Трагедия 17 сентября 1941 года в районе между о.Сухо и банкой Северная Головешка

В течение длительного времени сведения об этой трагедии были известны только очевидцам и узкому кругу специалистов-историков. Официальный доклад о катастрофе баржи № 752 был рассекречен в 2004 году. Из-за колоссального количества человеческих жертв, в народе эту баржу уже нарекли «Ладожским Титаником».

Первой блокадной осенью на Ладожском озере произошло следующее. В ночь на 17 сентября 1941 г. в районе между банкой Северная Головешка (6,4 мили к Северу от мыса Пайгач) и о. Сухо, почти одновременно погибли три баржи:

- баржа № 752 с курсантами и командирами военно-морских учреждений г. Ленинграда;

- баржа с двумя пулеметными батальонами;

- баржа с боеприпасами.

Только на одной барже № 752 находилось в общей сложности от 1200 до 1500 чело­век, в том числе:

- курсанты и начальствующий состав Военно-морского инже­нерного училища им. Ф.Э.Дзержинского - 424 человека;

- курсанты и начальствующий состав Военно-морского гидро­графического училища им. С. Орджоникидзе - 176 человек;

- выпускники Военно-морской медицинской академии - 182 человека;

- члены семей начальствующего состава - 28 человек, в том числе дети;

- сотрудники картографического отдела гидрографии ВМФ - 43 человека;

- сотрудники гидрографического управления - 44 человека;

- личный состав ряда других морских учреждений.

Для буксировки баржи в Новую Ладогу был выделен буксир­ный пароход «Орел», а для сопровождения баржи и защиты ее от воздушных налетов противника - канонерская лодка «Шексна». Отход парохода «Орел» с баржей и канонерской лодки «Шексна», происходил не одновременно в силу причин организационного характера, в связи с чем баржа осталась без сопровождения. При погрузке людей была допущена перегрузка баржи № 752, которая явилась одной из причин гибели. Люди на барже находились не только на палубе, но и в трюме.

Перед выходом каравана из бухты, сила вет­ра колебалась от 2 до 3 баллов и по прогнозу погоды не должна была быть больше четырех. Но, при входе в район банки Северная Головешка погода изменилась – ветер усилился до 8-9 баллов, корпус баржи дал течь и начал заполняться водой.

Чтобы сохранить ее плавучесть, экипаж сбросил 4 автомашины, но это не помогло. Огромными волнами смыло надстройку и людей с верхней палубы. В 7.30 утра 17.09.16 буксир «Орел» подал сигнал «SOS» с указанием своих координат и приступил к спасению утопающих.

Несмотря на меры по спасению людей, те, кто держался на поверхности воды, постепенно то­нули, замерзая в холодной воде, или погибали, спасая других. К месту гибели баржи с мыса Осиновец и порта Новая Ладога были высланы все наличные плавучие средства. Но в ту штормовую ночь некоторые корабли к месту аварии не дошли, другие двинулись на помощь терпевшей бедствие бар­же с двумя пулеметными батальонами. Спасением баржи № 752 по существу занимались только два корабля: пароход-буксировщик «Орел» и канонерская лодка «Селемджа». Из общего количества пассажиров баржи было спасено всего 182 (по другим сведениям 240) человек.

Почти одновременно с гибелью баржи № 752 в этом же районе потерпели крушение еще две баржи, шедшие встречным курсом из Новой Ладоги в Осиновец. На одной находился боезапас для частей Ленинградского фронта, а на второй два пу­леметных батальона численностью 450 человек с вооружением, боеприпасами и продовольствием. Из состава пуле­метных батальонов погибли 150 человек, остальные были спасены подошедшим к месту аварии тральщиком ТЩ-122. 17 сентября в 16 часов моряки траль­щика ТЩ-122 увидели впереди обломки разбитой баржи с оставшимися на них бойцами и начали поднимать их на борт. Тем временем положение самого тральщика стано­вилось критическим. От ударов волн разошлись швы, вода зато­пила машинно-котельное отделение.

