Тема 1. классификация чрезвычайных ситуаций природного характера и способы защиты от них
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1
ЦЕЛЬ: сформировать представление о развернутой классификации чрезвычайных ситуаций природного характера, причинах их возникновения и способах защиты людей в таких ситуациях.
ЗАДАНИЯ
1. Используя [1], заполните таблицу 1 «Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера», в которой дайте определение таким ситуациям, запишите причину (-ы) их возникновения и укажите основные способы защиты людей.
Таблица 1.
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера
Место локализации | Природная ЧС | Определение ЧС | Причина (-ы) возникновения | Способы защиты людей |
Литосфера | Землетрясение | |||
Извержение вулкана | ||||
Снежная лавина | ||||
Сель | ||||
Оползень | ||||
Обвал | ||||
Гидросфера | Наводнение | |||
Моретрясение | ||||
Цунами | ||||
Атмосфера | Буря | |||
Ураган | ||||
Смерч | ||||
Гроза | ||||
Молния | ||||
Антициклон |
2. Перечислите основных предвестников, по изменению состояния которых можно судить о приближающемся землетрясении.
3. Назовите основные области Земли, для которых характерно цунами. Сообщите, можно ли по предвестникам предвидеть наступление цунами и объясните, почему.
4. Поясните разницу между такими опасностями гидрологического происхождения, как паводок, затор, зажор и ветровой нагон.
5. Расскажите, чем оползни отличаются от обвалов. Поясните, что общего и в чем различия в действиях при угрозе возникновения оползней, обвалов и лавин.
6. Назовите общие черты и черты отличия между бурями, ураганами и смерчами. Расскажите о способах защиты людей в случае возникновения таких чрезвычайных ситуаций.
7. Дайте классификацию природным пожарам, назовите их характерные особенности и способы тушения.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Назовите основные правила поведения при землетрясении, если человек оказался:
1.1. на улице;
1.2. в автомобиле;
1.3. в общественном месте;
1.4. в образовательном учреждении;
1.5. в поезде или метро;
1.6. погребён под обломками зданий и других сооружений.
2. Какие действия при угрозе наводнения необходимо выполнить человеку и его домочадцам перед эвакуацией для защиты своего жилища (частного дома, квартиры).
3. Как человеку необходимо вести себя в случае:
3.1. внезапного наводнения;
3.2. спада воды после наводнения.
4. По системе оповещения РСЧС получен сигнал о приближении урагана. Опишите действия людей при угрозе наступления урагана и во время урагана.
5. Во время отдыха в естественных природных условиях, в составе студенческой группы, отдыхающих застала гроза. Опишите действия студентов в случае, если:
5.1. они приехали на транспортном средстве;
5.2. они пришли пешком к месту отдыха.
6. Человек с подругой (другом) пошли в лесополосу (лес) и через некоторое время почувствовали запах дыма и определили, что попали в зону лесного пожара. Опишите действия человека в этой ситуации.
7. Представьте, что человек путешествует по пустыне, в которой совершенно неожиданно началась песчаная буря. Расскажите о действиях человека в случае, если:
7.1. он находится здесь с верблюдом;
7.2. он находится здесь без верблюда.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
1. Смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса вследствие подмыва склона называется:
1.1. землетрясением;
1.2. селем;
1.3. оползнем;
1.4. паводком.
2. Естественной причиной оползней является:
2.1. возникновение трещин в земной коре;
2.2. сейсмические толчки;
2.3. вырубка леса;
2.4. неправильная агротехника склонных сельскохозяйственных угодий.
3. Искусственной причиной оползней является:
3.1. подмыв оснований склонов речными водами;
3.2. поедание травы дикими животными на склонах;
3.3. разрушение склонов дорожными выемками;
3.4. смещение масс горных пород склона в результате его переувлажнения.
4. Сель – это:
4.1. поток воды и камней, несущийся с большой скоростью;
4.2. неоднородный поток грязи и камней;
4.3. постоянный грязевой или грязекаменный поток, стекающий с гор;
4.4. временный грязевой или грязекаменный поток, внезапно формирующийся в руслах горных рек в результате ливней, бурного таяния ледников, а также обвалов, землетрясений.
5. Затопление водой прилегающей к водоёму местности, которое причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью или приводит к гибели людей, называется:
5.1. цунами;
5.2. наводнение;
5.3. половодье;
5.4. паводок.
6. Наводнение – это:
6.1. периодическое затопление подвалов жилых зданий из-за неисправности системы водоснабжения;
6.2. сезонное затопление водой поймы;
6.3. постоянное затопление обширной местности водой в результате действия мощных подводных источников;
6.4. временное затопление обширной местности водой в результате подъёма её уровня в реке, озере или море.
7. Природно-географическим условием возникновения наводнения является:
7.1. авария в системе водоснабжения;
7.2. сильный ливень или интенсивное таяние снега (ледника);
7.3. опорожнение водохранилищ;
7.4. повышение солнечной активности.
8. Наиболее опасными наводнениями являются те, что связаны:
8.1. с разрушением дамб;
8.2. с загромождением русла льдом при ледоходе;
8.3. с образованием ледяной пробки;
8.4. с действием ветров.
9. Наводнение, связанное с максимальным стоком от весеннего таяния снега называется:
9.1. зажором;
9.2. цунами;
9.3. половодьем;
9.4. паводком.
10. Наводнение, формируемое таянием снега при зимних оттепелях, называется:
10.1. паводком;
10.2. зажором;
10.3. затором;
10.4. половодьем.
11. Максимальный уровень воды служит показателем следующих гидрологических явлений:
11.1. стихийных;
11.2. антропогенных;
11.3. природных;
11.4. социальных.
