III. Рефлексия участника, учителя, координатора конкурсов
IV Всероссийская олимпиада по Географии России
Задания
OGR-задания олимпиады
6 марта 2013 года
Содержание:
I. Об олимпиаде
II. Задания (для всех групп)
III. Рефлексия
IV. Технические рекомендации
V. Диплом участника
= = =
I. О конкурсе
Уважаемые участники!
Россия - страна кристально чистых озер, высоких гор, бурных рек, дремучей тайги и неохватных взором степей. При выполнении заданий олимпиады вам предстоит решить различные географические задачи, проявить свою сообразительность и умение делать выводы при разгадывании логических рядов, а также разгадать загадки о различных объектах и многое-многое другое. Олимпиада - это отличный шанс проверить, насколько вы знаете географию России.
Успехов!
Ознакомьтесь с инструкцией по проведению дистанционных конкурсов ЧОУ «ЦДО «СНЕЙЛ» - http://www.nic-snail.ru/instruct.doc
Познакомьтесь со списками зарегистрированных участников, который вы найдете в прикрепленном файле OGR-таблица участников.xls.
Обращаем ваше внимание, на то, что каждая возрастная группа размещена на отдельном листе.
! | Обратите внимание, что нарушение технических рекомендаций может затруднить или сделать невозможным рассмотрение работы Организаторами конкурса. |
Конкурсу присвоен Индекс Конкурса – OGR. Не забывайте указывать его во всех письмах к Организаторам. Не опаздывайте с пересылкой работ.
Конкурс проводится по двум возрастным категориям:
I – 8-9 класс
II – 10-11 класс
При выполнении заданий конкурсов естественно-научного профиля необходимо прописывать решения задач.
Возникли вопросы? Сотрудники Центра будут рады вам помочь! Skype: nic-snail, ICQ: 567-749-337, E-mail: [email protected]
ПОЛОЖЕНИЕ о Всероссийских дистанционных конкурсах ЧОУ «ЦДО «СНЕЙЛ»
= = =
II. Задания
Класс
Задание 1. Выберите из списка топонимы (географические названия), относящиеся к России:
Сулавеси, Эльбрус, Фром, Балхаш, Аргунь, Тында, Кулундинская, Братское, Устюрт, Сулак, Каратау, Чогори, Таймыр, Вилюй, Васюган, Эльтон, Балаково, Таз, Чаны, Общий Сырт, Арагви, Брест, Хибины, Бурея, Народная.
Распределите их по группам:
1. горы
2. равнины
3. реки
4. озера
5. города
Задание 2. Расположите субъекты Российской Федерации в последовательности с запада на восток:
1. Псковская область
2. Воронежская область
3. Читинская область
4. Брянская область
5. Курганская область
6. Амурская область
Задание 3. Самолет вылетел из Москвы 22 марта в 16 часов и через 13 часов приземлился в Лос-Анджелесе (США). Который час и какое число в это время в пункте приземления?
Задание 4. В городах: 1) Кызыл; 2) Диксон; 3) Анадырь; 4) Иркутск; 5) Омск; 6)Тикси - решили построить телебашню высотой 440 метров. В каком из них шпиль башни будет находиться:
1. выше всего над уровнем моря
2. ниже.
Ответ обоснуйте.
Задание 5. На экспертизу принесли проект строительства АЭС в окрестностях ряда городов России. Какие из этих проектов будут отвергнуты сразу из-за опасности разрушения станций в результате сильных (8-9 и более баллов) землетрясений? С чем связана столь высокая сейсмичность вблизи этих городов?
1. Петрозаводск
2. Иркутск
3. Екатеринбург
4. Владивосток
5. Петропавловск-Камчатский
Задание 6. Выберите ряд, где города расставлены по убыванию годового слоя испарения:
1. Тикси-Астрахань-Сочи-Рязань
2. Астрахань-Сочи-Рязань-Тикси
3. Сочи-Астрахань-Рязань-Тикси
4. Сочи-Рязань-Астрахань-Тикси
Задание 7.Определите тип климата.
Отличается большими суточными и годовыми колебаниями температур, резкими непериодическими изменениями температуры от одного дня к следующему и от года к году. Часто наблюдаются штили. Средняя температура января -20С, июля +18С. Преобладают осадки летнего периода, их годовая сумма составляет 350-420 мм. Для какого крупного города России типичен такой климат?
Задание 8. Для каких из перечисленных рек характерны ледовые заторы и почему?