Находясь в районе мыса Дубно, когда до берега оставалась не бо­лее полумили, внезапно, на крохотный корабль, до отказа набитый людьми, обрушились 10 «юнкерсов». Моряки отбивались огнем единственного 45-мм ору­дия и пулемета. Пехотинцы стреляли из винтовок. В тральщик попали две бомбы, и он стал быстро погружаться. Только ходовая рубка, труба и мачта остались возвышаться над волнами. Оставшиеся в живых моряки и бойцы-пулемет­чики закрепились на выступающих из воды частях ко­рабля.

Только спустя 13 часов уцелевшие люди были сняты с погибшего тральщика.

Из-за отсутствия полных списков точное количество жертв баржи 752 не установлено, но с уверенностью можно говорить о том, что их численность более 1000 человек.

К слову, число жертв парохода «Титаник» составляет 1556 человек. Именно по этой причине баржа № 752 стала именоваться в народе «Ладожским Титаником».

Оброна острова Сухо.

В 1941 году значение острова Сухо резко возросло. Его месторасположение позволяло контролировать и защищать большую трассу Дороги жизни, а также прикрывать подходы к Волховской губе, где в Новой Ладоге располагалась главная база Ладожской флотилии и выше по реке Волхов - Волховская ГЭС, обеспечивающая электричеством Ленинград.

Для защиты путей Дороги Жизни и Волховской губы, в июле 1942г. на острове Сухо установили три 100-мм корабельных орудия. Воинское подразделение острова получило наименование 473-й артиллерийской батареи с непосредственным подчинением командующему Ладожской военной флотилией. В качестве стрелкового оружия на вооружении гарнизона было 3 пулемета и винтовки.

Штатная численность батареи составляла 99 человек, в том числе: на­чальствующий состав - 6 человек; младший начальствующий со­став – 25; рядовой состав - 68.

До сих пор остаётся невыясненным вопрос о фактической численности гарнизона на момент сражения 22 октября 1942г. По косвенным данным, с большой долей вероятности, можно предполагать, что фактическая численность гарнизона составляла не более 30-40 человек.

Осенью 1942г. немецкое командование для воспрепятствования перевозкам по Дороге жизни предприняло специальную операцию под кодовым названием «Бразиль». Замысел врага состоял в том, чтобы в ходе нападения на о.Сухо уничтожить батарею и маяк.

Ис­пользуя темное время суток, низкую облачность, шквальный ве­тер с дождем и снегом, противник скрытно сосредоточил десант­ный отряд предположительно в районе Коневец-Сортанлахти. Для осуществления операции против о.Сухо противник напра­вил специально подготовленный ударный отряд, в со­ставе флотилии: 16 десантных барж (7 тяжелых, 4 лег­кие, 3 транспортные, 1 штабная и 1 санитарная), 7 десантных кате­ров - всего 23 судна. Их вооружение состояло: 88-мм пушек - 21, 37-мм пушек - 9, 20-мм пулеметов - 135. Действия судов и десанта обеспе­чивали почти 15 самолетов, 1 итальянский торпедный катер, не­мецкие и финские катера. Десантно-штурмовой отряд составлял более 100 человек. К 7 часам 22 октября 1942г. враг подошел к о.Сухо.

В 07:17 батарея острова приняла бой и, совместно со стороже­вым катером МО-171 и дозорным тральщиком ТЩ-100, открыла ответный огонь. Завязался бой. Пользуясь численным перевесом неприятельские суда постепенно обступили остров со всех сторон. Плотным натиском про­тивнику удалось преодолеть огневое сопротивление гарнизона и высадить на берег вооруженный до зубов десант численностью до 70 пехотинцев.

В 08:20 десант про­тивника окружил дворики орудий № 2 (западный мол) и № 3 (северное орудие у здания маяка) с находившимся в них личным составом. Завязался рукопашный бой. Нескольким десантникам удалось прибли­зиться к первому орудию и забросать его гранатами. Но, получив отпор, противник снова стал отходить к третьему орудию.

После ранения в живот командир Гусев не смог далее руководить боем. Руковод­ство принял на себя главный старшина И.И. Мар­тынов. Враг сделал попытку подорвать орудия № 2 и 3, но не смог. Мартынов увлек бойцов в контратаку, и собрав силы, краснофлотцы отбросили гитлеровцев на западный берег. Наши артиллеристы обнаружили мины, заложенные под орудия, и выб­росили их в воду.

