Карты погоды. Изобары, изобарические поверхности

Изоба́ры -линии на карте погоды, соединяющие точки с одинаковым атмосферным давлением (напр., 990 гПа, 1000 гПа и т. д.). С одной стороны от изобары давление больше отмеченного на ней, с другой – меньше. Поле изобар на карте позволяет очень наглядно представить осн. характеристики погоды на большой территории. Замкнутые изобары обычно очерчивают барические системы – циклоны и антициклоны. Количество и густота изобар означают интенсивность барических систем. Зоны сгущения изобар соответствуют областям сильного ветра, а редкие изобары – слабому ветру или безветрию. Осн. перенос воздуха в тропосфере параллелен изобарам, а направление определяется разницей в давлении: в Сев. полушарии ветер дует вправо, если впереди расположена область пониженного давления, и наоборот. Барическая ложбина (изгиб изобар в сторону повышенного давления) обычно отмечает неблагоприятные условия погоды; в ней часто располагается атм. фронт; барический гребень (изгиб изобар в сторону понижения давления) обычно соответствует менее облачной погоде.

Изобарические поверхности,поверхности равного давления воздуха в атмосфере. Взаимное расположение И. п. даёт представление о пространственном распределении давления воздуха. В циклоне, т. е. области пониженного давления. И. п. представляет собой вогнутую поверхность, а в антициклоне, т. е. области повышенного давления, — выпуклую (рис.). Наклон И. п. определяет скорость ветра: чем больше наклон И. п., тем больше, при прочих равных условиях, скорость ветра. Пересечение И. п. горизонтальной плоскостью (уровнем моря и другими поверхностями уровня) даёт изобары.

Географические карты, на которых условными обозначениями наносятся данные о состоянии атмосферы Земли в определенный момент времени. К. п. делятся на фактические (содержащие данные наблюдений за состоянием атмосферы) и прогностические (содержащие данные об ожидаемом состоянии атмосферы). К. п. делятся также на приземные (содержащие данные о фактическом либо ожидаемом состоянии атмосферы у земной поверхности) и высотные (содержащие данные о фактическом либо ожидаемом состоянии атмосферы на различных уровнях над земной поверхностью). В свою очередь высотные К. п. делятся на карты абсолютной барической топографии (карты AT), содержащие данные для стандартных изобарических поверхностей (например, 1000, 850, 700, 500 гПа), и карты относительной барической топографии (карты ОТ), содержащие данные для слоев атмосферы, заключённых между какими-либо изобарическими поверхностями (например, между 1000 и 500 гПа, между 700 и 300 гПа). Отдельную группу карт составляют карты особых явлений погоды (карты ОЯ), содержащие фактические либо прогностические данные, характеризующие отдельные явления (например, данные об облачности, турбулентности ясного неба, струйных течениях, высоте расположения изотермы 0(°)С). Наиболее «насыщенными» информацией являются приземные К. п. На них наносятся: общее количество облаков, направление и скорость ветра у поверхности Земли, горизонтальная видимость, погода в срок наблюдения, погода между сроками наблюдений, давление и температура воздуха, тип облаков, количество облаков нижнего яруса, а при их отсутствии — количество облаков среднего яруса, высота нижней границы облаков над земной поверхностью, точка росы, так называемая величина барической тенденции за последние 3 часа, характеристика барической тенденции за последние 3 часа. В зависимости от решаемой задачи кроме перечисленных данных на К. п. могут наноситься данные о количестве осадков, экстремальных температурах поверхности почвы и воздуха, состоянии поверхности почвы и высоты снежного покрова и т. д. На высотные К. п. наносятся данные, характеризующие направление и скорость ветра, температуру, дефицит точки росы, геопотенциальную высоту изобарических поверхностей либо давление на уровне поверхностей, для которых строятся карты (например, поверхности максимального ветра или тропопаузы). После нанесения данных на К. п. проводятся различные системы изолиний (изобары на приземных К. п., изогипсы на высотных К. п., изотахи на картах максимального ветра и др.), выделяются различными цветами и обозначениями зоны и станции, где имели место те или иные явления (грозы, осадки, туманы и другие), отмечаются центры циклонов и антициклонов и т. д. К. п. — одно из существующих средств метеорологического обеспечения авиации (см. Карты авиационные).

Наши рекомендации