Покорение южного полюса 18-19 вв.
ВВЕДЕНИЕ
Географические открытия, которые заслуживают определения "великие", совершались на нашей планете во все исторические эпохи, начиная с древности.
Большое значение в истории географических открытий имели исследования Северного и Южного полюсов. Открытия полюсов состоялись лишь в начале ХХ века, хотя освоение их началось гораздо раньше.
История открытия полюсов полна драматизма. Многие отважные исследователи пытались достичь этих загадочных, и, казалось, защищенных от человека самой Природой мест. Лютые морозы, непроходимые торосы, безмолвно простирающаяся на сотни километров ледяная пустыня хранили тайну полюсов.
Покорение географических полюсов Земли завершило важную эпоху в истории географических открытий, которую нередко называют героической эпохой в полярных исследованиях. И хотя многие исследователи в первую очередь стремились установить рекорды, но, пробивая путь в районах белых пятен, они сделали очень важные открытия и тем самым расширили кругозор человечества в познании Земли.
Таким образом, цель данной работы – изучить покорение Северного и Южного полюсов.
ПОКОРЕНИЕ ЮЖНОГО ПОЛЮСА 18-19 ВВ.
Ровно 100 лет назад, 14 декабря 1911 года, в истории человечества произошло знаменательное событие: экспедиция Руаля Амундсена достигла Южного полюса.
До полюса они дошли немного позднее, а в дневнике Амундсена фигурирует 15 декабря. Связано это с тем, что когда судно "Фрам", доставившее норвежскую экспедицию в Антарктиду, пересекло линию перемены дат, часы на судне не были переведены. Поэтому все даты в дневнике Амундсена "спешат" на сутки.
Руаль Амундсен с детства мечтал покорить Северный полюс. Тренировался, бегал на лыжах, к 33 годам стал знаменитым полярным исследователем, доказавшим возможность дрейфа судна по так называемому Северо-Западному проходу - морскому пути севернее Америки. Пройдя от Северной Атлантики на востоке до Аляски на западе, и посетив по пути Северный магнитный полюс, Амундсен вернулся в Норвегию, ставшую к тому времени независимым (от Швеции) государством, национальным героем.
В разгар подготовки к походу на Амундсена на Северный полюс весь мир облетело известие, что Северный полюс уже покорен.
О покорении полюса сообщили сразу два путешественника, бывших друга, а ныне конкурента: Фредерик Кук (1 сентября 1909 года) и Роберт Пири (7 сентября 1909 года). История того, кто же реально покорил Северный полюс заслуживает, пожалуй, отдельного рассказа, поэтому пропустим его [1, с. 39].
И хотя вскоре разгорелся жаркий спор, кто именно был первым, и был ли он достигнут вообще, стало понятно, что покорять его, даже со 100 процентными доказательствами - уже не будет той победой, к которой так стремился Амундсен. Еще до выхода из Норвегии он решил изменить цель путешествия и направиться к Южному полюсу.
Команда "Фрама" была посвещена в его планы лишь на Мадейре, последним пунктом цивилизации, с которым контактировали участники экспедиции.
Были отправлены соответствующие письма родственникам, также Амундсен попросил своего брата обнародовать планы экспедиции несколько позднее, дабы иметь некий запас по времени по сравнению с конкурентами, которые также собирались на Южный Полюс. Было также отправлено письмо англичанину Роберту Скотту, который первым официально объявил о своих планах по покорению Антарктического полюса. Это, хотя бы формально, избавило Амундсена от подозрений в нечестной игре - своего конкурента он известил.
9 сентября 1910 года "Фрам" покинул о.Мадейра и 14 января 1911 года вошел в Китовую бухту Моря Росса. По пути к Антарктиде Амундсен и его спутники не заходили ни в один порт из экономии времени. Традиционные празднования по поводу пересечения экватора также были отменены из-за нехватки места - вся палуба была занята ездовыми собаками, на которых Амундсен планировал дойти до полюса. Интересно, что при выходе из Норвегии собак было 100, а по приходу в Антарктику - уже 114. Продолжали они плодиться и дальше.
Тем временем 12 октября в австралийский Мельбурн зашло судно Скотта. Полученная от Амундсена телеграмма произвела на него тягостное впечатление, но от штурма полюса он не отказался. Началась предсказанная Робертом Пири после похода в сторону Северного полюса, южная полярная гонка. Только учавствовали в ней не американцы и британцы, как предполагал Пири, а британцы и норвежцы.
