Стороны тайм-чартерного контракта. Арендуемое судно, его характеристики и интерес к ним фрахтователя
Сторонами тайм-чартерной сделки являются судовладелец и фрахтователь. Судовладелец обязуется предоставить в распоряжение фрахтователя судно в технически исправном и мореходном состоянии, полностью подготовленное к эксплуатации на определенный срок за согласованную плату. Фрахтователь обязуется использовать судно в законных целях торгового мореплавания, своевременно оплачивать аренду и по окончании периода аренды вернуть судно судовладельцу в таком же исправном состоянии, в котором оно было передано в аренду. Судовладелец выступает как арендодатель, а фрахтователь – как арендатор. Оба могут не владеть правами собственности на судно, достаточно иметь право на распоряжение судном, предоставление услуг по его эксплуатации
Судно, сдаваемое в тайм-чартер должно быть готовым для немедленного использования (техническая пригодность и коммерческая подготовка). На судне должны быть судовые документы сроком действия на период работы в чартере, сертификаты о фумигации и дератизации. Пригодность и подготовленность судна может уточняться в чартерах с учетом специфики сделки. При определения состояния готовности судна особое внимание уделяется бункеру. Наличие бункера на момент передачи судна определяет готовность его к выполнению рейса. Топливо в этом случае является предметом купли-продажи, принимающая сторона должна оплатить его по действующим в настоящее время ценам соответствующих портов. Заключая сделку, стороны обычно согласовывают вопрос о количестве топлива, которое должно быть на судне, и цену, по которой оно будет продано. При аренде судна на короткий срок стороны договариваются о взаимном обмене топливом, т.е. в бункерных помещениях должно быть примерно равное количество топлива при приеме и обратной передачи судна.
Фрахтователи требуют указать, кроме названия судна, более подробно технико – эксплуатационные характеристики арендуемых судов (необходимо с определенной точностью рассчитать провозную способность судов и возможность их использования для предполагаемой работы в регионе, приблизительно просчитать относимые на врахтователя эксплуатационные расходы):
- характеристики, служащие для определения провозной способности судна: примерное количество тонн дедвейтного груза, включая запасы бункера, снабжения, провизии и воды для котлов; вместимость киповая и зерновая; вместимость бункерных помещений; скорость судна в грузу и в балласте.
- характеристики, влияющие на эксплуатационные расходы по судну, относимы не фрахтователя: регистровая вместимость; класс; класс спецификационного общества; год постройки; мощность главной энергетической установки; удельный расход топлива и воды; вид и сорт топлива главных двигателей.
- прочие характеристики судна, в зависимости от целей его аренды, предполагаемого региона работы, времени года использования: флаг судна; размеры люков; количество трюмов, твиндеков, грузовых танков; число палуб; наличие и грузоподъемность грузового оборудования (краны, стрелы, грузовые насосы); максимальная летняя и зимняя осадка; возможность перевозки груза на палубе.
Неправильное указание или допущение неточности в характеристиках судна или невыполнение их во время эксплуатации дают право фрахтователю требовать перерасчета арендной платы или расторгнуть договор.
Фрахтователь после истечения срока аренды должен сдать судно в таком же техническом состоянии, в каком оно было принято, не считая нормального износа, если при заключении сделки не было оговорено иное.