Определить по климатической карте суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в различных районах страны.
Практическая работа № 2
Цель: формирование умений работать с различными типами климатических карт.
Оборудование: карты: суммарная солнечная радиация (учебник стр. 86, рис 33),
годовое количество осадков (учебник стр. 99 рис 44),
испарение и испаряемость (карта на слайде презентации).
Задание 1. Дать определения следующих понятий: «Суммарная радиация», «Испаряемость», «Коэффициент увлажнения».
Задание 2. Определить, используя карты атласа, суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в районах расположения г.Архангельска и г.Астрахани. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах выявленных отличий. Заполнить таблицу.
Сравниваемые территории | Суммарная радиация , ккал/см2 | Годовое количество осадков, мм | Испаряемость ,мм | Коэффициент увлажнения |
Район Архангельска | ||||
Район Астрахани |
Задание 3. Определить по климатическим картам, суммарную радиацию и коэффициент увлажнения для населенных пунктов России, расположенных в различных природных зонах. Сделать вывод о зависимости между типом растительности и увлажнением территории. Заполнить таблицу.
Населенные пункты | Суммарная радиация, ккал/см2 | Годовое количество осадков, мм | Испаряемость, мм | Коэффициент увлажнения | Увлажнение | |
Город Мурманск | >1 | Избыточное | ||||
Зона тундры и лесотундры | Мхи, лишайники, кустарники, низкорослые березы, ели, черника, голубика, осока | |||||
город | ||||||
Тайга | ||||||
город | ||||||
Смешенные и широколиственные леса | ||||||
город | ||||||
Лесостепи и степи | ||||||
город | ||||||
Полупустыни и пустыни | ||||||
город | ||||||
Влажные субтропики |
Задание 4.Выполни задания на стр.89. учебника. № 5,6,7.8.
Практическая работа №3
1. Прочитать учебник стр.90-93
2. Вставьте недостающий текст:
Над территорией России движутся воздушные массы: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Если воздушные массы не встречают препятствие, они …………………………………………………………………………………………………. Переходная зона между воздушными массами с разными свойствами - …………………………………………………………………………………………………
Теплый фронт -……………………………………………………………………………………………….
Когда теплый воздух наступает на холодный, то, ……………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Узнать о приближении ……………………….. фронта можно по понижению атмосферного давления и ……………………………………………………………………………………………………………………
3. Выполни задание учебник стр.94 №7. Ответы запиши: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Завершите рисунок, схематически изображающий циклон. Опиши погоду при циклоне.
5.Завершите рисунок, схематически изображающий антициклон. Опиши погоду при антициклоне.
6.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения
Ход работы:
Используя текст учебника, карты атласа, и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной
деятельности населения по следующему плану:
1. В какой части России находится описываемый регион?
2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?
3. Основные климатические показатели данной территории:
- средняя температура января и июля;
- годовое количество осадков и их сезонность;
- коэффициент увлажнения.
4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной
деятельности человека.
Варианты: Полуостров Таймыр, Полуостров Крым, Приморский край