Береговой отряд Амундсена высадился на берег. За 2 недели был собран деревянный дом, под названием "Фрамхейм" ("Дом Фрама" - от названия экспедиционного судна "Фрам"), в котором собирались зимовать участники похода к полюсу. Он был построен заблаговременно на вилле Амундсена, разобран и погружен на корабль, а по приезду собран на леднике.
Кроме того, в плотном снегу были вырыты многочисленные переходы и помещения. Их использовали как мастерские и склады для хранения провианта.
Как предполагал Амундсен, лагерь располагался на материке, на самом деле это был довольно стабильный ледник. По некоторым данным, участок ледника, на котором некогда располагался «Фрамхейм», в 1928 году откололся в виде айсберга и был унесён в океан, по другим данным - простоял до 2000-х годов.
"Фрам" под командованием капитана Нильсена ушел в море 15 февраля, а участникам берегового отряда - всего их было 9 человек - предстояло выполнить немалую работу: опробовать, подогнать, а при необходимости изменить снаряжение; заготовить достаточное количество тюленьего мяса для питания людей и собак, забросить провиант на продуктовые склады, которые Амундсен планировал разместить на каждом градусе по меридиану, т.е. через каждые 110 км вплоть до 82 градуса ю.ш. Фрамхейм располагался на 78° 41’ ю. ш., т.е. было сделано 4 продуктовых закладки.
Антарктическую зиму учатники экспедиции провели в трудах, а с наступлением весны - 8 сентября - была предпринята первая (довольно авантюрная) попытка штурма Полюса. Стояла аномально холодная погода - минус 56 градусов. Лыжи не скользили, собаки не могли заснуть из-за мороза. Полярники дошли до склада на 80 градусе ю.ш., разгрузили там нарты и вернулись обратно. История вышла некрасивой. Амундсен вернулся первым, фактичеcки бросив остальных участников экспедиции на произвол судьбы, последняя группа вернулась в лагерь на 6 часов позже него, причем в условиях кромешной темноты - на доме даже не зажгли сигнальный фонарь. Трое участников получили обморожения, и хотя все вернулись во "Фрамхейм", эта вылазка разрушила отношения в отряде. Из 8 человек, вышедших в первую вылазку 8 сентября (один участник остался на базе) на штурм Полюса вышла группа из 5 человек во главе с Амундсеном. Остальные трое были отправлены им во второстепенную экспедицию.
20 октября Амундсен и его спутники вышли на юг. Впереди было почти 1500 километров пути в одну сторону. В наличии: 4 саней, 52 собаки и несколько продуктовых складов по пути. Что будет дальше было не очень хорошо известно. Если норвежцы шли по практически неизведанной территории, то маршрут британцев был уже частично пройден и описан. На тот момент самой южной точкой покоренной человеком был 88 градусов 23 минуты ю.ш., которой достиг британец Генри Шеклтон за два года до этого. Шеклтон установил, что рельеф постепенно поднимается к югу. Британцам предстояло пересечь ледник Бидмора (норвежцы наткнулись на ледник Акселя Хайберга) - оба ледника являются частью Трансантарктического горного массива, преграждавшего покорителям путь к полюсу.
Сам Шеклтон взял в экспедицию в качестве вьючных животных маньчжурских пони. Дойдя до ледника и потеряв более половины животных от мороза Шеклтон столкнулся с тем, что "втащить" пони на ледник не представляется возможным - слишком велик уклон. Дальше (т.е. 3/4 пути до полюса и весь путь обратно) британцы шли даже не на лыжах, а пешком! Не дойдя до полюса всего 160 километров из-за недостатка продовольствия группа повернула обратно и благополучно выбралась на побережье. Несмотря на неудачный опыт с пони Шеклтон посчитал, что пони были неплохим выбором. Эту же тактику выбрал и Роберт Скотт, что послужило одной из причин гибели его экспедиции.
После возвращения из Антарктики сэр Генри Шеклтон успел побывать в английской военной миссии в Мурманске, по нашему, "интервенции".
Антарктида представляет собой огромную ледяную линзу, понижающуюся от высоты в 3200 метров на полюсе практически до уровня моря на побережье. Весь огромный ледник пронизан "бездонными", как писал Амундсен, трещинами. При глубине в несколько километров их и вправду можно считать бездонными. Удивительно как не свалились туда люди Шеклтона, шедшие пешком, т.к. Амундсена и его спутников изрядно выручали лыжи, но и сами норвежцы вовсю почувствовали коварность трещин, едва присыпанных снегом или прикрытым ледяным настом. Поиск проходов среди коварных трещин был второй, помимо подъема на ледник, трудностей экспедиции.
1 ноября в путь выдвинулась команда Скотта. У норвежцев преимущество в 11 дней.
9 ноября команда Амундсена достигла 83° ю. ш., где был заложен большой склад для обратного пути, а 17 ноября группа подошла к границе шельфового ледника, откуда им предстоял подъем на полярное плато. Оттуда до полюса оставалось 550 километров, но сначала им предстояло покорить ледник, названный Амундсеном в честь одного из спонсоров экспедиции ледником Акселя Хайберга
21 ноября часть собак была забита и частично съедена, и к полюсу отправились 3е саней и 18 собак. Амундсен планировал, что до дойдут полюса и вернутся обратно к промежуточному лагерю 12 собак. Так в результате и получилось. Современные защитники животных наверняка закидали бы Амундсена тухлыми яйцами по возвращению, но и 100 лет назад протесты были довольно громкими.
Команда Скотта тем временем немного увеличила скорость передвижения. После отстрела манчжурских лошадок сократилось время сбора лагеря. Также были брошены мотосани, трансмиссия которых не выдержала мороза. Кроме того, ледник Бимора, по которому двумя годами раньше шел Шеклтон, был гораздо более проходим, чем ледник Хайберга, по которому шел Амундсен. Скорость же передвижения норвежцев резко упала, тратилось много времени на проведение рекогносцировок. Тем не менее, команда Амундсена вскоре выбралась на полярное плато, откуда до Полюса оставалось всего ничего. Группа Скотта передвигалась на лыжах и сами же полярники тянули сани с продовольствием, весом до 200 килограмм на каждого, что резко снижало их скорость.
Немного подробнее о тактике норвежцев. Амундсен и его спутники двигались к полюсу на лыжах. Каюры - погонщики собачьей упряжки - шли на лыжах рядом с санями (а не ехали на них, как полагают многие). К каждым из 3х саней было прикрепленно колесо, отмерявшее пройденно расстояние. Это многократное резервирование систем было характерной чертой организации всей экспедиции Амундсена. С более чем двойным запасом готовилось все снаряжение, провиант, а в случае с измерением расстояния Амундсену было крайне важны стопроцентные, "железобетонные" доказательства его покорения на полюса. Амундсен не хотел той же склоки, которая возникла между Куком и Пири. Путь пройденный экспедицией счислялся по показаниям трех "одометров" на санях, а при ясной погоде сверялся по солнцу [3, с. 34].
На санях были сложены провиантские ящики: походное снаряжение, а также еда: шоколад, галеты, и самое главное - пеммикан для питания собак и людей. Пеммикан представлял собой смесь из высушенного толченого мяса с жиром, разводился водой, коей вокруг было предостаточно в виде льда, и употреблялся в виде чрезвычайно калорийного мясного супа. Кроме того в пеммикан, как собачий, так и человеческий были добавлены сушеные овощи, что уберегло команду Амундсена от цинги, которой не избежали люди Скотта. Витамин С, предотвращающий развитие цинги был открыт лишь в 1928 году, но о роли овощей в рационе догадывались и раньше. Амундсен понял это в своих предыдущих арктических экспедициях. Пища готовилась на керосиновом примусе.
И еще одна причина неудачи Скотта: бидоны с керосином, заложенные на стоянках, были запаяны оловом, который при температуре ниже -13 градусов теряет свою кристаллическую структуру и превращается в порошок. При возвращении с полюса Скотт столкнулся с пустыми баллонами в продуктовых закладках. Экспедиции было не на чем готовить горячую пищу.
6 декабря норвежская группа достигла точки покоренной ранее Шеклтоном, где был воздвигнут норвежский флаг. Дальнейшие территории Амундсен объявил владениями Норвегии. К слову сказать, хотя ни одна страна мира ныне не выдвигает территориальных требований в Антарктиде в связи с ее международным статусом, но Норвегия неофициально (по заявлениям сделанным до 1960х годов) претендует на самую большую территорию, многократно превышающую ее собственную площадь.
Наконец, 14 декабря в 15-00 по меридиану Фрамхейма - это 3 часа ночи по Гринвичу, или полночь по Москве - норвежцы достигли Южного полюса по данным счисления, то есть, по одометрам. Достижение полюса было отмечено водружением норвежского флага, с дальнейшим поеданием тюленины, которая после пеммикана была лакомством, и курением припасенных сигар.