1. Ока
2. Енисей
3. Терек
4. Урал
5. Печора
Задание 9. Определите, о какой реке, протекающей по территории России, идет речь.
Эта река, длиной более 600 км, берет начало в горах альпийской складчатости. По выходе из гор местами распадается на рукава и протоки и течет по степным и полупустынным районам. Впадает в крупный замкнутый водоем, образуя большую дельту. В какое время года на этой реке наступает половодье? Какие народы издавна селились по ее берегам? Какая важная транспортная магистраль идет по долине в верхнем течении реки?
Задание 10. Почти все животные и растения в предлагаемых списках характерны для одной из природных зон России:
Лось, глухарь, барсук, суслик, рысь, косуля, клест, лемминг, соболь, бурундук.
Зеленые мхи, типчак, брусника, лиственница, дуб, кедр, пихта.
Назовите эту природную зону. Какие названия в данном списке лишние, и в каких других природных зонах встречаются эти организмы?
Задание 11. Известно, что с высотой температура воздуха падает. Однако в горах Южной и Северо-Восточной Сибири зимой эта закономерность нарушается: на вершинах горных хребтов температура воздуха значительно выше, чем в межгорных котловинах. Как называется это явление? Объясните его.
Задание 12. Какие из приведенных утверждений вы считаете верными для России?
1. Российские реки принадлежат к бассейнам всех океанов.
2. Для равнинных рек с преобладанием снегового питания характерно весеннее половодье.
3. Реки в областях с муссонным климатом полноводны круглый год.
4. Почти на всех реках России зимой бывает ледостав.
5. Большая часть рек страны имеет снеговое и грунтовое питание.
6. От наводнений особенно страдают люди, живущие сейчас по берегам Волги.
7. У большинства рек России наблюдается низкий уровень воды, что связано с переходом на подземное питание.
8. Площадь болот превышает 80% площади России.
Задание 13. Дополните предложения, выбрав необходимые слова: Берингово, Охотское, Челюскин, Наварин, Черского, Момский.
Имена выдающихся русских землепроходцев носят
1. моря…,
2. мыс…,
3. горный хребет…
Задание 14. Из Москвы (п-2) самолет вылетел в 23ч 45мин и прибыл в Новосибирск (п-5) в 6ч 08мин. Сколько времени он находился в полете? Объясните свой ответ.
Задание 15. Определите, о каком городе идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.
Этот небольшой по современным меркам город стоит среди лесов. Благодаря особенностям географического положения, отраженным в названии города, в прошлом он был крупным торговым центром. Из него вышли великие землепроходцы и оборотистые купцы, открывшие торговлю с далекой Америкой. Ныне о былой славе города напоминает лишь приставка к его названию, полученная в период расцвета – в конце 16 века.
Вопросы:
1. С какой рекой связано название города, куда она впадает?
2. Какие выдающиеся землепроходцы были уроженцами здешних мест?
Задание 16. Установите соответствие между природными и физико-географическими объектами, расположенными в их пределах. Ответ представьте в виде: цифра- буква.
Природная зона | Объект |
| А. Барабинская низменность |
| Б. Гыданский полуостров |
| В. Васюганская равнина |
Задание 17. Определите, какая часть территории России показана на фотографии, назовите 10 географических объектов, изображенных на снимке. Ответ представьте в виде пронумерованного списка по алфавиту.
Задание 18. Какую территорию России вы бы назвали «идеальной для проживания»? Свой ответ обоснуйте (10-15 предложений). Не обязательно это будет территория одного субъекта РФ, она может располагаться на нескольких субъектах.
===============
Класс
Задание 1.Выберите из списка топонимы (географические названия), относящиеся к России:
Сулавеси, Эльбрус, Фром, Балхаш, Аргунь, Тында, Кулундинская, Братское, Устюрт, Сулак, Каратау, Чогори, Таймыр, Вилюй, Васюган, Эльтон, Балаково, Таз, Чаны, Общий Сырт, Арагви, Брест, Хибины, Бурея, Народная.
Распределите их по группам:
1. горы
2. равнины
3. реки
4. озера
5. города
Задание 2. Расположите субъекты Российской Федерации в последовательности с запада на восток:
1. Псковская область
2. Воронежская область
3. Читинская область
4. Брянская область
5. Курганская область
6. Амурская область
Задание 3. Самолет вылетел из Москвы 22 марта в 16 часов и через 13 часов приземлился в Лос-Анджелесе (США). Который час и какое число в это время в пункте приземления?