12. Людям, заранее получившим сообщение об угрозе селевого потока или оползня, следует:
12.1. тщательно закрыть все окна и двери;
12.2. не покидать свои жилища;
12.3. срочно эвакуироваться в пешем порядке в безопасные районы;
12.4. срочно эвакуироваться с использованием транспорта в безопасные районы.
13. Человеку при первых признаках оползня или селевого потока, следует:
13.1. плотно закрыть все окна и двери и оставаться дома;
13.2. ждать сообщения по радио;
13.3. как можно быстрее покинуть помещение, предупредить об опасности окружающих и выйти в безопасное место;
13.4. покидая помещение затушить печи, перекрыть газовые краны, выключить свет и электроприборы, взять с собой документы, деньги, предметы первой необходимости.
14. Оказать помощь пострадавшему в случае его захвата движущимся потоком селя можно так:
14.1. практически оказать помощь невозможно;
14.2. двигаться навстречу потоку;
14.3. использовать для спасения шесты, канаты, верёвки, подавать их спасаемому человеку;
14.4. выводить спасаемых людей из потока по направлению движения потока с постепенным приближением к краю.
15. Ураган – это:
15.1. ветер разрушительной силы, возникающийтолько в тропических широтах;
15.2. медленное, вертикальное движение воздуха;
15.3. чрезвычайнобыстрое, нередко катастрофическоедвижение грозы;
15.4. чрезвычайно быстрое, нередко катастрофическое движение воздуха.
16. Ураган возникает в результате:
16.1. боевых действий противника;
16.2. хозяйственной деятельности человека;
16.3. циклонической деятельности в атмосфере;
16.4. повышения солнечной активности.
17. Последствия действия урагана на суше заключаются в том, что он:
17.1. разбрасывает большое количество бытового мусора;
17.2. приводит к гибели людей и животных;
17.3. разрушает строения, линии связи и электропередач;
17.4. повреждает транспортные коммуникации и мосты, ломает и вырывает с корнями деревья, опустошает поля.
18. Ураган при распространении над морем:
18.1. приводит к возникновению цунами;
18.2. ускоряет движение судов;
18.3. повреждает и приводит к гибели суда;
18.4. вызывает огромные волны высоток 10-12 м и более.
19. При начале урагана или бури необходимо:
19.1. крепче схватится за дерево;
19.2. укрыться в метро, убежищах;
19.3. подняться на крышу;
19.4. сесть в машину.
20. Получив штормовое предупреждение о приближении урагана или бури, необходимо:
20.1. плотно закрыть окна, двери и укрыться во внутренней комнате;
20.2. закрыться дома и смотреть в окно;
20.3. выбежать на улицу, где большое скопление людей;
20.4. спрятаться на чердаке жилища.
21. Землетрясение представляет собой:
21.1. природное явление, возникающее в результате повышенной солнечной активности;
21.2. изменение рельефа местности, возникающее в результате разработки полезных ископаемых;
21.3. природное явление, возникающее в результате мощного проявления воздействия внешних сил Земли;
21.4. природное явление, возникающее в результате мощного проявления воздействия внутренних сил Земли.
22. Центр очага землетрясения называют:
22.1. кругом;
22.2. эпицентром;
22.3. кратером;
22.4. устьем.
23. Последствия землетрясений таковы:
23.1. только человеческие жертвы;
23.2. гибнут посевы и сельскохозяйственные животные;
23.3. происходит разрушение зданий и сооружений;
23.4. происходит разрушение коммунально-энергетических сетей, транспортных коммуникаций и линий связи, возможны человеческие жертвы.
24. Если человек оказался на улице в случае оповещения о землетрясении, то ему необходимо:
24.1. укрыться в здании;
24.2. побежать домой;
24.3. как можно быстрее отойти от здания в направлении рядом расположенной городской площади;
24.4. отойти от зданий и лечь на землю.
25. Специалистам перед началом достаточного времени перед наводнением в качестве необходимых мер защиты необходимо провести:
25.1. разъяснительные беседы с населением;
25.2. дезинфекцию;
25.3. эвакуацию населения из угрожаемых районов;
25.4. обсервацию.
26. Человеку, получившему по радио информацию о штормовом предупреждении и возможных снежных заносах, следует:
26.1. подготовиться к лыжному походу;
26.2. между домами натянуть канаты, помогающие в сильную пургу ориентироваться пешеходам и преодолевать сильный ветер;
26.3. создать дома запас продуктов, воды и топлива;
26.4. ограничить передвижение, особенно в сельской местности.
27. Человеку, если снежный занос застал его в автомобиле, следует:
27.1. включить фары и снизить скорость;
27.2. быстрее мчаться домой;
27.3. остановиться, полностью закрыть жалюзи машины, укрыть двигатель со стороны радиатора;
27.4. периодически выходить из автомобиля, разгребать снег, чтобы не оказаться погребённым под ним и прогревать двигатель машины во избежание его «замораживания».
28. В горных районах после сильных снегопадов существует опасность:
28.1. занесения горнолыжных трасс;
28.2. задержки посевной кампании;
28.3. снежных обвалов;
28.4. схода снежныхлавин.
29. Человеку, захваченному снежной лавиной, следует:
29.1. попытаться встать на лыжи;
29.2. кричать и звать на помощь;
29.3. освободиться от громоздкого груза;
29.4. двигаться вверх по снежной лавине, совершая движения, как при плавании, когда движение лавины прекратится, необходимо освободить лицо и грудь для обеспечения нормального дыхания.
30. На людей, находящихся в экстремальных условиях чрезвычайной ситуации, наряду с поражающими факторами воздействуют:
30.1. различного рода предрассудки;
30.2. различного рода мании;
30.3. прямая, непосредственная угроза для жизни человека, также ожидание её реализации вне зон поражения;
30.4. психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой комплекс раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний.