Крупнейшие морские порты Мира по переработке контейнеров, 2003
(тыс. условных двадцатифутовых контейнеров*)
Ранг | Порт | Страна | Перевалка контейнеров | Ранг | Порт | Страна | Перевалка контейнеров |
Сянган (Гонконг) | Китай | Альхесирас | Испания | ||||
Сингапур | Сингапур | Иокогама | Япония | ||||
Шанхай | Китай | 11 280 | Филикстоу | Великобритания | |||
Шэньчжэнь | Китай | Сямынь | Китай | 2 331 | |||
Пусан | Республика Корея | Нхава-Шева (Бомбей) | Индия | 2 269 | |||
Гаосюн | о. Тайвань | 8 843 | Нагоя | Япония | |||
Лос-Анджелес | США | 7 149 | Кобе | Япония | |||
Роттердам | Нидерланды | 7 107 | Цзилун | о. Тайвань | |||
Гамбург | Германия | 6 138 | Салола | Оман | |||
Антверпен | Бельгия | 5 445 | Валенсия | Испания | 1 993 | ||
Дубай | ОАЭ | 5 152 | Гаер | Франция | 1 977 | ||
Келанг | Малайзия | Коломбо | Шри-Ланка | 1 959 | |||
Лонг-Бич | США | Окленд | США | 1 923 | |||
Циндао | Китай | 4 239 | Джидда | Саудовская Аравия | 1 777 | ||
Нью-Йорк/Нью-Джерси | США | Такома | США | 1 738 | |||
Танджунг-Пелепас | Малайзия | 3 487 | Мельбурн | Австралия | 1 721 | ||
Токио | Япония | 3 314 | Чарлстон | США | 1 691 | ||
Бремен/Бремерхафен | Германия | 3 190 | Далянь | Китай | 1 670 | ||
Лаэм-Чабанг | Таиланд | 3 181 | Сан-Хуан | Пуэрто-Рико (США) | 1 666 | ||
Джоя-Тауро | Италия | 3 149 | Барселона | Испания | 1 652 | ||
Тяньцзинь | Китай | Хэмптон-Роудс | США | 1 646 | |||
Нинбо | Китай | 2 772 | Осака | Япония | 1 610 | ||
Гуанчжоу | Китай | 2 762 | Генуя | Италия | 1 606 | ||
Танджунг-Приок (Джакарта) | Индонезия | Пирей | Греция | 1 605 | |||
Манила | Филиппины | Танджунг-Перак (Сурабая) | Индонезия | 1 575 |
· Условный двадцатифутовый контейнер - международная единица измерения в контейнерных перевозках. Стандартный контейнер: 20 футов (6,1 м) в длину, 8 футов (2,44 м) в ширину и 8,5 футов (2,59 м) в высоту. Объем такого контейнера составляет 38,5 м3. Встречаются еще сорокафутовые (12,2 м) и сорокапятифутовые (13,7м). Большинство из использующихся сегодня контейнеров сорокафутовые.
Рис. №3 Структура мировых морских перевозок
Какие грузы перевозит сейчас морской транспорт? Какие изменения в структуре мировых морских перевозках произошли? Чем это объяснить?
А). На контурной карте обозначьте 10 крупнейших портов мира по грузообороту (используйте данные таблицы № 1). Подпишите их синим цветом. В каких странах расположены эти порты? На берегах каких акваторий? Какие виды грузов эти порты перерабатывают?
Б). На ту же контурную карту нанесите 10 крупнейших портов мира по переработке контейнеров (используйте данные таблицы № 2). Подпишите важнейшие контейнерные порты красным цветом (если они уже подписаны синим как крупнейшие по грузообороту, подчеркните названия, красным). Какие порты из первой «контейнерной» десятки одновременно являются крупнейшими портами по грузообороту обычных грузов? Подумайте, с чем это связано? Почему среди крупнейших контейнерных портов (не только 10, но и 50) не найти Южной Луизианы и Хьюстона? С перевозкой какого вида грузов это связано?
В). Найдите на карте страны, в которых имеются крупнейшие порты мира. Подсчитайте, сколько из 50 портов-лидеров приходится на каждую страну. На контурной карте на побережьях соответствующих стран вычертите столбики так, чтобы высота каждого столбика была пропорциональна числу крупнейших портов. Что можно сказать о размещении стран, обладающих важнейшими морскими транспортными узлами?
Г). Проделайте ту же работу, что и в задании В, но теперь постарайтесь, чтобы величина каждого столбика была пропорциональна не числу портов, а их суммарному грузообороту в каждой стране. Для этого по каждой стране нужно просуммировать грузооборот портов, находящихся на ее территории. В каком полушарии - Северном или Южном - больше крупных портов? На вывоз каких грузов ориентированы крупные порты Бразилии, Австралии? Объясните, почему нет крупных портов в Африке, в Центральной Америке, высоких широтах? Почему крупных портов мирового уровня лишена Россия? Какие важнейшие порты России вы знаете?
Задание 2.
Составьте картосхему «География морских флотов Мира», круговыми диаграммами показать первую десятку стран-лидеров по размерам грузоподъемности флотов (млн. т.)
Табл. № 4
Крупнейшие морские флоты мира (начало XXI в.)
№ п/п | Страна | Регион | Количество судов, шт. | Водоизмещение, млн бр.-рег. т | Грузоподъемность, млн т |
Панама* | Латинская Америка | 111,8 | 169,3 | ||
Либерия* | Африка | 49,6 | 76,7 | ||
Мальта* | Европа | 27,6 | 45,5 | ||
Багамские Острова* | Латинская Америка | 30,7 | 45,4 | ||
Греция | Европа | 25,7 | 43,4 | ||
Кипр* | Азия | 23,1 | 36,1 | ||
Сингапур | Азия | 20,9 | 33,0 | ||
Норвегия | Европа | 21,4 | 32,2 | ||
Китай | Азия | 16,2 | 22,5 | ||
Япония | Азия | 13,8 | 18,5 | ||
Сянган | Азия | 10,1 | 17,0 | ||
Маршалловы Острова* | Океания | 9,6 | 15,9 | ||
Великобритания | Европа | 9,7 | 12,2 | ||
США | Северная Америка | 8,4 | 11,4 | ||
Индия | Азия | 6,3 | 10,4 | ||
Италия | Европа | 8,7 | 10,2 | ||
Филиппины | Азия | 6,7 | 10,2 | ||
Сент-Винсент и Гренадины* | Латинская Америка | 6,4 | 9,5 | ||
Бермудские Острова (Брит.)* | Латинская Америка | 5,6 | 9,1 | ||
Турция | Азия | 5,7 | 9,1 | ||
Мир | — | 778,8 |
* «Страны дешевого флага».
А). В грузоподъемности каких стран и почему морской транспорт имеет первостепенное значение?
Б). Что такое «бегство» флота под «дешевые подставные» флаги? Каковы причины этого явления? Для каких стан это характерно?
В). по статистике, самыми интенсивными участками движения судов являются проливы Ла-Манш – 600, Эресунн (Зунд) - 175, Кильский - 159, Гибралтарский - 200, Малаккский – 150, Ормузский – 100 судов. Чем вы это можете объяснить?
Г). Почему лидирующую роль в структуре грузооборота принадлежит самому старому виду транспорта – морскому?
Задание 3.
Используя данные таблицы № 5 и карт атласа выделите крупнейшие водные пути речного транспорта Мира и важнейшие судоходные каналы. Какие из них играют наиболее значимую роль в перевозке грузов и пассажиров?
Табл. № 5
Важнейшие судоходные каналы и водные пути речного транспорта.