Задание 4. В городах: 1) Кызыл; 2) Диксон; 3) Анадырь; 4) Иркутск; 5) Омск; 6)Тикси - решили построить телебашню высотой 440 метров. В каком из них шпиль башни будет находиться:
1. выше всего над уровнем моря
2. ниже.
Ответ обоснуйте.
Задание 5. На экспертизу принесли проект строительства АЭС в окрестностях ряда городов России. Какие из этих проектов будут отвергнуты сразу из-за опасности разрушения станций в результате сильных (8-9 и более баллов) землетрясений? С чем связана столь высокая сейсмичность вблизи этих городов?
1. Петрозаводск
2. Иркутск
3. Екатеринбург
4. Владивосток
5. Петропавловск-Камчатский
Задание 6. Выберите ряд, где города расставлены по убыванию годового слоя испарения:
1. Тикси-Астрахань-Сочи-Рязань
2. Астрахань-Сочи-Рязань-Тикси
3. Сочи-Астрахань-Рязань-Тикси
4. Сочи-Рязань-Астрахань-Тикси
Задание 7.Определите тип климата.
Отличается большими суточными и годовыми колебаниями температур, резкими непериодическими изменениями температуры от одного дня к следующему и от года к году. Часто наблюдаются штили. Средняя температура января -20С, июля +18С. Преобладают осадки летнего периода, их годовая сумма составляет 350-420 мм. Для какого крупного города России типичен такой климат?
Задание 8. Для каких из перечисленных рек характерны ледовые заторы и почему?
1. Ока
2. Енисей
3. Терек
4. Урал
5. Печора
Задание 9. Определите, о какой реке, протекающей по территории России, идет речь.
Эта река, длиной более 600 км, берет начало в горах альпийской складчатости. По выходе из гор местами распадается на рукава и протоки и течет по степным и полупустынным районам. Впадает в крупный замкнутый водоем, образуя большую дельту.
Вопросы:
1. В какое время года на этой реке наступает половодье?
2. Какие народы издавна селились по ее берегам?
3. Какая важная транспортная магистраль идет по долине в верхнем течении реки?
Задание 10. Почти все животные и растения в предлагаемых списках характерны для одной из природных зон России:
Лось, глухарь, барсук, суслик, рысь, косуля, клест, лемминг, соболь, бурундук.
Зеленые мхи, типчак, брусника, лиственница, дуб, кедр, пихта.
Назовите эту природную зону. Какие названия в данном списке лишние, и в каких других природных зонах встречаются эти организмы?
Задание 11. Известно, что с высотой температура воздуха падает. Однако в горах Южной и Северо-Восточной Сибири зимой эта закономерность нарушается: на вершинах горных хребтов температура воздуха значительно выше, чем в межгорных котловинах. Как называется это явление? Объясните его.
Задание 12. Какие из приведенных утверждений вы считаете верными для России?
1. Российские реки принадлежат к бассейнам всех океанов.
2. Для равнинных рек с преобладанием снегового питания характерно весеннее половодье.
3. Реки в областях с муссонным климатом полноводны круглый год.
4. Почти на всех реках России зимой бывает ледостав.
5. Большая часть рек страны имеет снеговое и грунтовое питание.
6. От наводнений особенно страдают люди, живущие сейчас по берегам Волги.
7. У большинства рек России наблюдается низкий уровень воды, что связано с переходом на подземное питание.
8. Площадь болот превышает 80% площади России.
Задание 13. Дополните предложения, выбрав необходимые слова: Берингово, Охотское, Челюскин, Наварин, Черского, Момский.
Имена выдающихся русских землепроходцев носят
1. моря…,
2. мыс…,
3. горный хребет…
Задание 14.Определите, к какому субъекту Российской Федерации относится каждая строка, и заполните пропуски в таблице.
№ | Субъект РФ | Первый город | Второй город | Третий город |
1. | Петрозаводск | Сортавала | Кондопога | |
2. | Череповец | Сокол | ||
3. | Ковров | Муром | ||
4. | Дзержинск | Арзамас | ||
5. | Самара | Сызрань | ||
6. | Краснодар | Сочи | ||
7. | Новокузнецк | Прокопьевск | ||
8. | Нижневартовск | Нефтеюганск | ||
9. | корсаков | Холмск | ||
10. | Советск | Черняховск |
Задание 15. Составьте пары по принципу «сельскохозяйственная культура - специализирующийся на ее производстве регион». Ответ представьте: буква – цифра.
