Выход на цель в заданное время изменением скорости полета
Данный способ можно применять на участках маршрута большой протяженности. Определив ошибку выхода на цель по времени, штурман (летчик) по tост полета и по S до цели рассчитывает требуемую W, находит разность между требуемой и фактической W и затем на эту разность изменяет воздушную скорость.
Для выполнения такого маневра определяется скорость V2 для погашения избытка (недостатка) времени на участке маневрирования (Sман). Минимальная длина участка маневрирования (Sмин) зависит от располагаемого запаса скорости относительно заданной для данных условий полета (Н, V, состав группы и т. п.) и определяется:
откуда
где: V2 – V1 = ∆V – величина изменения скорости;
V1 — скорость полета по маршруту;
V2 — максимально (минимально) возможная скорость полета для выхода на цель при опоздании (раннем выходе);
Δt — возможная максимальная ошибка во времени выхода на цель.
Если ∆t выразить в минутах, то формула имеет вид:
Минимальный участок маневрирования можно определить и на НЛ-10м. (задача №15)
Потребные путевые скорости рассчитываются по формуле:
где: Sман – длина участка маневра скоростью;
t ост – оставшееся время полета на этом участке;
tр, tт – время разгона и торможения от скорости V1 до скорости V2;
V1 – воздушная скорость до начала разгона (торможения);
− потребная воздушная скорость.
Знак «+» берется при избытке, а знак «–» при недостатке времени по сравнению с точным выходом на рубеж маневрирования.
На практике учетом разгонных характеристик пренебрегают, тогда:
Если ∆W ≈ ∆V, то Wпотр= V + ( ± ∆W ).
Минимальное расстояние, обеспечивающее ликвидацию ошибок в выходе на цель изменением скорости полета, рассчитывают перед вылетом. На карте намечают контрольный ориентир, для всех возможных моментов прохода которого через 0,5—1 мин (в сторону опоздания или раннего выхода) рассчитывают потребные путевые скорости для своевременного выхода на цель. Таблицу путевых скоростей можно наносить на карту вблизи контрольного ориентира. В полете по фактическому времени выхода на контрольный ориентир экипаж выбирает из таблицы соответствующую воздушную скорость, которую он выдерживает до выхода на начало боевого пути (НБП). Маневр скоростью достаточно точен и прост в выполнении. Однако, чтобы исправить даже небольшую ошибку выхода на цель по времени, самолету требуется пройти значительное расстояние.
Исходные данные: V = 600км/час, ∆V = 150км/час.
∆t | ± 1 мин | ± 2 мин | ± 3 мин |
t ман | 4мин 30сек | 8мин 30сек | 12мин 30сек |
S ман (км) | 34/56 | 64/110 | 100/160 |
Tфакт | 9.38 | 9.39 | 9.40 | 9.41 | 9.42 | 9.43 |
Wпотр | ||||||
∆t | + 2 | + 1 | – 1 | – 2 | – 3 |