Определить по климатической карте суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в различных районах страны.

Практическая работа № 2

Цель: формирование умений работать с различными типами климатических карт.

Оборудование: карты: суммарная солнечная радиация (учебник стр. 86, рис 33),

годовое количество осадков (учебник стр. 99 рис 44),

испарение и испаряемость (карта на слайде презентации).

Задание 1. Дать определения следующих понятий: «Суммарная радиация», «Испаряемость», «Коэффициент увлажнения».

Задание 2. Определить, используя карты атласа, суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в районах расположения г.Архангельска и г.Астрахани. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах выявленных отличий. Заполнить таблицу.

  Сравниваемые территории   Суммарная радиация , ккал/см2   Годовое количество осадков, мм     Испаряемость ,мм     Коэффициент увлажнения
Район Архангельска        
Район Астрахани        

Задание 3. Определить по климатическим картам, суммарную радиацию и коэффициент увлажнения для населенных пунктов России, расположенных в различных природных зонах. Сделать вывод о зависимости между типом растительности и увлажнением территории. Заполнить таблицу.

Населенные пункты Суммарная радиация, ккал/см2 Годовое количество осадков, мм Испаряемость, мм Коэффициент увлажнения Увлажнение
Город Мурманск >1 Избыточное
Зона тундры и лесотундры Мхи, лишайники, кустарники, низкорослые березы, ели, черника, голубика, осока
город          
Тайга  
город          
Смешенные и широколиственные леса  
город          
Лесостепи и степи  
город          
Полупустыни и пустыни  
город          
Влажные субтропики  

Задание 4.Выполни задания на стр.89. учебника. № 5,6,7.8.

Практическая работа №3

1. Прочитать учебник стр.90-93

2. Вставьте недостающий текст:

Над территорией России движутся воздушные массы: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Если воздушные массы не встречают препятствие, они …………………………………………………………………………………………………. Переходная зона между воздушными массами с разными свойствами - …………………………………………………………………………………………………

Теплый фронт -……………………………………………………………………………………………….

Когда теплый воздух наступает на холодный, то, ……………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Узнать о приближении ……………………….. фронта можно по понижению атмосферного давления и ……………………………………………………………………………………………………………………

3. Выполни задание учебник стр.94 №7. Ответы запиши: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Завершите рисунок, схематически изображающий циклон. Опиши погоду при циклоне.

Определить по климатической карте суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в различных районах страны. - student2.ru

5.Завершите рисунок, схематически изображающий антициклон. Опиши погоду при антициклоне.

Определить по климатической карте суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в различных районах страны. - student2.ru

6.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

Ход работы:

Используя текст учебника, карты атласа, и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной

деятельности населения по следующему плану:

1. В какой части России находится описываемый регион?

2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?

3. Основные климатические показатели данной территории:

- средняя температура января и июля;

- годовое количество осадков и их сезонность;

- коэффициент увлажнения.

4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной

деятельности человека.

Варианты: Полуостров Таймыр, Полуостров Крым, Приморский край

Наши рекомендации