а) виноград; б) горчица; в) картофель; г) яровая пшеница; д) рис; е) рожь; ж) сахарная свекла; з) соя; и) хмель.
1) Дагестан; 2) Чувашия; 3) Красноярский край; 4) Приморский край; 5) Амурская область; 6) Волгоградская область; 7) Курская область; 8) Московская область; 9) Псковская область.
Задание 16. Определите, о каком судоходном канале на территории России идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.
Канал, длиной 101 км, соединяет крупные реки в месте их наибольшего сближения. План строительства канала в этом месте существовал еще при Петре 1, однако его строительство было осуществлено лишь в середине 20 века.
Вопросы:
1. По картам атласа определите, где расположена самая низкая часть канала.
2. Какие грузы перевозят по каналу?
Задание 17. Укажите часть Уральских гор, которой соответствует предложенное описание.
Эта часть Уральских гор отличается наибольшими абсолютными высотами. Гребни горных хребтов сильно заострены, а склоны покрыты каменными россыпями. На вершинах гор господствуют горные тундры, которые ниже сменяются горной тайгой.
1. Полярный Урал
2. Приполярный Урал
3. Северный Урал
4. Средний Урал
5. Южный Урал
Задание 18. Выберите вариант, который содержит неточность. Объясните ее.
1. омуль, голомянка, хариус, бычок-подкаменщик
2. сарма, баргузин, верховик, стланик
3. ель, сосна, лиственница, кедр
Задание 19. Решите, правильно ли утверждение. Если утверждение неверно, то замените его правильным.
1. Западная Сибирь - главный район выращивания подсолнечника в России.
2. Кукуруза - важнейшая зерновая культура России.
3. Ведущим в России по объемам грузовых перевозок является железнодорожный вид транспорта.
4. Объем перевозок грузов в Волго-Камском речном бассейне больше, чем на Енисее.
5. Животноводство в России дает больше продукции (по стоимости), чем
растениеводство.
6. Среднее Поволжье является главным районом в России по выращиванию сои.
7. Плотность автомобильных дорог в восточных районах России меньше, чем в западных районах.
8. Архангельск - самый крупный российский порт на Северном Ледовитом океане.
Задание 20. Выберите ошибочную схему взаимосвязей:
1. бокситы - глинозем – выплавка алюминия
2. нефть – нефтепереработка – производство калийных удобрений
3. лесозаготовка – сплав леса – лесопильные предприятия
4. добыча фосфоритов – производство удобрений
Задание 21. Выберите кратчайший железнодорожный маршрут из Москвы в Сочи, проходящий только по территории России:
1. Москва – Белгород – Луганск – Ростов на Дону – Сочи
2. Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Сочи
3. Москва – Курск – Мариуполь – Новороссийск – Сочи
Задание 22. Определите субъект Российской Федерации, о котором идет речь в данном описании:
«Более половины территории этого региона занимают леса. Особенностью его ЭГП является положение на основных транспортных магистралях, соединяющих Европу с дальневосточными районами России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Основу хозяйства составляют несколько крупных ГЭС, рядом с ними построены крупные алюминиевые комбинаты и лесопромышленные комплексы. Большое значение имеет также добыча железной руды, угля и золота».
Предложите программу развития региона из пяти пунктов, аргументировав ее.
Задание 23. Этот субъект РФ граничит с 8 другими. Определите его и всех его соседей по приведенным ниже характеристикам.
О первом: | Здесь раскручивают туристический бренд «Родина Снегурочки». |
О втором: | Коренное население составляют тюркоязычные православные. |
О третьем: | Коренных жителей этого субъекта федерации принято подразделять на горных и луговых. |
О четвертом: | Родина скульптора Степана Эрьзи. |
О пятом: | Здесь главный город в старину назывался Переславлем. |
О шестом: | Главный город стоит на крупнейшем левом притоке крупнейшего правого притока крупнейшей реки Европы. |
О седьмом: | Главный город долгое время называли городом невест из-за преобладания предприятий, использующих женский труд. |
О восьмом: | До 1934 года главный город назывался так же, как и река, на которой он стоит. |
Задание 24. Из Москвы (п-2) самолет вылетел в 23ч 45мин и прибыл в Новосибирск (п-5) в 6ч 08мин. Сколько времени он находился в полете? Объясните свой ответ.
Задание 25. Этот субъект РФ граничит с 5 другими. Определите его и всех его соседей по приведенным ниже характеристикам. Сформулируйте одну наиболее яркую географическую характеристику искомого субъекта федерации, используя в качестве образца признаки соседей.
О первом: | Самая большая дельта реки среди рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. |
О втором: | Название главного города переводится как Красный. |
О третьем: | Здесь на берегу озера Виви установлен знак «Центр России». |
О четвертом: | Это субъект федерации с главным городом, название которого переводится как Красная Уда, граничит с зарубежной страной, где главный город Красный Богатырь. |
О пятом: | Здесь в результате слияния двух истоков образуется река, относящаяся к бассейну самого большого океана. |
Задание 26. Определите, о каком городе идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.
Этот небольшой по современным меркам город стоит среди лесов. Благодаря особенностям географического положения, отраженным в названии города, в прошлом он был крупным торговым центром. Из него вышли великие землепроходцы и оборотистые купцы, открывшие торговлю с далекой Америкой. Ныне о былой славе города напоминает лишь приставка к его названию, полученная в период расцвета – в конце 16 века.
Вопросы:
1. С какой рекой связано название города, куда она впадает?
2. Какие выдающиеся землепроходцы были уроженцами здешних мест?
Задание 27. Установите соответствие между природными и физико-географическими объектами, расположенными в их пределах. Ответ представьте в виде: цифра- буква.
Природная зона | Объект |
1. Тундра | А. Барабинская низменность |
2. Тайга, смешанные леса | Б. Гыданский полуостров |
3. Лесостепь | В. Васюганская равнина |
Задание 28.Выберите схему, иллюстрирующую процесс урбанизации (большой кружок-город, маленький - сельский населенный пункт).
Задание 29. Определите, какая часть территории России показана на фотографии, назовите 10 географических объектов, изображенных на снимке. Ответ представьте в виде пронумерованного списка по алфавиту.
Задание 30. Какую территорию России вы бы назвали «идеальной для проживания»? Свой ответ обоснуйте (10-15 предложений). Не обязательно это будет территория одного субъекта РФ, она может располагаться на нескольких субъектах.
Ждем работы не позднее 11 марта 2013 года!
= = =
III. Рефлексия участника, учителя, координатора конкурсов
Работая над заданиями конкурса, вы преодолевали трудности, узнавали новое. Мы предлагаем вам написать об этом в виде итоговой рефлексии. Она станет своеобразным подведением итогов.
Учителя и Координаторы конкурсов также могут написать рефлексию, рассказать о своем опыте участия в конкурсах ЧОУ «ЦДО «СНЕЙЛ» трудностях при организации и проведении конкурсов. Ваше мнение очень важно для нас! Мы стараемся сделать наше сотрудничество максимально удобным для участников.
При написании рефлексии вы можете опираться на следующие вопросы:
- Почему я выбрал этот конкурс?
- Что в нем было самого необычного? Банального?
- Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
- Что в конкурсе было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
- Что в конкурсе вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
- Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
- Если бы я был Автором, то…
Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в конкурсе. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось. Опишите свое отношение к предмету конкурса, самому конкурсу, работе ЧОУ «ЦДО «СНЕЙЛ» в целом. Избранные рефлексии будут опубликованы!
Рефлексии участников, учителя и координатора могут быть высланы отдельным письмом в соответствии с Инструкцией (см. п. 3.14) или самостоятельно размещены на форуме Центра по адресу: http://snail.unoforum.ru/.
Для размещения рефлексии на Форуме:
- Если вы впервые посещаете Форум ЧОУ «ЦДО «СНЕЙЛ», вам необходимо пройти стандартную процедуру регистрации, перейдя по ссылке «Вход - регистрация» в верхней части окна форума. В дальнейшем данная процедура не потребуется. Если вы уже зарегистрированы, вам нужно войти под своим именем и паролем.
- Выбрать раздел Форума (Дистанционные конкурсы, Начальная школа, Предметные олимпиады, Предметные недели, Турниры), затем тему Форума, соответствующую названию вашего конкурса.
- В теме вашего сообщения указать: ваш регистрационный номер, фамилию и имя, ОУ, город, класс (к примеру, 000, Иванов Иван, МОУ «Гимназия №1», г. Иваново, 1 класс). В самом сообщении оставить вашу рефлексию.
Ваше мнение о конкурсе и порядке его проведения очень важно для нас!
Читайте, общайтесь и узнавайте новости ЧОУ «ЦДО «СНЕЙЛ» на страничках социальных сетей:
= = =