Географическая номенклатура

География России

Класс

Пояснительная записка

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

Содержание программы.

Часть I. Природа России

Класс

(70 часов)

Раздел I. Общая физическая география России (32 часа)

Тема 1. Географическое положение (3 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы:1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.

Тема 2. Исследование территории России (2 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии:А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 1.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Тема 4. Климат и погода (7 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы:1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток.2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

Тема 5. Моря и внутренние воды (8часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы:1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Тема 6. Почвы (2часа)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия:почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 7. Природные зоны (5часов)

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы: 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.

Раздел 2. Крупные природные районы России (33 часа)

Тема 1. Островная Арктика (1час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (5часов)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

Тема 3. Кавказ (3часа)

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Тема 4. Урал (4часа)

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4часа)

Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Практическая работа:1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Тема 7. Северо-Восток Сибири (3часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

Тема 8. Горы Южной Сибири (4часа)

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.

Тема 9. Дальний Восток (5часов)

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.

Раздел 3. Природа и человек (2часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия:рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.

Резерв времени – 1 час.

Требования к уровню подготовки учащихся:

1. Знать (понимать):

- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

- крупнейшие городские агломерации нашей страны;

- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

- географию народов населяющих нашу страну;

2. Уметь:

- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Тематическое планирование

8 класс 70 часов

Планирование составлено на основе « Примерной программы общего образования по географии «География России» (8 – 9 классы), авторской программы Домогацких Е. М. ( Программа курсов «География» для 6 – 9 классов. – М. : Русское слово, 2008. Учебник : Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс.- М. : Русское слово, 2008.

Плановых контрольных уроков 2, оценочных практических работ 9.