Название | Страна | Длина, в км | Ширина, м | Количество шлюзов |
1. Береговой канал в том числе искусств, участки | США | 40—60 | ||
2. Великий канал | Китай | 40—350 | ||
3. Волго-Балтийский водный путь | Россия | 25-120 | ||
в том числе Волго-Балт. канал | ||||
4. Водный путь Рейн-Майн-Дунай | ФРГ | |||
в том числе искусств, участки | ||||
5. Эри-канал | США | |||
6. Гета-канал | Швеция | 24—60 | ||
в том числе искусств, участки | ||||
7. Средиегерманский канал | ФРГ | 30—40 | ||
8. Водный путь Рона-Рейн | Франция | 25—100 | ||
9. Беломорско-Балтийский водный путь | Россия | |||
в том числе искусств, участки | ||||
10. Канал имени Москвы | Россия | 1!4 | ||
в том числе искусств, участки | ||||
1 1 . Волго-Донской канал | Россия | 60-80 | ||
в том числе искусств, участки |
А). Чем вы можете объяснить феномен Роттердамского порта?
Задание № 4
Используя данные учебных пособий 1 и 2, таблицы 6 – дать географическую
характеристику, по типовому плану, мировому воздушному транспорту.
Табл. № 6
Крупнейшие аэропорты мира (начало XXI в.) по пассажирообороту.
№ | Месторасположение | Название | Страна | Регион | Пассажирооборот, млн пасс. | |
Атланта | Хэртсфилд | США | Северная Америка | 80,2 | ||
2 | Чикаго | О'Хэйр | США | Северная Америка | 72,1 | |
Лос-Анджелес | США | Северная Америка | 66,4 | |||
Лондон | Хитроу | Великобритания | Европа | 64,6 | ||
Даллас | Форт-Уэрт | США | Северная Америка | 60,7 | ||
Токио | Ханеда | Япония | Азия | 56,4 | ||
Франкфурт-на-Майне | Рейн-Майн | Германия | Европа | 49,4 | ||
Париж | Шарль де Голль | Франция | Европа | 48,2 | ||
Сан-Франциско | США | Северная Америка | 41,0 | |||
Амстердам | Шипол | Нидерланды | Европа | 39,6 | ||
Денвер | США | Северная Америка | 38,8 | |||
Лас-Вегас | Макарран | США | Северная Америка | 36,9 | ||
Миннеаполис | Сент-Пол | США | Северная Америка | 36,8 | ||
Сеул | Кимпо | Южная Корея | Азия | 36,7 | ||
Финикс | Скай-Харбор | США | Северная Америка | 36,0 | ||
Детройт | Уайн | США | Северная Америка | 35,5 | ||
Хьюстон | им. Дж.Буша | США | Северная Америка | 35,3 | ||
Нью-Йорк | Ньюарк | США | Северная Америка | 34,2 | ||
Майами | США | Северная Америка | 33,6 | |||
Мадрид | Барахас | Испания | Европа | 32,9 | ||
А). Составьте картосхему «География крупнейших аэропортов Мира» Круговыми диаграммами показать первую десятку стран-лидеров по размерам пассажирооборота аэропортов.
Б). Чем объяснить лидирующее положение в пассажирообороте воздушного транспорта стран экономического центра?
В). Почему главный воздушный мост в мире – трансатлантический?
ЗАНЯТИЕ 13. КОЛЛОКВИУМ ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ТРАНСПОРТА
- Объяснить роль и значение транспортного комплекса в современной экономике как третьей ведущей отрасли хозяйства.
- Какое воздействие оказала НТР на разделение функций между отдельными видами транспорта? Приведите примеры.
- Какие факторы влияют на развитие и размещение разных видов транспорта? Приведите примеры.
- Как оценивается работа транспортного комплекса? Что такое грузооборот, как он изменился? Что такое пассажирооборот, что влияет на его изменение? Какие изменения в структуре мирового грузо - и пассажирооборота можно выделить?
- Отметить основные черты различия между транспортными комплексами стран экономического центра и странами экономической периферии.
- Какой вид транспорта сыграл решающую роль в формировании мирового хозяйства? Ответ обоснуйте.
- Какие показатели характеризуют современный уровень развития транспорта?
- География мирового автомобильного транспорта.
