Особенности самолетовождения в различных условиях навигационной обстановки
1. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ НА МАЛЫХ И ПРЕДЕЛЬНО МАЛЫХ ВЫСОТАХ.
Малой высотой называется высота полета в пределах 200 — 1000м над рельефом местности (над искусственными препятствиями) или водной поверхностью, предельно малой — до 200м включительно. Предельно малая высота (ПМВ) — это минимальная истинная высота полета, обеспечивающая безопасность пролета над препятствиями и рельефом местности (водной поверхностью).
В зависимости от метеоусловий и времени года полеты на малых и предельно малых высотах на самолетах Ил-76 при имеющемся комплексе пилотажно-навигационного оборудования разрешается выполнять:
· днем при визуальном (пилотировании над равнинно-холмистым рельефом местности (со снеговым и без снегового покрова) и над водной поверхностью при высоте нижней границы облаков, превышающей на 200 м высоту полета, и горизонтальной видимости не менее 4км — на высоте 100м и более;
· днем в сложных метеорологических условиях, ночью в простых и сложных метеорологических условиях при пилотировании по приборам — на безопасной высоте полета, рассчитанной для истинной высоты не менее 200 м;
· в условиях боевых действий ПМВ устанавливается командиром (экипажа, группы) с учетом рельефа местности, препятствий, видимости ориентиров (препятствий) и маневренных возможностей самолета при данной полетной массе.
Полеты на малых и предельно малых высотах имеют особенности:
— ограничены маневренные возможности самолета;
— усложняется навигация, затруднено ведение визуальной ориентировки;
— увеличивается расход топлива, что значительно уменьшает дальность (радиус) действия самолета;
— увеличиваются психофизиологические нагрузки на летный состав;
— ограничено время на покидание самолета в аварийной обстановке;
— возрастает опасность столкновения с земной (водной) поверхностью и препятствиями на земле и в воздухе (вышками, птицами, летательными аппаратами и т. п.).
Самолет Ил-76 позволяет:
· выполнять полеты на ПМВ днем в простых метеоусловиях визуально с огибанием рельефа местности, а днем в сложных и ночью в простых и сложных метеоусловиях — на малых высотах на приборной безопасной высоте, выдерживаемой по высотомеру, на котором установлено Рприв. мин;
· обходить препятствия с креном 20—30° в горизонтальном полете с набором высоты или одновременно с набором высоты и отворотом. При вводе самолета в набор высоты на скорости 500—550км/ч с перегрузкой, равной 1,5—1,7, и при выводе в горизонтальный полет после потери скорости на 50км/ч с перегрузкой, равной 0,5—0,6, самолет увеличивает высоту на 200—300м, проходя при этом путь 3000—3500м.
Полеты на ПМВ требуют от экипажа повышенных внимания и осмотрительности, высокой морально-психологической подготовки. Летчик, пилотирующий самолет на ПМВ, 75—85% времени полета уделяет просмотру впередилежащей местности и пространства на расстоянии 3—4 км от самолета, выдерживая визуально высоту полета с периодическим контролем ее по высотомеру. Направление полета выдерживается по шкале прибора НПП с использованием цифрового индикатора УВК для выдерживания направления относительно ЛЗП постоянным обнулением Sбок с контролем ЗПУ в бортовом журнале и отработанного УВК.
Пилотирование самолета на малых и предельно малых высотах осуществлять с использованием САУ в полуавтоматическом режиме:
· галетный переключатель ЗАХОД — КУРС — НАВИГ. установить в положение НАВИГ;
· ИНДИКАЦИЯ — в положение М/ПМ;
· выдерживание высоты — вручную.
При длительных полетах в условиях болтанки, высоких температур наружного воздуха, плохой видимости, а также при полете над однообразной местностью (степь, пустыня, тундра, водная поверхность и т. д.) увеличивается психофизиологическая нагрузка на экипаж, повышается утомляемость экипажа, вызываемая дополнительным нервным напряжением из-за ощущения близости поверхности земли и препятствий, а также отмечаются изменения функций глубинного зрения летчика, приводящие к снижению способности визуально определять высоту полета.
Полеты в зоне сильной турбулентности (в случае отклонения вертикальной перегрузки от 1 на величину 0,5 и более) на ПМВ требуют от летчика не только повышенного внимания, но и быстрой реакции на броски самолета по высоте, крену и курсу. В сильную болтанку колебания по курсу составляют ± (4—6)°, по скорости — ± (10—30)км/ч, по высоте — ± (20—30)м, а по перегрузке— в пределах 0,4—1,5. Пилотирование самолета в таких условиях осуществлять в зависимости от полетной массы на следующих приборных скоростях: