Курс географии материков и океанов
Первый региональный курс. Изучение должно строиться таким образом, чтобы формирование ЗУН способствовало отражению главной теории современной физической географии – существованию планетарного природного комплекса. Обучение должно осуществляться через методы и приёмы, обеспечивающие активную познавательную деятельность школьников.
Цели обучения:
- Создание системы представлений и единичных понятий о физико-географических особенностях материков и областей, о населении и политической карте материков,
- Конкретизация общих понятий и введение новых с целью расширения знаний об окружающем мире,
- Развитие картографических ЗУН,
- Изучение проблем взаимодействия природы и общества,
- Развитие познавательных способностей, приёмов мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез…),
- Воспитание эстетического восприятия природы, нравственных качеств личности чувства интернационализма, ответственности за своё поведение в природе, осознание необходимости её охраны.
Структура и содержание курса:
I. Введение. (1 ч.).
- Зависимость природы материков и океанов от деятельности человека.
- Что изучает география, её значение.
- Источники знаний.
II. Как открывали мир (2 ч.).
- История географических открытий,
- Современные географические исследования,
III. Географическая карта (1 ч.). Роль, виды и свойства карт.
IV. Земля – уникальная планета (1 ч.). Место Земли в Солнечной системе, отличия от других планет.
V. Литосфера и рельеф Земли. (2 ч.).
- Строение Земной коры,
- Рельеф Земли.
VI. Атмосфера и климаты (2 ч.).
- происхождение, значение,
- распределение температуры, давления, осадков,
- климаты Земли.
VII. Гидросфера (2 ч.).
- Мировой океан, значение, свойства, движение,
- Взаимодействие с сушей и атмосферой.
VIII. Биосфера (1 ч.). Учение Вернадского.
X. Земля – планета людей (1 ч.). Расселение человека и основные виды хозяйственной деятельности.
XI. Материки и океаны.
Африка (10 ч.),
Австралия и Океания (6 ч.),
Южная Америка (8 ч.),
Полярные области Земли (2 ч.),
Северная Америка (7 ч.),
Евразия (12 ч.),
Океаны (4 ч.).
XII. Земля – наш общий дом (6 ч.).
- ГО, закономерности развития,
- Взаимодействие природы и общества,
- Современная география – превращение из описательной науки в преобразовательную,
- +работа на местности по выявлению и изучению ПК.
Требования к ЗУН см. в программе.
Типовой план изучения материка:
1. история изучения,
2. ФГП,
3. рельеф и полезные ископаемые,
4. климат материка,
5. внутренние воды,
6. ПЗ,
7. животный и растительный мир,
8. природные богатства и их использование,
9. стихийные природные явления,
10. народы и страны,
11. характеристика регионов.
Типовой план изучения океана:
1. история изучения,
2. географическое положение, границы,
3. особенности природы,
4. виды хозяйственной деятельности,
5. охрана природы океанов.