Швейная промышленность мира.

Швейная промышленность превратилась в ведущую отрасль всей легкой индустрии, потребляющую подавляющую часть производимых в мире тканей из натуральных или химических волокон, а также зна­чительную часть трикотажного полотна. В силу особенностей своего производства (прежде всего высокой трудоемкости, активности по­требительского спроса на его продукцию, особенно модную в странах высокого и среднего уровня жизни) изделия этой отрасли определяют все тенденции развития легкой промышленности.
Швейная продукция очень разнообразна по своему назначению.(бельевые изделия и верхняя одежда, повседневная и выходная, по цене, оформлению и т.д., что обусловливает разные условия и пред­посылки ее производства. Наиболее простые, массовые и дешевые изделия невыгодно вырабатывать в государствах с высокой оплатой труда. Их производство мигрировало в развивающиеся страны, и в первую очередь в Азию, наилучшим образом обеспеченные сырьем и дешевой рабочей силой. Это определило специализацию многих стран региона на получении и поставках дешевых швейных товаров во многие государства мира. В промышленно развитых странах эти производства свертывались.
В Западной Европе и Северной Америке (преимущественно в США) швейная промышленность переориентировалась на изготов­ление особо модных, высококачественных и дорогих изделий. Их про­изводство требует натуральных видов сырья, стоимость которых мно­го выше, чем искусственных. В создании таких образцов швейных изделий принимают участие дома моделей, используется ручной труд высококвалифицированных мастеров. Они предназначаются для ог­раниченного круга потребителей как в стране-продуценте, так и за ее пределами.
Швейная продукция развивающихся и развитых государств в зна­чительной степени предназначается для экспорта, величина которого в обеих группах стран сравнялась уже к концу 80-х гг. Эти законо­мерности международного разделения труда в швейной промышлен­ности мира полностью отражают общие тенденции развития всех сфер материального производства, формирование специализации не толь­ко стран, но и целых регионов.[11]

Обувная промышленность

Обувная промышленность. Ассортимент ее продукции очень широ­кий (домашняя, уличная, спортивная и другая обувь). Разнообразны и виды сырья для ее изготовления, что предопределило выпуск ко­жаной, текстильной, резиновой, пластмассовой обуви. Зачастую это комбинированная обувь с применением натуральных и синтетичес­ких материалов. Кожаная обувь составляет лишь 1/3 всей продукции отрасли. Применяемые для ее выпуска высококачественные натураль­ные виды сырья определяют очень высокую цену но сравнению с обувью, сделанной из синтетических материалов.
Производство обуви непрерывно растет и в начале 90-х гг. пре­высило (без резиновой) 4 млрд пар в год, т.е. чуть меньше одной пары на каждого жителя планеты. Резкий рывок в развитии отрасли сделали развивающиеся страны всех регионов. Лидером в ее изготовлении стала КНР (более 40% обуви в мире) и в целом Азия (более 50%).
Однако они специализируются на спортивной и домашней обуви, идущей на экспорт в Западную Европу и Северную Америку. Один Китай контролирует 25% рынка этой обуви в Западной Европе. Такой скачок в ее изготовлении обусловлен низкими издержками произ­водства (в 10 раз меньшими, чем в Европе),
Изготовление кожаной обуви из дорогого сырья, с высокой тру­доемкостью производства в большей степени сохранилось в развитых промышленных государствах. На нее приходится немногим более 1 млрд пар. Крупнейшим продуцентом такой обуви является Италия (до 480 млн пар). Ее дорогостоящая обувь на 85-90% предназначена для экспорта, прежде всего в Западную Европу, США и Канаду. Ита­лия стала законодателем мод в обувной промышленности. Подавляю­щая ее часть вырабатывается на мелких и средних по размеру пред­приятиях, быстро реагирующих на смену моды.
СССР до 1990 г. был одним из главных продуцентов обуви в мире (в 1990 г. – 843 млн пар) и уступал только КНР. Располагая разнооб­разной сырьевой базой, страна производила различные виды обуви: от резиновой до кожаной. Почти 1/5 часть обуви приходилась на ко­жаную. Продукция отрасли вырабатывалась преимущественно на крупных предприятиях. Однако организация отрасли была громозд­кой, медленно учитывался спрос населения на модные изделия. Ква­лификация персонала оставалась низкой, в конструировании новых моделей обуви не хватало художественного вкуса. В России отрасль оказалась в глубоком кризисе: выпуск обуви сократился в несколько раз, и страна превратилась в значительного ее импортера. В то же время кожевенное сырье идет на экспорт, особенно в Италию.

Наши рекомендации