- География мирового ж/д транспорта.
- География мирового трубопроводного транспорта.
- География мирового морского транспорта.
- География мирового речного транспорта.
- География мирового воздушного транспорта.
ЗАНЯТИЕ 14. ГЕОГРАФИЯ ВСЕМИРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Углубить общее представление о международных экономических отношениях;
2. Расширить знания об основных особенностях современной внешней торговли в Мире и регионах.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). – М.: Гардарики, 2001.-704 с (стр. 645-652, 660-665)
2. В. П. Максаковский. Географическая картина мира. Кн. 1 М.: Дрофа, 2003. – 496 с. (стр. 343-346, 353-358)
3. Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировые рынок. 11 класс М.:2001. (стр. 100-102)
4. Социально-экономическая география зарубежного мира / под ред. В.В. Вольского .-М. 2001 (стр. 90-93)
5. Атлас география 10 класс.
ЗАДАНИЯ.
Задание 1.
Изучить динамику изменения общего объема мировой торговли, мирового экспорта и импорта с 1950 года. Для этого построить и проанализировать столбиковые диаграммы по годам, в каждом столбике показать долю мирового экспорта и импорта. (Данные учебного пособия № 1, стр. 660, учебного пособия № 2, стр. 353, таб. 1)
Табл. № 1
Страны-лидеры в мировой торговле товарами в 2001 г.
(более 1% объема мирового экспорта (импорта))
Экспортеры | Объем, млрд. долл. | Доля, % | I Импортеры | Объем, млрд. долл. | Доля, % |
США | 730,8 | 11,9 | США | 1180,2 | 18,3 |
Япония | 403,5 | 6,6 | Япония | 349,1 | 5,4 |
Франция | 321,8 | 5,2 | Великобритания | 331,8 | 5,2 |
Великобритания | 273,1 | 4,4 | Франция | 325,8 | 5,1 |
Китай | 266,2 | 4,3 | Китай | 243,6 | 3,8 |
Канада | 259,9 | 4,2 | Италия | 232,9 | 3,6 |
Италия | 241,1 | 3,9 | Канада | 227,2 | 3,5 |
Нидерланды | 229,5 | 3,7 | Нидерланды | 207,3 | 3,2 |
Гонконг (САР Китая), в т.ч. | 191,1 | 3,1 | Гонконг (САР Китая) | 202,0 | 3,1 |
экспорт | 20,3 | 0,3 | Мексика | 175,2 | 2,7 |
реэкспорт | 170,8 | 2,8 | Бельгия | 168,7 | 2,6 |
Бельгия | 179,7 | 1,8 | Республика Корея | 141,1 | 2,2 |
Мексика | 158,5 | 1,6 | Испания | 142,7 | 2,2 |
Республика Корея | 150,4 | 1,5 | Сингапур | 116,0 | 1,8 |
Тайвань (Китай) | 122,5 | 1,3 | Тайвань (Китай) | 107,3 | 1,7 |
Сингапур, в т. ч. | 121,8 | 1,2 | Швейцария | 84,1 | 1,3 |
экспорт | 66,1 | 1,1 | Австрия | 74,4 | 1,2 |
реэкспорт | 55,6 | 0,9 | Малайзия | 74,1 | 1,2 |
Испания | 109,7 | 1,8 | Швеция | 62,6 | 1,0 |
Российская Федерация | 103,1 | 1,7 | Таиланд | 62,1 | 1,0 |
Малайзия | 87,9 | 1,4 | Бразилия | 58,3 | 0,9 |
Ирландия | 82,8 | 1,3 | Российская Федерация | 53,9 | 0,8 |
Швейцария | 82,1 | 1,3 | Австралия | 50,7 | 0,8 |
Швеция | 75,3 | 1,2 | Всего | 5228,5 | 81,2 |
Австрия | 70,3 | 1,1 | Мир в целом | 6441,3 | 100,0 |
Саудовская Аравия | 68,2 | 1,1 | |||
Таиланд | 65,1 | 1,1 | |||
Австралия | 63,4 | 1,0 | |||
Всего | 5341,3 | 82,4 | |||
Мир в целом | 6155,0 | 100,0 |
Задание 2.
