История формирования территории.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Лабораторные занятия по региональной части физической географии России и сопредельных странпредусмотрены учебным планом 2003 г. и программой 1996 г., рассчитаны на студентов 4-5 курса географического факультета, Учебное пособие обеспечивает самостоятельное выполнение студентами-географами запланированных заданий. Основное внимание в выполнении лабораторных занятий по физической географии России и сопредельных странуделяется построению и анализу комплексного физико-географического профиля (на примере равнин Предалтая, предгорий и гор Алтая) составлению комплексных физико-географических характеристик отдельных регионов, в том числе и своего, работам с контурными, специальными картами. В перечне основных видов работ, выполняемых студентами - географами, предусматриваются задания, содержащиеся в школьном курсе географии для учащихся 8 класса средней школы.
Тематический план и учебное пособие по региональной части физической географии России и сопредельных стран составлены в соответствии с Программой научно-методического совета по географическому образованию 2001 г. являются обязательными для студентов очного и заочного отделения географического факультета Горно-Алтайского государственного университета.
В предлагаемом учебном пособиисодержание лабораторных занятии связано с темами лекционного курса, а природно-территориальные комплексы как в лекциях, так и лабораторных занятиях рассматриваются до ранга физико-географических областей Исключение составляет Алтайско-Саянская горная страна, которая в соответствии с краеведческим принципом, рассматривается студентами Горно-Алтайского госуниверситета в большем объеме часов и изучается как дисциплина специализации.
Содержание заданий в учебном пособии пофизической географии должно формировать у студентов-географов умения и навыки работы с разными типами карт, закреплять теоретический материал, анализировать физико-географические явления и процессы, раскрывать причинно-следственные связи в ходе изучения как отдельных регионов, так и проблем рационального использования естественных ресурсов, преобразования и охраны природы на территории России и сопредельных стран.
В ходе выполнения лабораторных занятий студенты должны научиться:
1) составлять физико-географические характеристики разных территорий и своей
местности по комплексу общегеографических и специальных карт с использованием литературных источников;
2) строить комплексные физико-географические профили по равнинным и горным
территориям на основе карт различного масштаба;
3) выработать умения и навыки по созданию географического иллюстративного
материала, необходимого для будущей работы в школе, а также в других сферах
производственной деятельности выпускников факультета.
В тетради для лабораторных работ студенты 4-5 курса фиксируют:
1) названия тем и содержание лабораторных занятий, указывают перечень учебных пособий, на основе которых выполняются задания;
2) в тетрадь включаются таблицы фактического материала, необходимого для выполнения задания;
3) графические работы и результаты анализа графических работ;
4) тематические карты и схемы;
5) составляются конспекты для подготовки к семинарским занятиям и коллоквиумам;
6) оформляется библиографический указать литературных источников по курсу
физической географии России и сопредельных странминимум географической
номенклатуры определяемый содержанием заданий.
В качестве источников фактического материала студентам рекомендованы учебники, атласы, тематические карты, графики, таблицы, картосхемы, опубликованные в разные периоды в ведущих вузах страны:
1) Э.М.Раковская, М.И.Давыдова. Физическая география России. -М, 2001, т. 1. -
286 с; т. 2. - 301 с.
2) М.И.Давыдова, Э.М.Раковская. Физическая география СССР.-М., 1990, т. 1 - 240
с; т. 2.- 303 с.
3) Н.А.Гвоздецкий, Н.И.Михайлов. Физическая география СССР. Азиатская часть.
- М: Высш. шк., 1987. -448 с.
4) М.И.Давыдова, Э.М.Раковская, В. А. Кошевой. Практикум по Физической географии. - М.: Просвещение, 1993. - 160 с.
5) И. Н. Бабушкин, В.В.Рощина, Г.В.Машкова. Лабораторные работы и межсессионные
задания по физической географии СССР для студентов-заочников. - М., 1983. - 175 с.
Значительная часть заданий составлена авторами на основе многолетнего опыта чтения лекций и проведения лабораторно-практических занятий по физической географии СССР, физической географии России и сопредельных странв Горно-Алтайском педагогическом институте, а с 1993 г. в Горно-Алтайском госуниверситете.
Авторы благодарят коллектив кафедры физической географии Горно-Алтайского госуниверситета, принявший участие в предварительном просмотре и обсуждении рукописи.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Лабораторно-практических занятий по региональной части физической географии России и сопредельных стран для студентов 4-5 курса географического факультета Горно-Алтайского государственного университета.
