Общая хар-ка биосферы. Учение Вернандского о Биосфере
Биосфера – совукопн-ть живых орг.; область активной жизни орг. и продуктов жизнед-ти; охватывает верхнюю часть литосферы, нижнюю атмосф. и всю гидросф., которые связана сложными биохим. процессами и перераспределением вещества и энергии. Понятие о биосфере предложил Ламарк, термин ввел Зюс. Учение о биосфере было создано Вернандским. За верхнюю границу принимают азоновый экран, потому что ультрофиолет пагубно воздействует на живые организмы. Нижнюю проводят в литосфере там где слой зем.коры имеет температуру 100 градусов от 2 до 15 км. Вернандский учение о биосфере создал в 20-30 гг. 20 ст. До него организмам отводилась мизерная роль в преобращении оболочки.
Она состоит:
· живого вещ-ва
· биогенного вещ-ва( в р-те жиз-ти организмов)
· костная материя (магматические, метаморфические породы)
· биокостная(продукты взаим-я костного вещ-ва с костной материей- почва, нижние слои атмосф.)
· вещ-во космического происхождения
· радиактивное вещ-во
В рез-те жизнед-ти организмов создана соврем. атмосфера, до их появления в атмосфере преобладал аммиак и СО2. За счет организмов обогатилась кислородом и азотом. Химический состав и газовый Мирового океана рез-т биохимической д-ти и организмов. Участвует в изменении рельефа: зарастание озер, образование караллов, формирование горных пород: торф, уголь. Большая роль их в выветривании и почвообразовании.
Взаимодействие живого вещ-ва с атмосферой, гидрос., литосферой происходит с помощью биолог. круговоротов вещ-ва и энергии. Кругооборот- это повторяющие процессы превращения и перемещения вещ-ва в природе, им. цикличный хар-р в г.о. Выделяют большой и малый.
Применение картографического метода исследования для выявления взаимосвязей и динамики явлений
Картографич. метод исследования располагает значительным числом приемов для изучения разнообразных географич. объектов и явлений, определения их количественных хар-к, взаимосвязей и взаимозависимостей, закономерное их размещение в пространстве и времени. По картам можно исследовать не только форму и тесноту связей м-ду явлениями, но и изучать динамику природных и общественных процессов, путем сопоставления статистических карт. Также начали использовать карты для прогнозирования процессов и явлений (медицинские, синоптические), космические и аэрокосмические съемки.
Климат. Климатообразующие проблемы и факторы. Классификация климата.
Климат – многолетний режим погоды за опред. период времени. Процессы климатообразования– это силы, действие которых определяет климат данного региона: влагооборот – (включает все виды вод, и физич. процессы, связанные с их перемещением: испарение, конденсация, выподение осадков, стекание воды по пов-ти), теплооборот- (создает тепловой режим пов-ти и атм.), общ. циркуляция атм. (явл. следствием неравномерного нагрева пов-ти, )
Факторы климатообразования (это географические условия, определяющие своеобразие и скорость протекания климатообразующих процессов):солнечная радиация (зависит от угла падения солн. лучей и продолж освещен.), подстилающая пов-ть (пов-ть суши или пов-ть воды), человеческая деятельность.
Классиф. занимались Кеппена (в основу положил на средн. темпер. а наличие или отсутствие смен сезонов года). Наиболее простой и универсальной явл. классиф. Алисова, в осн. кот. он положил, тип возд массы и циркуляцию атм. . В связи с этим, выделяют 13 климатич. поясов: 7 основных, 6 переходных. Границы проводят по летнему и зимнему положению климатических фронтов. В зав-ти от хар-ра подстилающей пов-ти внутри климатич поясов выдел.: климат материковый, Кл. океанический, (обусловлен особенностями климатообраз. процесс. над сушей и океаном) Кл. зап. и вост. побережий.(фор-ся в зав-ти от процессов над теплыми и холодными течениями)