№ п/п Тема урока Требования к уровню подготовки обучающихся Практические работы Домашнее задание
Введение – 1 час
Что изучает физическая география России.     Кроссворд
Географическое положение России. -3 часа
Россия на карте мира. Знать: особенности ГП России, положительные и отрицательные черты ГП. Показывать: крайние точки, пограничные государства Обозначение на контурной карте границы, пограничных государств, крайних точек России(оценочная). П.1
Часовые пояса России. Знать: часовые пояса на территории России. Уметь: определять поясное время.   П.2,№3 (с.16)
Поясное времени в разных пунктах России. Знать: часовые пояса на территории России. Уметь: определять поясное время. Определение поясного времени для разных пунктов России. (оценочная) Тест с.16-17
Исследование территории России – 3 часа
Русские землепроходцы 11-17 вв. Знать: Результаты географических открытий. Уметь : находить информацию в различных источниках   П.3, сообщение об Атласове
Географические открытия в России в 18-19 вв. Знать: Результаты географических открытий. Уметь : находить информацию в различных источниках   П.4, с.27-вопросы
Географические исследования 20 века. Знать: Результаты географических открытий. Уметь : находить информацию в различных источниках   П.5
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые – 5 часов
Геологическое летоисчисление и геологическая карта. Тектоническое строение территории. Знать: эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории. Анализ тектонической и геологической карт. (тренировочная) П.6
Общие черты рельефа. Знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Показывать: на карте эти объекты. Объяснять: взаимодействие внутренних и вешних сил в формировании рельефа. Обозначение на контурной карте основных форм рельефа. (тренировочная) П.8
Человек и литосфера. Знать: закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. Показывать на карте эти объекты Обозначение на карте полезных ископаемых. (тренировочная) П.9
Зависимость рельефа от строения земной коры. Знать: связи между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Уметь : сопоставлять карты. Объяснять выявленные закономерности Сопоставление физической и тектонической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры(оценочная). Повт.п.6-9
Обобщение и контроль знаний по теме. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры.   Работа с картой
Климат и погода – 9 часов
Климатообразующие факторы. Знать: виды солнечной радиации, характеристику основных воздушных масс на территории России.   П.10
Распределение тепла и влаги на территории России. Знать: закономерности распределения тепла и влаги   П.11
Климатические показатели в различных пунктах России. Уметь: определять по климатической карте различные климатические показатели. Объяснять: установленные закономерности Определение по картам основных климатических показателей для различных пунктов. (оценочная). П.11
Типы климатов России. Уметь: описывать климатические пояса и типы климата   П.12, конт.карта
Погода. Знать: характеристики теплого и холодного атмосферных фронтов   П.13
Атмосферные вихри. Знать: признаки циклональной и антициклональной погоды.   П.14
Особенности погоды в различных пунктах России. Прогноз погоды. Знать: условные знаки синоптической карты. Уметь: составлять характеристику погоды для указанных пунктов Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. (тренировочная) Работа с картой
Атмосфера и человек. Уметь: приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. Объяснять: причины различий. (оценочная) П.15
Обобщение и контроль знаний по теме. Знать: основные понятия и термины по теме   С.91-92
Моря и внутренние воды, водные ресурсы -6 часов
Моря России. Знать: особенности морей, омывающих берега России. Обозначение на карте морей. (тренировочная) П.16
Характеристики реки. Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру. Показывать : на карте географические объекты Обозначение на карте рек. (тренировочная) П.17, 18
Характерные особенности рек России Знать: основные географические понятия по теме. Уметь : составлять характеристику реки по картам и другим источникам знаний Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России(оценочная). П.17, 18
Озера и болота. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры.   П.19
Природные льды. Великое оледенение. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры.   П.20, 21
Гидросфера и человек. Знать: основные понятия и термины по теме   П.22
Почвы и почвенные ресурсы -2 часа
Условия формирования и развития почв. Знать: понятия «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв   П.23
Основные зональные типы почв на территории России. Знать: закономерности распространения, значение и охрану почв. Уметь: анализировать почвенную карту Анализ почвенной карты. (тренировочная) П.23
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы -7 часов
ПК России. Знать: понятие ПТК, уровни ПТК, физико-географическое районирование России   П.25
Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики. Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы.   П.26
Леса умеренного пояса. Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы   П.27
Безлесные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность.. Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы   П.28
Описание природной зоны России. Уметь: составлять характеристику природной зоны Описание по плану одной из природных зон России. (оценочная). Повт. п.28
Ресурсы растительного и животного мира. Знать: основные понятия и термины по теме. Уметь: оценивать биологические ресурсы.   П.29
Контрольная работа № 1 по теме «Особенности природы России». Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры.   Работа с картой
Крупные природные районы России – 32 часа
Природа арктических островов Оценивать: ГП, природные условия. Уметь: составлять прогноз использования территории в хозяйстве   П.30
Русская равнина. Рельеф и геологическое строение. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. Обозначение на карте объектов номенклатуры. (тренировочная) П.31
Климат, внутренние воды Русской равнины. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры.   П.32
Природные зоны Русской равнины. Знать: характеристику природных зон.    
41-42 ПТК Русской равнины. Знать: характеристику природных зон, природные ресурсы и хозяйственное освоение, их экологические проблемы   П.33, 34
Северный Кавказ. Геологическая история и рельеф. Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности ГП, роль Европейского Юга в геополитических интересах России Обозначение на карте объектов номенклатуры. (тренировочная) П.35
Климат, внутренние воды и высотная поясность Северного Кавказа. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры.   П.36
Урал: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности ГП   П.37
Климат и внутренние воды Урала. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры   П.38
ПТК Урала. Знать: специфику природы Урала   П.39
Ресурсообеспечения разных частей Урала.   Сравнительная оценка ресурсообеспечения разных частей Урала. (оценочная)  
Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. Обозначение на карте объектов номенклатуры. (тренировочная) П.40
Климат и внутренние воды Западной Сибири. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры.   П.41
ПТК Западной Сибири Уметь: составить по картам и другим источникам знаний характеристику условий работы и быта человека в регионе. Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири.(оценочная) П. 42
Средняя Сибирь: рельеф и геологическое строение. Знать: состав района, особенности ГП. Уметь: оценивать ГП района, прогнозировать развитие хозяйства в будущем Обозначение на карте объектов номенклатуры. (тренировочная) П.43
Климат, внутренние воды Средней Сибири. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры.   П.44
Природные зоны Средней Сибири. Знать: характеристику природных зон.    
Северо-Восточная Сибирь: геологическое строение, рельеф. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. Обозначение на карте объектов номенклатуры. (тренировочная) П.45
Климат внутренние воды Северо-Восточной Сибири Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры    
ПТК Северо-Восточной Сибири. Знать: основные понятия и термины по теме   П.46
Горы Южной Сибири: геологическое строение и рельеф. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. Обозначение на карте объектов номенклатуры. (тренировочная) П.47
Климат и внутренние воды Южной Сибири. Знать: основные понятия и термины по теме   П.48
Высотная поясность Знать: особенности природы. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами   П.49
Экологические проблемы Байкала     Инд.сообщения
Дальний Восток: геологическое строение и рельеф. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры. Обозначение на карте объектов номенклатуры. (тренировочная) П.50
Климат, внутренние воды Дальнего Востока. Знать: основные понятия и термины по теме   П.51
Природные зоны Дальнего Востока. Знать: характеристику природных зон.   П.51
ПТК Дальнего Востока. Знать: особенности природы. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами   П.52, 53
Контрольная работа № 2 по теме «Природа регионов России». Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры.   Работа с картой
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Уметь: объяснять значение природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, влияние природы на здоровье.   П.54
Рациональное природопользование. Уметь: объяснять значение географии в природопользовании. Знать : законы об охране природы.   Инд.сообщения
Обобщение знаний по теме. Знать: основные понятия и термины по теме, объекты географической номенклатуры.   Работа с картой
           

Резервное время -1 час

Итого :70 часов

Наши рекомендации