Классификация средств обучения
Необходимость классификации средств обучения обусловлена тем, что от их типологических особенностей зависит использование в учебном процессе.
Существует несколько классификаций. Например:
Средства обучения | ||
Вербально-информационные | Наглядные | Аудиовизуальные |
Методические пособия для учителей, Учебники, Учебные пособия для учащихся. | Карты, Картины, Раздаточный материал, Таблицы, Диаграммы, Чертежи, Схемы, Графики … | Диапозитивы, Диафильмы, Кинофильмы, Видеофильмы, Телепередачи, Компьютерные программы, Транспаранты. |
Все средства обучения географии можно подразделить на средства: обеспечивающие наглядность обучения и операционную деятельность учащихся. Для этих средств характерны внутренние признаки сходства, обусловленные источником знаний и дидактическим назначением. В то же время средства имеют классификационные различия.
Средства, обеспечивающие наглядность обучения и операционную деятельность учащихся, представляют собой материальные объекты и явления окружающего мира или их отображения и изображения в виде учебно-наглядных пособий.
Так как школьная география изучает реальные объекты и явления, пространственно-территориальные и классификационные системы, в основу классификации средств обучения может быть положено деление их по способу изображения и отображения географических объектов и явлений.
1.. Натуральные объекты: | а) природные объекты и предметы хозяйственной деятельности человека, изучаемые в классе (коллекции, гербарии ...); б) природные и хозяйственные объекты в их естественной среде, изучаемые на экскурсиях (растительность, почвы, промыш-ленные и с/х предприятия...). | служат образованию непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях, их свойствах, связях, отношениях. |
2. Воспроизведение натуральных географических объектов и явлений. | а) объемные модели (форм поверхности, хоз. объектов ...); б) иллюстративные плоскостные пособия (картины, рисунки, портреты, диапозитивы, кинофильмы и кинофрагменты). | воспроизводят образы соответствующих объектов, явлений, служат формированию конкретных представлений о хозяйственных и природных объектах. |
3. Описание предметов и явлений символами: | а) вербальные пособия (учебники, справочники, тетради на печатной основе, текстовые таблицы); б) картографические пособия (настенные, настольные и контурные карты, атласы, карты-транспаранты, карты-схемы и …); в) графические схематические пособия (схемы структурные, классификационные, связей и взаимосвязей природных и экономических объектов и явлений); г) графические статистические пособия (графики, диаграммы). | служат развитию воображения. Они раскрывают сущность и структуру объектов и явлений, особенности их пространственно-территориального разделения. Эти пособия помогают приобретению теоретических знаний. |
средства, необходимые для воспроизведения и анализа географических объектов и явлений. | Это приборы и инструменты, предназначенные для измерительных работ местности и в классе, определения количественных и качественных показателей явлений природы, картометрических работ, воспроизведения годового и суточного движения Земли. | Служат формированию умений работы с инструментами и приборами, выполне-нию наблюдений, фиксации и обработки материалов. Так как использование прибор-ов и инструментов требует анализа полу-ченных материалов, работа с ними является условием формиро-вания географического мышления учащихся. |