Учебной деятельности учащихся по географии
Баллы | Показатель оценки |
Узнает с помощью преподавателя термины и объекты на уровне фактов, представлений, памяти в изучаемом содержании учебного курса. Узнает и показывает с помощью преподавателя некоторые заданные объекты на географической карте. | |
Узнает, различает, называет географические объекты в изучаемом материале учебного курса. Называет термины, но не объясняет их. Узнает и показывает некоторые заданные объекты на географической карте. Выполняет заданную преподавателем часть работы на контурной карте по переносу географической информации, но не запоминает ее. | |
Воспроизводит фрагменты содержания географического материала без установления причинно-следственных связей и зависимостей объектов, процессов, явлений. Читает с помощью преподавателя географические карты. Выполняет задания на контурной карте, по переносу географической информации, частично запоминая ее. | |
Воспроизводит содержание географического материала в заученной последовательности, дает формулировку определений понятий на уровне механического запоминания. Описывает изученные объекты и явления с указанием общих и отличительных внешних признаков, без установления причинно-следственных связей и зависимостей объектов, процессов, явлений. Знает состав практических учебных приемов, постоянно пользуется образцом для их применения. Читает географические карты, выполняет задания на контурной карте по переносу географической информации и запоминает ее. | |
Осознанно воспроизводит содержание географического материала с объяснением внешних признаков объектов, процессов, явлений, но без самостоятельного выделения их сущностных признаков. С помощью преподавателя устанавливает связи и зависимости между географическими фактами и объектами, раскрывающими сущностные признаки понятий, и отражает изученную информацию на контурной карте. Применяет сформированные знания и умения для получения географической информации в готовом виде с помощью преподавателя. Испытывает затруднения в самостоятельном использовании специальных знаний и умений для получения географической информации. | |
Полно, осознанно воспроизводит содержание географического материала. Осуществляет целенаправленный отбор фактов, объектов с помощью источников географической информации, устанавливает связи и зависимости, раскрывающие сущностные признаки объектов, с целью объяснения географических понятий. Применяет сформированные знания и умения для получения географической информации в готовом виде. Характеризует объекты, процессы, явления по типовым планам. | |
Владеет компонентами содержания на уровне понятий и причинно-следственных связей. Правильно истолковывает излагаемые факты, на их основе, с помощью преподавателя, делает обобщения и выводы, устанавливает внутрикурсовые связи. Подтверждает теоретические выводы конкретными примерами и фактами. Использует в учебной работе основные картографические и другие источники географической информации (таблицы, картосхемы, картодиаграммы, графики и др.) для достижения поставленной цели. | |
Владеет и оперирует содержанием учебного материала на уровне понятий и причинно-следственных связей. Правильно истолковывает излагаемые факты, на основе которых самостоятельно делает обобщения и выводы, устанавливает внутрикурсовые и межпредметные связи, подтверждает теоретические выводы конкретными примерами и фактами. Самостоятельно работает с основными картографическими и другими источниками географической информации (таблицами, картосхемами, картодиаграммами, графиками и др.) для достижения поставленной цели. | |
Оперирует содержанием программного учебного материала, использует теоретические знания на уровне законов, закономерностей, учений, теорий. По сформулированной преподавателем проблеме ставит цели, определяет пути их достижения, выдвигает гипотезы решения соответствующей учебной проблемы. Знает и самостоятельно использует в учебной работе картографические и другие источники информации с целью комплексной характеристики географических объектов, обоснования возможных перспектив их развития, объяснения географических процессов и моделирования географических ситуаций. | |
Свободно оперирует содержанием программного учебного материала; активно использует знания, полученные при изучении других предметов. Ставит цели, определяет пути их достижения, выдвигает гипотезы решения соответствующей учебной проблемы. Обнаруживает самостоятельность суждений. Знает, свободно и самостоятельно работает с картографическими и другими источниками информации с целью комплексной характеристики географических объектов, обоснования возможных перспектив их развития, объяснения географических процессов и моделирования географических. |
84. Методика осуществления проблемного обучения на уроках географии. Категория «проблемная ситуация», «проблема».
Проблемное обучение — это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности ученика.
Проблемная ситуация — это состояние интеллектуального затруднения ученика.
Проблема— это тот элемент проблемнойситуации, который вызвал затруднение. Проблему можно рассматривать как логическую, психологическую и дидактическую категории. Как дидактическую категорию разные авторы определяют ее по-разному. "Проблема — возникший или поставленный перед субъектом вопрос, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску, для ооупкч трлештя которого у человека имеются некоторые исходные средства, пригодные для поиска" (И. Я. Лернер). "Проблема, как подчеркивает Оконь В. (1968), --- это трудность, требующая исследовательской активности, приводящей к решению".
Обучения учащихся решению проблем:
1. На первом этапеосознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей.
2. Формулирование гипотезысоставляет второй этап решения проблемы.
3. Третий этапрешения проблемы — доказательство гипотезы Поиски путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса.
В зависимости от сложности вопроса само доказательство может быть дано или учителем, или учащимся. В нашем примере доказательства учащихся должны быть дополнены учителем, так как у школьников недостаточно знаний для полного ответа на вопрос, который и в науке носит еще вероятностный характер. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвертый этап решения проблемы.Подчеркнем, что движущая сила проблемного обучения — противоречия между объектом и субъектом познания. Оно выражается как противоречие между объективными требованиями к раскрытию изучаемого явления и субъективным подходом ученика к нему. Проблемное построение содержания материала предполагает отбор актуальных вопросов как ikj современной науки, так и из реальной, окружающей школьников действительности.
В создании различных видов проблемных ситуаций заключена главная трудность для преподавателя: он должен добиться, чтобы ученики обнаружили несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями какой-либо задачи или вопроса, встали перед выбором необходимых знаний из системы различных знаний или столкнулись с новыми условиями применения известных знаний.
85. Цели, содержание и структура курса « География Беларуси».
носит в целом региональный характер и занимает, пожалуй, центральное место в структуре географического образования учащихся общеобразовательных школ Республики Беларусь. Содержание курса предназначено для того, чтобы показать место Беларуси в европейском и мировом сообществе, дать детальные знания о природе, населении и хозяйстве нашей страны, об отдельных территориях природно-хозяйственных районов и административных областей.
Отдельное место в структуре знаний принадлежит экологическим и социально-экономическим проблемам развития страны. Одним из важнейших моментов методики изучения данного курса является включение в содержание основного курса материалов по географии своего края.
В качестве главной дидактической цели изучения географии родного края выделяется конкретизация и углубление теоретических знаний учеников, а также укрепление и развитие практических умений в работе с разными источниками географической информации при сложении комплексных характеристик определенных территорий. Предметом действительности при изучении школьниками географии родного края является вся окружающая среда, заключенная в пределах административного района.