Оптические методы дистанционного зондирования
Первые изображения Земли из космоса были получены с помощью фотокамеры. Отснятые материалы спускаются на Землю и проявляются. Анализ снимков, как правило, проводится визуально с помощью проекционной аппаратуры, которая позволяет также получать цветные фотоотпечатки. Метод обеспечивает высокую геометрическую точность изображения; можно увеличить снимки без заметного ухудшения качества.
Однако он мало оперативен, поскольку изображение представлено в виде фотографий, а не в цифровой форме, и эффективен в видимом и ближнем ИК-диапазонах.
Этих недостатков лишены сканерные методы. Сканер с цилиндрической разверткой в принципе представляет собой маятник, закрепленный в одной точке и колеблющийся поперек направления движения. При движении аппарата над Землей с выхода фотоприемного устройства снимается сигнал, пропорциональный освещенности в видимом или ближнем ИК-диапазоне того участка земной поверхности, на который в данный момент направлена ось объектива. На практике сканер неподвижен, а качается (вращается) зеркало, отражение от которого через объектив попадает в фотоприемное устройство. Сканерная информация в цифровой форме передается со спутника в реальном времени или в записи на бортовой магнитофон; на Земле она обрабатывается на ЭВМ.
Линейный сканер содержит расположенные в линию неподвижные фоточувствительные элементы, число которых колеблется от 190 до 1000. Такая линия называется линейкой приборов с зарядовой связью (ПЗС). На линейку через объектив фокусируется изображение земной поверхности, все элементы находятся в фокальной плоскости. Линейка, ориентированная поперек направления движения спутника, перемещается вместе с ним, последовательно “считывая” сигнал, пропорциональный освещенности различных участков поверхности и облаков. Линейные сканеры на ПЗС работают в видимом и ближнем ИК-диапазонах.
47 Радиотехнические методы дистанционного зондирования. В общих чертах принцип активной радиолокации состоит в следующем. На спутнике устанавливается передатчик, посылающий с помощью антенны в направлении Земли импульсы с высокочастотным заполнением. После этого наступает пауза, в течение которой производится прием отраженных сигналов. Если импульс отражается от некоторого объекта М, расположенного на расстоянии L от спутника, то отраженный сигнал вернется назад через интервал времени ∆t=2L/c, где c – скорость света, множитель 2 учитывает, что сигнал проходит путь L дважды: от радиолокатора до объекта и от объекта до радиолокатора. Чем дальше объект от радиолокатора, тем больше ∆t. Интенсивность отраженных сигналов зависит от дальности и различна для разных объектов, так как они отличаются размерами и электрофизическими характеристиками. Измеряя ∆t, можно найти расстояние до объекта. Таким образом, средствами радиолокационной техники автоматически осуществляется сканирование по дальности, так как сигналы от разных объектов приходят в разное время.
1.Радиозонды. Анализ физических свойств атмосферы определенного района, измеряемых в метрологии, имеет также большое значение для авиации, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства.
Метеорадиотелескопы.
Так называемые наземные метеорадиотелескопы, позволяют практически мгновенно дистанционно измерять распределение температуры и влажности атмосферы по высоте вдоль всей толщи атмосферы. В будущем метеорадиотелескопы несомненно найдут широкое применение в метеорологии.
Радиолокаторы.
Радиолокаторы разных типов, устанавливаемые на самолетах, кораблях, поездах, автомобилях позволяют частично решать многие проблемы.
Чтобы предотвращать столкновение со встречными транспортными средствами, сейчас начинают устанавливать радиолокаторы на поездах и автомобилях.
Для обеспечения безопасного вождения движущихся объектов по заданной траектории в сложных метеорологических условиях, иногда при полном отсутствии видимости. Радиолокаторы, устанавливаемые на самолетах (самолётные), позволяют автоматически предотвращать столкновения с внешними объектами.
Радиолокаторы, установленные на судах, обнаруживают скалы, айсберги, острова, другие суда, автоматически определяют расстояние до них и обеспечивают безопасное вождение кораблей ночью, в тумане, вблизи скалистых берегов.