Журнал геометрического нивелирования
Вариант –
№ стан-ций | № пике-тов | Отсчеты по рейке, мм | Превышения | ГИ, м | Н, м | Примечание | |||||||
задний з | передний п | промеж пр | вычисленные hвыч | средние hср | исправленные hиспр | ||||||||
+ | - | + | - | + | - | ||||||||
Rp 1 | |||||||||||||
ПК 0 | |||||||||||||
ПК 0 | |||||||||||||
+40 | |||||||||||||
ПК 1 | |||||||||||||
ПК 1 | |||||||||||||
+70 | |||||||||||||
Л10 | |||||||||||||
Л20 | |||||||||||||
П10 | |||||||||||||
П20 | |||||||||||||
ПК2 | |||||||||||||
ПК2 | |||||||||||||
Продолжение таблицы 16
+55 | |||||||||||||
+67 | |||||||||||||
Х1 | |||||||||||||
Х1 | |||||||||||||
ПК3 | |||||||||||||
ПК3 | |||||||||||||
+25 | |||||||||||||
ПК4 | |||||||||||||
ПК4 | |||||||||||||
Х2 | |||||||||||||
Х2 | |||||||||||||
Rp2 | |||||||||||||
Постраничный контроль | Σhср = fhвыч = | Σhиспр= | |||||||||||
Постраничный контроль: (Σ з – Σп) / 2 = Σh / 2 Σhср
fhдоп = ± 10 √n =
Лабораторная работа 14.Построение продольного
И поперечного профилей трассы автодороги
Цель работы – ознакомиться с этапами и требованиями составления поперечного и продольного профилей, а также с сопутствующими проектными работами.
Материалы, приборы и принадлежности: журнал технического нивелирования, миллиметровая бумага формата А 4 – 2 листа, чертежные инструменты и калькулятор.
Задание:
1. По результатам, полученным в журнале нивелирования, построить продольный профиль в масштабах: горизонтальный 1:2000 и вертикальный 1:200; поперечный профиль в масштабе 1:200.
2. На профильные линии нанести проектные линии и сделать соответствующие расчеты.
3. Оформить профили согласно требованиям.
Продольный и поперечный профили трассы автодороги являются итоговыми документами технического нивелирования. Они необходимы при вертикальной планировке оси сооружения и для производства земляных работ.
Составление продольного профиля. Профиль составляется по данным журнала нивелирования от ПК0 до ПК4 на миллиметровой бумаге в масштабах: горизонтальный 1:2000 и вертикальный 1:200.
1. Выбирают условный горизонт (УГ) с таким расчетом, чтобы профиль трассы в самой низкой своей точке располагался на 5–7 см выше линии условного горизонта; при этом отметка УГ должна быть кратной 10 м.
2. Ниже линии УГ строят сетку профиля, в отдельных графах которой размещают фактические и проектные данные по профилю. Для определенного типа сооружений установлено стандартное содержание и расположение линий и граф сетки, назначение которых определяется подписями. Последовательность граф и их размеры (мм) показаны на рис. 20.
3. Заполняют графу расстояний, где дают положения пикетов и плюсовых точек в масштабе 1:2000. Ниже подписывают номера пикетов. В графу отметки земли из нивелирного журнала выписывают абсолютные отметки всех точек (пикетных и плюсовых), округляя до сантиметров. Наносят ось проектной линии красной тушью в графе «План трассы».
4. На перпендикулярах в этих точках откладывают в вертикальном масштабе 1:200 профильные отметки, определяемые как разности абсолютных отметок точек и условного горизонта:
Нпроф=Набс-УГ.
Соединив полученные точки, получают линию профиля (поверхности земли).
Рис.20. Продольный профиль трассы
5. По нанесенному профилю местности и фактическим отметкам в соответствии стребованиями технических условий проектируют расположение проектной линии в профиле. При проектировании проектной линии необходимо соблюдать основные условия проектирования –предельный уклон, минимальное количество и баланс земляных работ. На рис. 19 проектная линия проведена с примерно равным числом насыпей и выемок, позволяющим использовать грунт из выемок в насыпи, с небольшими размерами глубин выемок и высотой насыпей.
6. Определяют величину уклона
,
где Нкони Ннач–отметки конечной и начальной точек проектной линии; d – горизонтальная длина проектной линии.
Уклоны проектной линии в тысячных долях (промилле ‰) указывают в графе «уклоны» красным цветом. Вертикальными красными ординатами отмечают начало и конец линий с одним уклоном и соединяют их сплошной красной линией, надписывая над ней уклоны, а под ней – длину участка; направление уклона (падение, горизонтальность, подъем) указывается направлением линии.
7. Отметки проектной линии (Нпр) профиля для всех связующих и промежуточных точек вычисляют по формуле
Нi = Hi-1 + id,
где Нi - искомая отметка определяемой точки; Hi-1 – отметка начальной точки; i – уклон проектной линии, d – расстояние между определяемой и начальной точкой.
Проектные отметки с округлением до сантиметров заносят в графу «проектные отметки».
8. Вычисляют рабочие отметки профиля
hрабi = Нпрi – Hi,,
где Нпрi – проектная отметка в данной точке; Hi– отметка земли в данной точке.
На самом профиле вдоль вертикальных линий синей тушью записывают величины рабочих отметок, причем, высоту насыпи записывают над красной линией, а глубину выемки–под ней.
9. В местах пересечения профильной линии и проектной находятся точки нулевых работ,расстояние до которых на местности определяется по формуле
,
где d — величина интервала между соседними точками, внутри которого расположена точка нулевых работ;
hраб1и hраб2— рабочие отметки соседних точек профиля.
.
Контроль: x1 + х2 = d.
Между основанием и линией профиля синим вертикальным пунктиром отмечают точки нулевых земляных работ, а по обе стороны от него записывают вычисленные расстояния от ближайших точек профиля до точки нулевых работ.
Построение поперечных профилей.Профили поперечников строят в одном масштабе 1:200. Условный горизонт берут с таким расчетом, чтобы высота ординат поперечника была бы в среднем около 5 см. На профиле подписывают черные отметки пикетов поперечника и расстояния между ними. С продольного профиля выписывают отметку проектной линии и строят ее на профиле. Затем определяют рабочие отметки земляных работ.