№ | Название темы, VIII-IX семестры, 40 часов | Часы |
Физико-географическая характеристика Западной Сибири. | ||
2-3 | Физико-географическая характеристика одного из районов Западной Сибири по комплексу общегеографических и специальных карт. | |
Рельеф и геологическое строение Восточной (Средней) Сибири. | ||
Широтная зональность и высотная поясность ландшафтов Восточной (Средней) Сибири. | ||
Контрольная работа | - | |
6-7 | Физико-географическая характеристика Северо-Востока Сибири | |
8-9 | Физико-географическая характеристика Курило-Камчатской вулканической страны | |
Контрольная работа | - | |
Климат, почвенно-растительный покров и охрана природы Амуро-Сахалинской страны. | ||
11-12 | Физико-географическая характеристика о. Сахалина по комплексу общегеографических и специальных карт. | |
Физико-географическая характеристика Байкальской горной страны. | ||
Оз. Байкал – уникальный источник пресной воды (проблемы охраны и рационального использования). | ||
Физико-географическая характеристика Алтае-Саянской горной страны. | ||
16-17 | Комплексный физико-географический профиль по территории равнин и гор на примере Предалтая, предгорья и гор Алтая. | |
Контрольная работа | - | |
Физико-географическая характеристика Туранской равнины и Казахского мелкосопочника. | ||
Физико-географическая характеристика гор Средней Азии. | ||
Итоговая контрольная работа, тестирование. |
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Физико-географическая характеристика Западной Сибири(2 часа)
Цель занятия:Раскрыть зональные черты природы Западной Сибири, выяснить причины сильной заболоченности рельефа в пределах этой физико-географической страны, рассмотреть роль геологии, тектоники в формировании рельефа и полезных ископаемых.
I. На контурную карту Западной Сибири нанести основные тектонические структуры (антеклизы, синеклизы, впадины, валы, прогибы), подписать их названия. Условными значками нанести полезные ископаемые Западно-Сибирской плиты (см. Атлас СССР М .1983; тектоническая карта - С.88-89; карта полезных ископаемых - С.92-93; учебное пособие по физической географии России и сопредельных стран. Горно-Алтайск 2005 – С. 9; Д.В. Наливкин. Геология СССР. М-Л., 1962 – С. 296).
II. На контурную карту Западной Сибири нанести границы современных геоморфологических зон с указанием господствующих форм рельефа, вечной мерзлоты, древних оледенений (Самаровского, Тазовского. Зыряновского), вод бореальной трансгрессии (см. Атлас СССР. - М., 1983, геоморфологическая карта - С.94-95; оледенение и многолетняя мерзлота - С 97; учебное пособие по физической географии России и сопредельных тран. Горно-Алтайск. 2005 – С.10; М.И. Давыдова, Э.М. Раковская. Физическая география СССР.:-М., 1990,т.2.-с.17.
III. Построить секторную диаграмму, сделать анализ повторяемости воздушных масс для г. Тобольска (см. А.А. Борисов. Климаты СССР. - М., 1975. - С.38, табл 7) Нанести на контурную карту среднеянварские, среднеиюльские температуры и осадки дли населенных пунктов, указанных в таблице 2, Объяснить меридионально-широтную циркуляцию воздушных масс Западной Сибири.
Таблица 1
Повторяемость воздушных масс в % (по А.А.Борисову 1975)
Область | кУВ | мУВ | кАВ | мАВ | кТВ | МТВ |
Западно-Сибирская (Тобольск) | 52,4 | 3,8 | 33,3 | 7,6 | 4,9 |
Таблица 2
Климатические показатели
Название населенного пункта | Средняя температура января | Средняя температура июля | Осадки (мм) |
1. Березово 2. Дудинка 3. Туруханск 4. Тюмень 5. Енисейск 6. Курган 7. Кустанай 8. Новосибирск | -22,5 -30,2 -27,7 -16,7 -21,7 -18,3 -17,2 -19,2 | +15,9 +12,5 +15,6 +18,6 +18,9 +19,3 +19,9 +19,0 | 366 280 400 402 466 250 260 380 |
IV. Изучить рекомендованную литературу по Западной Сибири, подготовить ответы на следующие вопросы:
1 - особенности геологического строения, расположение трансформных разломов и нуклеаров на территории Западной Сибири;
2 - какова роль четвертичной истории, геологии, тектонических структур в формировании рельефа Западной Сибири
3 - объяснить причины равнинного рельефа и сильной заболоченности Западной Сибири;
4-дать анализ современных геоморфологических зон Западной Сибири, установить закономерности размещения основных типов морфоструктур и морфоскульптур
5 - на примере Западной Сибири показать зональность всех компонентов природы
(климата почв, вод, растительности, животного мира). Привести примеры прояв-
ления зональности и провинциальности в сменах почв и растительности.
V. Дома: на контурную карту Западной Сибири нанести основные элементы оро-гидрографии, предложенные в номенклатуре по данной теме, особо выделив объекты, встречающиеся в тексте школьных учебников (И. И. Баринова. География России Природа - М, 1997. - С. 198-209: Э.М. Раковская. География: Природа России - М. 1998 С 222-229; М.И. Давыдова, Э.М. Раковская. Физическая география СССР.-М., 1990,т.2.-с.6; учебное пособие по физической географии России и сопредельных стран. Горно-Алтайск. 2005. - С. 78)
Учебные пособия:
1. Атлас СССР. -М, 1983. -260 с.
2. Контурные карты Западной Сибири - в 3-х экземплярах.
3. А.А. Борисов - Климаты СССР. - М., 1975,- 432 с.