Во время рукопашного и гранатного боя у орудий № 2 и 3 противник захватил в плен 5 (по другим данным – 4) тяжело раненных бойцов из ору­дийного расчета орудия № 3. Попытки отбить у про­тивника пленных не имели успеха.

В 08:32 из-за погодных условий дозорные корабли МО-171 и ТЩ-100 пре­кратили перестрелку с вражескими судами. Катера противника, находившиеся у берега, продолжали поддерживать высаженный десант пулеметным огнем.

К 09:00 над островом появились наши первые самолеты. Не выдержав огня, а в отдельных местах и штыковых рукопашных схваток, противник начал отходить к сво­им десантным судам.

В 09:07 наша авиация нанес­ла первый бомбово-штурмовой удар по десантным судам, находив­шимся к юго-западу от о.Сухо.

В 09:20 десант был полностью выбит с острова. Катера против­ника, взяв на борт убитых и раненых, поспешно отходили на за­пад. На острове осталось 5 убитых из числа вражеского десантного отря­да.

В 11 часов батарея прекратила огонь. Вражеские корабли, перестроив­шись в две кильватерные колонны, исчезли за горизонтом. Вблизи острова дымились выброшенные на камни три корабля противника и из воды торчали два разбитых катера.

Преследование и уничтожение кораблей противника продолжалось после их отхода от о.Сухо кораблями Ладожской военной флотилии и самолетами КБФ и Ленинградского фронта.

Попытка немцев уничтожить батарею острова и разрушить маяк потерпела крах. Получив значительный урон в живой силе и технике 22 октября 1942 года у о.Сухо, дальнейших действий, направленных на нарушение работы Дороги жизни, немецкая флотилия не предпринимала.

22 октября 1942 г. при обороне острова Сухо погибли:

телефонист краснофлотец Николай Никитович Андреев, 1909 г.р., уроженец г. Ленинграда;

башенный комендор краснофлотец Константин Павлович Дрягин, 1921 г.р., уроженец г. Ногинска Московской обл.;

командир отделения пулеметчиков старшина 1-й статьи Иван Васильевич Зверев, 1909 г.р., уроженец г. Ленинграда;

телефонист краснофлотец Анатолий Григорьевич Котов, 1921 г.р., уроженец Калининской обл.;

дальномерщик краснофлотец Дмитрий Александрович Лады­гин, 1921 г.р., уроженец г. Астрахани;

сигнальщик краснофлотец Кузьма Алексеевич Симаков, 1910 г.р., уроженец Кировской обл.;

военфельдшер Евгений Михайлович Буцевицкий, 1922 г.р.;

начальник сигнально-наблюдательного поста о. Сухо старшина II статьи Семен Паладьевич Лысый, 1917 г.р., уроженец г. Одессы;

краснофлотец Николай Андреевич Зыков, 1903 г.р., уроженец г. Ленинграда;

пилот 1-й авиационной эскадрильи 57-й авиационного полка краснофлотец Алексей Трофимович Деружинский, 1923 г.р., уро­женец Смоленской обл. (Ил-2);

пилот 3-й авиационной эскадрильи 11-го авиационного полка сержант Николай Андреевич Драченко, 1914 г.р. (И-15);

пилот 3-й авиационной эскадрильи 11-го авиационного полка сержант Александр Дмитриевич Прокофьев 1920 г.р., уроженец Ленинградской обл. (И-15);

пилот 15 Гвардейского штурмового авиационного полка, ст. сержант Фортунин Константин Федорович, 1921 г.р., уроженец Башкирской АССР, гор. Белорецк (Ил-2);

пилот 15 Гвардейского штурмового авиационного полка, сержант Сухарев Владимир Федорович, 1922 г.р., уроженец г. Москва (Ил-2).

В бою были ранены и попали в плен:

установщик прицела краснофлотец Михаил Николаевич Лепшин, 1904 г.р., уроженец г. Ленинграда;

командир 3-го орудия батареи старшина Федор Емельянович Мишуков, 1914 г.р., уроженец Архангельской обл.;

комендор краснофлотец Серафим Александрович Розанов, 1921 г.р., уроженец г. Вологда;

погребной краснофлотец Иван Семенович Смирнов, 1905 г.р., уроженец Ленинградской обл.

Наши рекомендации