Принципы управления в сфере использования и охраны земель.

Общее понятие управления в сфере использования и охраны земель

- это организующая деятельность специально-уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленная на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием — особый институт ЗП.

Принципы:

Общие: четкое разделение функций; недопустимость вмешательства одного органа в деятельность другого.

Дополнительные:

а) обеспечение территориального верховенства государства как суверена;

б) обеспечение гос и частных интересов;

в) предоставление свободы хозяйствования на своей земле;

г) недопустимость произвольного вмешательства;

д) равноправие всех форм собственности.

е) свобода вхождения в рыночные отношения;

ж) ответственность д.л

Методы:

экономические (стимулирование);

административные (выдача разрешений);

организ-правовым (обеспечение безопасного исп земли).

Принципы управления в сфере использования и охраны земель.

В основе управления охраной и использования земель лежат общеправовые принципы, присущие системе государственного управления социально-экономическим развитием, специфические принципы, вытекающие из объективных законов развития общества и природы и учитываемые при организации процесса управления, отраслевые земельно-правовые принципы.

Основой государственного управления является принцип устойчивого развития, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления.

Важной прерогативой государственного управления земельными ресурсами является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения. Это позволяет государству:

во-первых, находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категории в другую;

во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения.

Стабильность целевого назначения земель, сохранение, прежде всего, сельскохозяйственных земель, недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования всегда составляли краеугольный принцип российского земельного права.

Второй категорией земель являются земли населенных пунктов - поселений. Они используются как пространственный базис для проживания, строительства зданий, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых нужд населения.

Самой большой категорией земельного фонда по площади считаются земли лесного фонда, режим которых подчиняется правилам использования, охраны и воспроизводства лесов, на них произрастающих. К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, водоохранные зоны, прибрежные полосы и др. Близки к ним по режиму использования земли особо охраняемых территорий - природоохранного, заповедного, рекреационного, историко-культурного назначения. Резервом являются земли запаса.

Государственное управление землями подразделяется на общее и отраслевое управление.

Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и распространяется на все территории независимо от категорий земель и форм владения ими. Общее управление землями возложено на Федеральное собрание, Президента, Правительство Российской Федерации.

Отраслевое управление осуществляется министерствами, государственными комитетами, Федеральными службами по принципу подведомственности им предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли. Осуществление ими управления, как правило, не зависит от территориального размещения земель. Задачи перед отраслевым управлением ставятся органами общего государственного управления.

Характер деятельности исполнительных органов государственной власти по организации рационального использования и охраны земель обусловлен принципом разделения властей, закрепленным в статье 10 Конституции РФ (принцип разграничения сфер деятельности и полномочий государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти).

Общие принципы управления в сфере использования и охраны
земель. Общие социальные принципы управления:

а) непосредственного уча­стия граждан в разработке, принятии и контроле за реализацией решений, затрагивающих их земельные и связанные с ними интересы;

б) учета общест­венного мнения;

в) законности и др.

Общие организационно-технические принципы управления:

а) принцип конкретности прав, обязанностей и ответственности за их нарушение;

б) принцип сочетания территориального и отраслевого подходов;

в) принцип сочетания коллегиальности с единоначалием и др.

Специальные принципы:

а) принцип приоритета здоровья населе­ния при постановке и решении целей и задач управления в сфере использова­ния и охраны земель;

б) принцип обеспечения целевого характера использо­вания земель;

в) принцип сочетания административно-территориального под­хода с природно-географическим районированием: территориальный (земли, леса, животный мир), бассейновый (применительно к водам), региональный (атмосферный воздух), окружной (недра) принципы построения органов ис­полнительной власти и др.

Наши рекомендации