4. Настенная физическая карта Западной Сибири, геоморфологическая, тектоническая карты СССР.
5. И.И. Баринова. География России: Природа- М.,1997,- 285 с.
6. Э.М.Раковская. География: Природа России.- М., 1998.- 300с.
7. М.И. Давыдова, Э.М. Раковская. Физическая география СССР.-М., 1990,т.2.-с.6;
ЗАНЯТИЕ 2-3
Тема: Физико-географическая характеристика одного из районов Западной Сибири по комплексу общегеографических и специальных карт(4 часа)
Цель занятия:Научить студентов составлять письменную физико-географическую характеристику территории на основе чтения, анализа, сопоставления, наложения общегеографических и специальных карт.
I. По выбору студента составить письменную физико-географическую характеристику одного из районов Западной Сибири по комплексу общегеографических и специальных карт (см. Атлас Алтайского края.-М.,1978,т.1.-с.28-174; приложение к лабораторно-практическим занятиям по физической географии России и стран ближнего зарубежья. Горно-Алтайск.2005.-С13.)
II. Перечень районов Западной Сибири, предлагаемых для выполнения задания:
1- Ямал, Гыдан, Таз (зона тундры Западной Сибири)
2- Обско-Тазовский (лесотундра Западной Сибири)
3- Северо-Сосьвинский район (северо-таежная подзона)
4- Васюганье (подзона южной тайги)
5- Верхнеобский (Приобский) район (лесостепная подзона)
6- Кулундинская низменность (степная зона)
7- Кондинская низменность
8- Сургутская низменность
9- Ишимский район
10- Барабинская низменность
11- Вах-Кетская возвышенность
12- Сибирские увалы
13- Ханты-Мансийская низменность
Примечания:
1. Физико-географическая характеристика одного из районов Западной Сибири по выбору студента составляется по плану, известному студентам по ранее изученным разделам физической географии России и сопредельных стран.
2. Физико-географическая характеристика может быть написана студентами-географами по любой территории, но в условиях Горно-Алтайского госуниверситета этот выбор оправдан следующими соображениями:
- имеющиеся в фондах кафедры физической географии и библиотеке ГАГУ карты, научная и популярная литература по природе районов Западной Сибири обеспечивают углубленное усвоение материала о природе, хозяйственной деятельности населения;
- знания материала своей территории способствуют целостному восприятию мира, установлению связей географии с другими учебными предметами, формированию знаний и умений, а для учителя географии – это использование и привлечение в процесс обучения краеведческих знаний.
Учебные пособия:
- Атлас Алтайского края: Главное Управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. – Барнаул – М., 1978. – 222 с.
- Физико-географический Атлас мира. – М., 1964. – 268 с.
- Атлас СССР. – М., 1983. – 260 с.
- Географический атлас. – М., 1981. – 238 с.
- Физическая география России и сопредельных стран. – Горно-Алтайск, 2005. – 85 с.
Приложение 4.
План физико-географической характеристики
I. Географическое положение:
а) положение на картах: физической, политико-административной, экономической;
б) географические координаты, площадь, протяженность, характеристика границ;
в) освоенность и заселенность территории;
г) причины выделения в таксономическую единицу (страна, район, зона и т.д.);
д) анализ географического положения.
II.Орография:
а) характеристика территории по абсолютным, относительным высотам, по количеству хребтов, рисунку гидросети.
III. Геология и тектоника:
История формирования территории.
а) геосинклинальный этап (колебательные движения, осадконакопление, формирование ядер, магматизм);
б) горообразовательный этап (формирование структур, разломов, магматическая деятельность и осадконакопление);
в) альпийский этап (вторичное горообразование для древних участков суши),
г) четвертичный этап (неотектоника, четвертичное оледенение, морские трансгрессии, формирование морфоструктур и морфоскульптур).
Геологическое строение.
а)характеристика пород и связь их с полезными ископаемыми
Тектоника.
а) положение основных тектонических структур и их связь с рельефом
IV. Рельеф:
а) характеристика рельефообразующих процессов:
б) характеристика основных типов рельефа, связь их с геологией и тектоникой
V. Климат:
а) характеристика климатообразующих факторов (радиация, циркуляция, подстилающая поверхность),
б) характеристика элементов климата (температура, осадки, давление, скорость ветра),
в) характеристика климата по сезонам года;
г) хозяйственная оценка климата, агроклиматические показатели для важнейших сельскохозяйственных культур.
VI Внутренние воды района(реки, озера, болота, артезианская, грунтовая вода), их гидрологический, гидробиологический режим, твердый сток, химический состав, хозяйственное использование).
VII. Почвенно-растительный покров(характеристика основных типов почв и растительности. их разнообразие, распространение, сельскохозяйственная оценка. Зональные и интразональные типы почв и растительности. Реликты, растительные эндемики.
VIII. Животный мир(распространение животных, характеристика типов фауны, типичных представителей. условия их место обитания. Реликты и эндемики. Акклиматизация и охрана животных).