Жанры народной хореографии.

Древнее происхождение хороводов. Синкретичность жанра (слово, музыка, пластика, хореография, инсценировка, народные костюмы, инс-трументарий). Хоровод как разновидность русского народного театра.

Виды хороводов: «круговой», «змейка», «стенка на стенку», «капустка», «вьюн», «вьюн с расплеткой», «воротца с поцелуями», «ручеёк», «корзинка», «вьюн, воротца и расплетка», «звёздочка», «карусель», «гребень», «стрела», «хоровод с ширинками» и др.

Региональные особенности хороводов: курские танки и карагоды, белгордские хороводы на льду, брянские хороводы на Пасху и Вознесение, усть-цилемская «горка».

Значение ритма в хороводах. Отражение в нём мышечно-двигатель-ных импульсов. Постижение особенностей человеческой памяти через ритмоформулы. Характерные ритмические рисунки: «в две ноги», «в три ноги», дробление , «пересек». Полиритмия.

Напевы хороводных песен. Их мелодическая гибкость. Ладовое раз-нообразие: целотоновые и семиступенные лады народной музыки, а именно: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский.

Формы: периодичность, вариированная периодичность, пара периодичностей, вариированная пара периодичностей, припевная форма.

Появление в ХVIIв. европейских танцев: краковяк, лансье, подыспань. Русская кадриль, «восьмёра». Парные танцы. Квадратность. Гомофонно-гармонический стиль аккомпанемента.

Хороводные песни в творчестве А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, П.И. Чайковского.

Семейные обряды и песни.

Древнее происхождение семейных обрядов и песен. Устойчивость семейных обычаев в традиционной культуре. Огромная роль музыки в жизни человека (от рождения до смерти). Отражение религиозных верований восточных славян в семейном быту.

Наиболее важные семейные обряды: рождение младенца, крестины, именины, свадьбы, прием гостей, новоселье, похороны, поминки.

Жанровое разнообразие песен: пестушки, колыбельные, страшилки (пугалки), крестинные, величальные, корильные, заговоры, свадебные, причитания и др.

Величальные и корильные песни. Исполнялись гостю,
хозяину, на именинах, крестинах, новоселье, свадьбах. Величания при
венчании на царство, перед воинским походом и после победы. Сатира в текстах корильных песен. Единый напев величания и корения. Распевный характер мелодии. Выразительные широкие интервальные скачки в мело-
дии (на квинту, сексту). Одно- и многоголосные величания. «Типы
многоголосия»: «ленточное», подголосочное. Несложная, легко запоми-
нающаяся ритмика. Песни с припевом, включающим имя, кому поют. Повторы слов с усилением их звучания и конкретизацией определения: хороший, пригожий, пречестной. Форма строфы (куплета): периодичность - аа; вариированная периодичность - aa1; пара периодичностей - аабб; вариированная пара периодичностей - аа1бб, аабб1, aa1661; при-
певная форма - аапа, аапб. Величания в русской классической музыке,
в произведениях М.И.Глинки, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева.

Песни детства.

Жанры, примыкающие к детскому фольклору (взрослые - детям):
пестушки, страшилки, колыбельные, крестинные (ребенку, родителям,
крестным).

Крестинные-песни, возникшие после крещения Руси в 988 году. Исполнение крестинных песен крестными и гостями после церковного обряда Крещения. Величавый характер музыки. Обилие распевов, более сложная ритмика (переменные размеры, залигованные ноты). Усложненно-развитая ладовая и мелодическая структура. Элементы подголосочной полфонии (гетерофонии), образующейся в результате одновременного исполнения разных вариантов мелодий. Особенности голосоведения в народной музыке: движение параллельными терциями, параллельными квартами, параллельными трезвучиями, свободное обращение с диссонансами, господство мелодической горизонтали.

Жанры народной хореографии. - student2.ru Особенности поэтического текста, связанные с пожеланием крестy добра, счастья, ума, богатства, знатности, поздравлением и величанием его матери и отца. Сравнения. Красота древней русской речи.

Пестущки – песенки, забавляющие малыша, исполняемые ему во время купания, кормления, пеленания и т.п.

Страшилки – краткие песенки воспитательного характера.

Колыбельные песни. Поэтическая и музыкальная выразительность русских народных колыбельных песен. Характерные припевные слова «Лю-лю», «Бай». Герои колыбельных: котик, петушок, попугай, горностай и др. Сравнение со сказками, прибаутками, байками; сходства и различия. Мелодическая простота. Огласовки. Неширокий диапозон. Дихорд, трихорд с субквартой, опора на мажорный и минорный квартсекстаккорды. Преобладание двухдольных размеров, как естественного отражения метра качающейся колыбели. Трехдольные колыбельные песни. Гипнотическое воздействие колыбельных. Смертные байки. Детские игры с куклой. Связь колыбельных с другими жанрами русского фольклора.

Использование колыбельных в русской классической музыке, в произведениях М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, Н.Я. Мясковского и др.

Русская свадьба.

Огромное значение свадьбы в судьбе человека, семьи, рода. За-
рождение свадебного обряда у восточных славян при общинно-родовом
строе. Формирование единого обряда как драматического спектакля в России после принятия христианства. Таинство венчания в церкви как
часть народного свадебного обряда. Двоеверие в русской свадьбе. Ох-
ранительная магия.

Наиболее важные моменты свадебного обряда: сватовство, сговор, рукобитие, пропои, девишник, расплетание косы и сбор невесты к венцу, встреча свадебного поезда жениха, выкуп невесты, родительское благославление молодых, таинство венчания, свадебный пир. Региональные особенности свадебного обряда: банный обряд - Урал, Сибирь,Север, Поволжье; смысловой акцент на свадебном пире - Юг России, колодезный обряд - Владимирская область, плач невесты с хором - Север, Белгородская область.

Мелодическое богатство и красота свадебных песен. Мелодия-вершиноисточник. Поэтическое содержание. Прием образного параллелизма. Метафорический язык. Силлабическое стихосложение (равносложное, цезурованное). Сочетание с тоническими ударениями.

Формы: периодичность, пара периодичностей, вариированная пара периодичностей, вариированные однострочные формы свадебных причитаний. Жанровое многообразие свадебных песен: заклинательные, комментирующие обряд, причитания, величальные, корильные, шуточные, плясовые, частушки. Свадебный обряд как разновидность народного театра. Роли участников и гостей. Синкретический характер свадебного ритуала (тексты, пение, обряды, пляски, инструментарий, игры, «реквизит», костюмы, убранство домов и застолья, свадебное угощение).

Свадебный обряд и свадебные песни в русской классической музыке:. Современное бытование свадебного обряда.

Наши рекомендации