В полночь 15 декабря путешественники установили свое местоположение по солнцу: 89o 56' южной широты, т.е. примерно в 7,5 километров от полюса. Амундсен решил заключить место своей стоянки в круг диаметром в 20 километров, чтобы географический Южный полюс стопроцентно попал в него. Никто не собирался описывать этот круг, это заняло бы неоправданно много времени. Трое из пяти участников экспедиции ушли на юг, запад и восток соответственно, пройдя 10 километров в одну сторону и 10 в обратную каждый. После возвращения троих путешественников еще раз была вычислена широта и направление север-юг, после чего, 16 декабря, все пятеро выдвинулись на юг, где через 10 километров поставили маленькую палатку, под названием "Пульхейм". Над ней развевался норвежский флаг, внутри были оставлены письма для Роберта Скотта и короля Норвегии [1, с. 34].
Вычисленные по солнцу данные о местоположении свидетельствовали, что Амундсен и его спутники приблизились к Полюсу настолько близко, насколько это позволяло точность измерительных инструментов. Но и этого Амундсену было мало! После измерений двое его спутников Хансен и Бьолан прошли еще четыре мили или семь километров в направлении вновь найденного меридиана.
На полюсе были оставлены еще одни нарты. По мере уменьшения расстояния уменьшалось количество продовольствия, которое было необходимо везти с собой ,поэтому обратно с Полюса ушли 5 человек, 17 собак и 2е нарт.
На обратном пути команда Амундсена двигалась гораздо быстрее. Если к полюсу они шли со среднесуточной скоростью в 24,4 км в день, то обратно скорость возросла до 36 километров в день. Весьма выручали в ориентировании их и снежные "туры" - пирамидки сложенные из нарезанных из снега "кирпичиков", оставленные на пути к полюсу.
26 января Амундсен со спутниками вернулись во Фрамхейм, отмахав за 40 дней 1450 километров. "Фрам" тем временем совершил океанографическое путешествие вокруг Антарктиды с заходом в Буэнос-Айрес. 30 января 1912 года полярники отчалили в направлении Норвегии.
Тем временем, 16 января 1912, за 25 км до полюса, где пересеклись трассы Скотта и Амундсена, Скотт обнаружил следы отряда Амундсена (снежные пирамидки).
17 января, в 18-00 Скотт вышел на Южный полюс, к палатке оставленной Амундсеном на полюсе - Пульхейму, с опозданием на 34 дня.
Разочарованные, Скотт и его спутники двинулись в обратный путь.
Ровно через месяц, 17 февраля, от черепно-мозговой травмы (после падения в трещину) умирает первый участник экспедиции Скотта, Эдвард Эванс. Еще через месяц, 16 марта, покончил с собой лейтенант Оутс.
29 марта 1912 года сделана последняя запись в дневнике Скотта. Трое оставшихся в живых участников экспедиции Скотта не дошли 18 километров до ближайшего продуктового лагеря. От основной базы их отделяли 264 км.
Там они и остались, пробыв в атономном путешествии 144 дня.
После окончания полярной зимы поисковый отряд под руководством Эдварда Аткинсона, судового врача экспедиции Терра-Нова, 12 ноября обнаружил погибших участников экспедиции. Палатка, в которой они прожили последние несколько дней, была почти полностью занесена снегом. Скотт умер последним: тела Уилсона и Бауэрса были аккуратно завязаны в спальные мешки, а сам Скотт отбросил отвороты спального мешка и раскрыл куртку. Под плечом у него находилась сумка с дневниками членов экспедиции, а в старом ботинке Скотта были найдены письма Амундсена, оставленные на Полюсе. Также были найдены образцы камней, собранные на леднике Бидмора.
Аткинсон и его спутники убрали подпорки палатки, которая стала саваном для команды британцев. Сверху они соорудили снежный тур и крест из двух связанных крест-накрест лыж.
Так получилось, что трагическая гибель команды Скотта сделала его всемирным героем, затмив собой и победу Амундсена, и немалые достижения его бывшего подчиненного Генри Шеклтона, к успехам которого Скотт относился очень ревностно.
Но, несмотря на то, что победа Амундсена была омрачена гибелью группы Скотта, он вышел из этой гонки победителем [5, с. 34].
12 декабря 2011 года премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг прибыл в Антарктиду, чтобы отметить столетие покорения Южного Полюса.