Геодезическую сеть
Класс сети | Расстояние между пунктами сети - длины сторон, км | Среднеквадратичная погрешность измерения | |
длины сторон | углов между сторонами сети | ||
20-25 | 1 : 300 000 | +/-0.4" | |
7-20 | 1 : 250 000 | +/-1 " | |
5-8 | 1 : 200 000 | +/-1.5 " | |
2-5 | 1 : 150 000 | +/-2" |
При топогеодезической привязке по карте координаты определяют с помощью контурных точек карты. Для топогеодезического обеспечения маневра зенитных ракетных подразделений при ведении боевых действий широко используют специальные машины с размещенной на них аппаратурой наземной навигации (топопривязки).
Работа навигационной аппаратуры сводится к непрерывному измерению проходимого пути и дирекционного угла (истинного азимута) направления движения и вычислению на этой основе текущих координат движущегося автомобиля. Текущие координаты(рис. 47) равны алгебраической сумме координат начальной точки (Х0,У0) и приращений АХ0 и AY0, вычисленных аппаратурой в процессе движения автомобиля. Исходными данными (Х0,У0) для ориентирования с помощью координатора служат полные прямоугольные координаты исходного пункта Хисх Уисх, пункта назначения Хпн и Упн, разности координат между пунктом назначения и исходным пунктом ΔX и ΔY, геодезическая широта местоположения машины т.В, значение корректуры пути - К*, дирекционный угол направления продольной оси машины на исходной точке αвсх. Основными приборами навигационной аппаратуры являются: путевое устройство, курсовая система, вычислительное устройство, планшет, приборы электрооборудования и источники питания. В состав топопривязчика также входят средства ориентирования (буссоль, гирокомпас), дальномер и вспомогательные приборы. Информация о текущих координатах (X,Y) и дирекционном угле курса (а) выдается как в числовом, так и в графическом виде (прочерчивается на карте путь, проходимый машиной).
*Примечание. Если расстояния, проходимые машиной, требуется определять возможно точнее, то в показания спидометра вносят поправку, которая называется корректурой пути.
Для определения коэффициента корректуры пути выбирают участок пути, сходный по характеру местности с трассой предстоящего движения. Длину этого участка определяют по карте крупного масштаба, учитывая поправку на рельеф, или измеряют непосредственно на местности. Выбранный участок с маршевой скоростью проезжают в прямом и обратном направлениях, снимая каждый раз показания спидометра. Коэффициент корректуры пути ^выражается в процентах и подсчитывается по формуле:
где Sпр - среднее арифметическое из показаний спидометра, снятых со шкалы прибора при прямом и обратном движении;
S - длина пути, измеренная по крупномасштабной карте или на местности.
При пользовании коэффициентом корректуры пути учитывается его знак.
Пример. Длина участка пути, определенная по спидометру при проезде его в прямом направлении, равна 16,7 км, в обратном направлении - 16,9 км. Длина этого участка, измеренная по карте, составляет 15,7 км. Определить коэффициент корректуры пути.
Решение:
Коэффициент корректуры пути получился с положительным знаком. Следовательно, для того чтобы получить действительное расстояние на местности, отсчет, снятый со спидометра, нужно уменьшить на 7%.
Перед началом движения готовят исходные данные, которые включают: выбор исходной точки и определение ее координат; определение исходного дирекционного угла продольной оси машины и коэффициента корректуры пути; изучение маршрута движения и определение координат ориентиров, находящихся на пути движения.
Точность определения координат топопривязчиком относительно исходных точек характеризуется средними квадратичными погрешностями порядка 0,8 -1,0 % пройденного пути.