которое будет стоять на своем месте.
Н-р: Листва опадала от ветра. Они засыпали весь сад.
(собирательное существительное – неодушевленное, поэтому местоимение должно быть в ед.ч.) Листва –> Она в) Если местоимение после сочетания с существительным, которое одновременно является приложением, местоимение должно быть согласовано в роде существительного с обозначением более широкого родового понятия.
Н-р: Пушкин отдал поэму «Мертвый всадник» на рецензию Николаю I. Она была возращена поэту с замечанием государя.