Охарактеризовать изменения товарной структуры мировой торговли. По данным учебного пособия №2, стр. 355, пособия №4, стр. 176, таблиы 6 построить круговые диаграммы «Товарная структура мировой торговли» в 1960 г., 1980г. и 2000г.
Ответить на вопросы:
1. На сколько уменьшилась доля топливно-сырьевых и продовольственных товаров?
2. На сколько увеличилась доля готовых изделий и полуфабрикатов? Почему?
3. Почему товарная структура мировой торговли за 50 лет претерпела большие изменения?
Задание 3.
Построить и проанализировать круговые диаграммы «Доля регионов в мировом обороте внешней торговли в 2003 году» по данным таблицы № 2 нанести диаграммы на контурные карты, учитывая размеры экспорта и импорта, привести значения в проценты и градусы.
Табл. № 2
Данные по регионам и некоторым странам о величине и
динамике товарного экспорта и товарного импорта.
Страны | Экспорт | Импорт | ||
Млрд. долл | % | Млрд. долл | % | |
1990- 2000 | 1990-2000 | |||
Мир в целом | ||||
Северная Америка | ||||
США | ||||
Латинская Америка | ||||
Мексика | ||||
Страны МЕРКОСУР | ||||
Прочие страны | ||||
Западная Европа | ||||
ЕС (15 стран) | ||||
ЕС (без торговли внутри ЕС) | ||||
ЕС (торговля внутри ЕС) | ||||
Страны с переходной экономикой | ||||
Страны ЦВЕ | ||||
Россия | - | - | ||
Африка | ||||
ЮАР | ||||
Страны — экспортеры нефти | ||||
Прочие страны | ||||
Ближний и Средний Восток | ||||
Азия | ||||
Япония | ||||
Развивающиеся страны | ||||
Китай | ||||
Гонконг, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Тайвань | ||||
Индия |
Выявить изменения в доле ведущих регионов Мира по обороту мировой торговли. Для этого проанализируйте данные учебного пособия № 2, стр.357, таблицы 5.
Какие изменения в географии Мирового товарооборота произошли за последние 50 лет? Почему это произошло?
Задание 4.
Изучить географию мирового экспорта товаров. Построить и проанализировать диаграммы «Доля отдельных регионов в мировом экспорте товаров в 1990- 2003г.», использовать данные учебного пособия №1 стр. 662, и таблиц № 2, 3, 4.
Табл. 3
Страны лидеры по товарному экспорту в 2003 году.
Млрд. долл | % | |
Мир в целом | ||
США | 9,7 | |
Великобритания | 303,9 | 4,1 |
Германия | 748,4 | |
Франция | 384,7 | 5,1 |
Испания | 151,9 | 2,0 |
Италия | 290,2 | 3,9 |
Япония | 471,9 | |
Нидерланды | 293,4 | 3,9 |
Китай | 438,4 | 5,9 |
Гонконг | 224,0 (15,6) | 3,0 (0,2) |
Бельгия | 254,6 | 3,4 |
Австрия | 96,2 | 1,3 |
Канада | 272,1 | 3,6 |
Ирландия | 92,7 | 1,2 |
Швейцария | 100,6 | |
Дания | 67,9 | 0,9 |
Республика Корея | 194,3 | 2,6 |
Швеция | 100,91,3 | |
ОАЭ | 58,1 | 0,8 |
Саудовская Аравия | 88,5 | 1,2 |
Норвегия | 68,1 | 0,9 |
Австралия | 70.4 | 0,9 |
Тайвань | 150,6 | 2,0 |
Россия | 135,2 | 1,8 |
Таиланд | 80,3 | 1,1 |
Малайзия | 100,7 | 1,3 |
Мексика | 165,3 | 2,2 |
Сингапур | 144,1 (79,7) | 1,9 (1,1) |
Табл. 4