Ввод среднего ветра в ПНПК-76

В ПНПК-76 предусмотрена возможность ввода с пульта управления штурмана скорости и истинного навигационного направления среднего ветра, измеренного другими неавтономным способом (по результатам наблюдения за шар-пилотом, пристрелкой и др.). Вводу среднего ветра отдается предпочтение перед автономными способами определения среднего ветра. Он может быть осуществлен на любом этапе решения задачи прицеливания. Для этого в ячейки 356 и 377 ОЗУ УВК ввести значения истинного навигационного направления и скорости среднего ветра. Нажать клавиши Д и ВВОД ВЕТРА.

После нажатия клавиши ЗН или ПН составляющие среднего ветра вычисляются по формулам:

Ввод среднего ветра в ПНПК-76 - student2.ru Ввод среднего ветра в ПНПК-76 - student2.ru

где: Uср и δср – скорость и истинное навигационное направление среднего ветра, вводимого с пульта управления штурмана;

ЗПУ – этапно-ортодромический угол захода на площадку приземления;

∆A – текущее значение азимутальной поправки.

Примечания: 1. Вычисления составляющие скорости среднего ветра производится однократно после нажатия клавиши ЗН или ПН и при наличии признака Д и Б.

2. Индикация скорости и направления среднего ветра возможна только после нажатия клавиш ЗН или ПН и Uсрср.

3. Вычисление составляющих полного относа десантируемого объекта начинается с момента нажатия клавиши ЗН или ПН и производится непрерывно с интервалом 0,5с до оставшегося расстояния до ТНВ, равного 60м.

4. Приоритетность решения частных задач прицеливания показана графиком.

Ввод среднего ветра в ПНПК-76 - student2.ru

5. Расчеты показывают, что ошибка в определении среднего ветра в решающей степени оказывают влияние на точность десантирования. Радиус круга, в пределах которого гарантийной вероятностью (Ргар) приземлится десантируемый объект при наличии только ошибки в определении среднего ветра, можно рассчитать по следующей приближенной формуле:

Ввод среднего ветра в ПНПК-76 - student2.ru

где Тсн – время снижения десантируемого объекта;

σUср - средняя квадратическая ошибка в определении скорости среднего ветра.

Например, при десантировании парашютистов с высоты 1000м радиус круга гарантированного их приземления для точности определения среднего ветра 1,5-2,5м/с будет находиться в пределах 480-801м (см. табл).

Ргар δUср   0,5   0,18     0,95   0,99   0,99999
1,5
2,0
2,5

Таблица для определения точности среднего ветра

Такие отклонения в приземлении десантируемых объектов, обусловленные только ошибкой в определении среднего ветра, свидетельствуют об актуальности мероприятий по достижению его максимальной точности.

Точность измерения среднего ветра зависит от:

а) выбранного способа определения среднего ветра.

Данные зависимости СКО от способов определения среднего ветра приведены в таблице.

Способ опр. сред. ветра   ШПН Пристрелка На проме- жуточных высотах     На Ндес   На Нбал С применением ПНПК-76
Интегри- рование На Нбал Прогно- зирование
∑rUср 2-3 2,35 2.5 2-3 1,7 2,9 2,9

б) задействованного для определения ветра бортового оборудования.

Например, средняя квадратическая ошибка составляет:

- σruср= 0,06Vи - при использовании РБП-3 (для Ан-12);

- σruср= 0,04Vи - при использовании НКПБ-7;

- σruср= 0,02Vи - при использовании ДИСС.

в) количества измерений.

Точность определения среднего ветра повышается при увеличении количества измерений.

г) курсового угла ветра.

Ошибка измерения скорости среднего ветра уменьшается, по мере увеличения курсового угла ветра, и достигает минимального значения при КУВ = 90º. А ошибка по направлению (δср) с увеличением КУВ возрастает и при КУВ = 90º она в два раза больше, чем при нулевом значении курсового угла ветра. Так, если при КУВ = 0º ошибка в определении направления ветра составляет 8º, то при КУВ = 90º она возрастает до 16º.

д) учета изменчивости ветра.

Ветер в реальной атмосфере не остается постоянным. Ско­рость и направление ветра изменяются во времени, в простран­стве и зависит от высоты над земной поверхностью, географиче­ского района, времени года и суток, распределения атмосферного давления по поверхности Земли.

∙Изменение ветра с высотой.

Во всех штурманских расчетах, производимых по данным измерений ветра, необходимо учитывать возможные ошибки, воз­никающие вследствие его изменчивости. Характеристика измен­чивости ветра позволяет определить срок годности и радиус дей­ствия измеренного ветра, а также рациональные интервалы его повторных измерений в полете. Ветер с изменением высоты полета не сохраняет своего пер­воначального направления, а отклоняется на несколько десятков градусов, в ту или другую сторону, а иногда меняет свое направ­ление на обратное. Наиболее сильные ветры отмечаются на больших высотах. В результате обработки большого числа измерений вектора ветра на высотах установлено, что его случайные изменения подчинены нормальному закону рассеива­ния.

∙ Изменение вектора ветра в простран­стве.

Для характеристики изменения вектора ветра в простран­ствеполучена следующая эмпирическая формула:

Ввод среднего ветра в ПНПК-76 - student2.ru

где Ks — коэффициент изменчивости ветра, зависящий от высоты полета и времени года;

S — расстояние, км (не более 1800 км);

rs – среднее квадратическое радиальное отклонение вектора ветра в км/ч.

∙ Изменениеветра вовремени.

Значительный интерес представляет также характеристика изменчивости ветра во времени над одним и тем же пунктом. На статистическом материале наблюдений над ветром установлена эмпирическая формула, дающая возможность рассчитать изменение ветра во времени rt над пунктом на различных высотах для пе­риода до 18 ч:

Ввод среднего ветра в ПНПК-76 - student2.ru

где - Kt — коэффициент изменчивости ветра, зависящий от высоты полета, времени года и района полетов;

t — давность измерения вектора ветра во времени в данной точке, ч (в пределах 18 ч).

rt - среднее квадратическое радиальное отклонение изменения вектора ветра во времени.

Из многолетних наблюдений следует, что для одного и того же про­межутка времени изменение ветра с увеличением высоты возрастает, а затем (после 9—11км) быстро убывает. Однако в каждом отдельном полете изменение ветра может существенно отличаться от приведенных величин, особенно при пересечении теплого или холодного фронта, а также при встрече струйного течения. По­этому тщательное изучение метеорологической обстановки, карт барической топографии и фактических данных о ветре является необходимым условием успешного выполнения маршрутного по­лета.

Рассмотренные выше отклонения в приземлении десантируемых объектов, обусловленные только ошибкой в определении среднего ветра, свидетельствуют об актуальности мероприятий по достижению его максимальной точности. Основными из них являются:

- разработка новых и совершенствование традиционных способов и методик определения среднего ветра применительно к конкретным условиям десантирования, навигационной и оперативно-тактической обстановки;

- реализация способов, обеспечивающих наибольшую точность измерения среднего ветра (по результатам наблюдений за шар-пилотом, интегрированием ветра по высоте);

- осреднение нескольких измерений, выполняемых наиболее подготовленными экипажами (расчетами десантного обеспечения – РДО);

- определение среднего ветра в пределах района десантирования (площадки приземления) и ближе к моменту начала выброски воздушного десанта;

- уточнение среднего ветра (положения ТНВ) по результатам десантирования.

ЗАНЯТИЕ №3

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

Наши рекомендации