Оценка географическое, экономического, демографического положения России со странами СНГ и другими странами мира
Россия по многим аспектам международных отношений является правопреемницей бывшего СССР и в этом качестве выполняет функции постоянного члена Совета Безопасности ООН, входит в важнейшие международные организации, в том числе Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Она подписала соглашение с НАТО «Партнерство ради мира», участвует в совещаниях «Большой семерки» (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Канада).
Геополитическое положение страны - это ее место на политической карте мира и отношение к различным государствам.
Россия в своей геополитике ориентируется на многие группы государств:
1)страны СНГ и другие новые независимые государства (не только непосредственные соседи России, но и соседи второго порядка: Молдова, Армения, государства Средней Азии, страны третьего порядка - Таджикистан). Соседи второго порядка - страны, соседние с пограничными государствами. С Таджикистаном Россия может иметь связи через территории Казахстана и Киргизии (или Узбекистана);
2)страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское экономическое сообщество, среди которых возрастает роль Германии - нового мирового геополитического полюса;
3)страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи;
4)страны бассейнов Балтийского и Черного морей, с которыми Россия уже заключила многосторонние соглашения;
5)страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно полюса мировой экономики и политики - Япония, Китай, Индия;
6)особая роль принадлежит развитию многосторонних связей России с США.
Геополитическое положение России в современных условиях определяется многими факторами разного уровня - от глобальных до региональных. Существенное влияние на экономическое и социальное развитие страны оказывают следующие обстоятельства:
1)образование в результате распада СССР по всему периметру сухопутных границ России суверенных государств, которые, за исключением стран Балтии, относятся к СНГ и созданному в его рамках Экономическому союзу; 2)возникновение по отношению к России ближнего и дальнего зарубежья, причем к первому из них принадлежат все страны СНГ; 3)«прозрачность» границ с ближним зарубежьем (кроме Украины); 4)ликвидация военного присутствия России в Германии, странах Восточной Европы (включая страны Балтии) и других, за исключением участия в составе миротворческих сил ООН и частичной охраны государственных границ СНГ.
В целом геополитическое положение России решительным образом улучшилось благодаря окончанию «холодной войны», ликвидации военного противостояния с США и другими странами НАТО. Россия перестала быть страной, имеющей войска за рубежом, во всяком случае, за границей бывшего СССР. Положительное влияние на геополитическую ситуацию оказывает и активизация интеграционных процессов вхождения России в мировое хозяйство.
Изменение геополитического положения привело и к ряду негативных последствий. Внешнеэкономические связи с дальним зарубежьем в западном (европейском) и южном (азиатском, особенно ближневосточном) направлениях теперь приходится осуществлять через территорию государств СНГ. За пределами России остались крупные порты на Черном и Балтийском морях; некоторые весьма значительные источники минеральных ресурсов, особенно марганца и руд цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.), нарушены исторически сложившиеся межрайонные связи. Возникли трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью, оказавшейся изолированной от остальной территории России. Появились спорные вопросы, инициированные некоторыми соседними государствами по поводу границ. Эти тенденции геополитического положения усложняют торгово-транспортные операции и функционирование объектов топливно-энергетической инфраструктуры международного характера (нефте- и газопроводов, линии электропередачи).