Дорожная сеть и дорожные сооружения
Практическая работа № 2
Анализ и описание топографической карты
масштаба 1:25000
Выполнил: cт. гр_____
Проверила:
Цель задания: изучить назначение и содержание топографической карты масштаба 1:25000, полноту и подробность изображения всех элементов местности.
Содержание: выполнить анализ и описание топографической карты масштаба 1:25000 по плану, используя условные знаки и руководство по составлению.
План анализа:
1. общие сведения о карте;
2. математическая основа карты;
3. опорные пункты;
4. гидрография гидротехнических сооружений;
5. населенные пункты;
6. дорожная сеть и дорожные сооружения;
7. рельеф;
8. растительный покров и грунты.
Общие сведения
Наименование карты: Лиски.
Номенклатура: У – 41 – 84 – Г – в (учебная карта №3-25).
Шифр номенклатуры для машинного учета карт: 88-41-084-4-3.
Карта была издана в 1975г. на основе съемки 1974г. редактором Ю.В. Сорокиным.
Масштаб карты: 1:25000.
Назначение карты масштаба 1:25000:
Карта предназначена для детального изучения и оценки местности, ориентирования на ней и целеуказаний; для производства измерений и расчетов при разработке и проведении различных мероприятий народнохозяйственного и оборонного значения, при планировании и проектировании инженерных сооружений, при организации и проведении картометрических работ научно – исследовательского характера. Кроме того, такие карты служат основой для составления топографических карт более мелкого масштаба, специальных карт и других картографических документов.
Схема расположения листов карт в учебном комплекте №3.
83 84 73
В Г В
Г В Г В
XXIV XIX
А Б А
95 96 85
|
|
|
|
|
|
|
|
Математическая основа карты
Топографическая карта создается в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса, вычисленной для шестиградусной зоны по параметрам эллипсоида Красовского.
Листы карты имеют вид трапеции, стороны которых – линии меридианов и параллелей.
Размеры сторон трапеций в угловой мере: так как масштаб карты 1:25000, то размеры сторон трапеции по широте – 5, по долготе – 7,5.
Система координат: геодезическая; система высот: балтийская.
Численный масштаб: 1:25000.
Линейный масштаб (сплошные горизонтали проведены через пять метров).
Опорные пункты
На топографических картах показываются пункты государственной геодезической сети 1,2,3 и 4 классов из расчета не более 10 пунктов на 1дм2 площади карты.
Геодезический пункт с высотной отметкой 355,4 расположен на северо-западе карты, на г. Каменная близ лесной дороги, проходящей через горы Лобозёрские.
Геодезический пункт с высотной отметкой 363,9 расположен на севере, на г. Бол. Кесовая около лесной дороги, проходящей через горы Лобозёрские.
Геодезический пункт с высотной отметкой 246,5 расположен на севере карты, на лесной дороге, проходящей через горы Лобозёрские.
Геодезический пункт с высотной отметкой 347,1 расположен на северо-востоке, на г. Крутая около лесной дороги, проходящей через горы Лобозёрские.
Геодезический пункт с высотной отметкой 160,8 расположен на юге, на грунтовой дороге в районе Новомихайловки.
Геодезический пункт с высотной отметкой 158,1 расположен на юге, между полевыми дорогами в районе Новомихайловки.
Геодезический пункт с высотной отметкой 153,9 расположен на юго-западе, в месте добычи полезных ископаемых открытым способом, близ железной дороги.
Геодезический пункт с высотной отметкой 159,2 расположен на юго-востоке, на полевой дороге в районе Аренска.
Геодезический пункт с высотной отметкой 158,0 расположен на западе, на асфальтовом шоссе с шириной покрытой части 6м, около ветряной мельницы.
Гидрография
Река Пеша течет с запада на восток в центральной части карты, скорость составляет 0,2 м/с, ширина – 7 м, глубина – 8-10 м, твердого характера грунта. Равнинная река. Пеша имеет решетчатый вид речной системы. На реке имеются урезы: урез 145,2 находится в болотистом районе, на юге от полевой дороги.На этой реке возведено 11 мостов. Через Пешу проходят две канавы: Пестрая и Еча На канаве Пестрой есть два моста. На востоке карты из р. Пеша выходит канал шириной более 3 м, который сопровождают обрывы высотой 4 м.
В южной части карты сосредоточенны реки и ручьи шириной до 5 м, некоторые из которых с дамбами и искусственными валами высотой 2-3 м.
В горах Лобозёрских, недалеко от населенного пункта Панино находится родник. На северо-востоке гор около места добычи глины, недалеко от узколинейной железной дороги есть водохранилище.
Незначительное количество ручьев до 5 м протекает по всей карте.
На западе расположено озеро Глубокое, которое берет начало в р. Пеша, около места, где вытекает канава Пестрая.
Также в гидрографии карты особое место занимают проходимые болота. Они расположены по обе стороны реки Пеша, но преимущественно с южной ее стороны. Через болото проходят: полевые, грунтовые и улучшенные грунтовые дороги. С юго-запада к востоку тянутся многочисленные торфоразработки (15). Это говорит о том, что на болотах сосредоточенны торфяные скопления.
Населенные пункты
В районе преобладают населенные пункты в виде поселков сельского типа от 20 до 100 домов, отдельных дворов. Размещены также административные центры, которые служат узлом усовершенствованных шоссе, например, Лиски (более 200 домов) находится в юго-восточной части района. В нем есть лесоперерабатывающая фабрика без труб, молочный комбинат, школа, церковь. Неподалеку от н.п Лиски, на юге от центра, находится кладбище с деревьями. Менее крупные центры в основном находятся вдоль железной дороги, проходящей от юго-запада на восток карты. На севере от реки Пеша расположены в основном мелкие поселки сельского типа (до ста дворов). Однако, есть исключения: Христофорово – 101 двор, Понкратово – 106, Керстово – 135, Бронница – 105. Все эти поселки соединены различного типа шоссе и дорогами, что помогает хорошему перемещению по району из одного пункта в другой.
Через все населенные пункты также проходят улучшенные шоссе. Возле каждого крупного центра находится кладбище, церковь.
В районе болота ведутся торфоразработки, имеются склады горючего, водяные и ветряные мельницы, лесопилки, памятники.
В основном густота расположения населенных пунктов средняя, но на северо-западе большое скопление мелких сёл по 5–15 дворов. Географическое положение населенных пунктов выгодное и рассредоточенное.
Дорожная сеть и дорожные сооружения
Район хорошо оснащен дорожной сетью, имеется железная дорога, которая находится в южной части края, соединяя крайние населенные пункты. В основном это железные дороги узкоколейные, на которых располагаются станции в основном близ лежащих населенных пунктов и носят названия этих населенных центров, например Понкратово, Борзово, Лиски и т.д. Эта железная дорога имеет платформы, что объясняется проходящими через нее дорогами, шоссе.
С юго-запада на восток района тянется усовершенствованное шоссе 5(7)Щ, которое проходит вдоль железной дороги. Характеристика этой дороги: ширина покрытой части 5м, ширина всей дороги от канавы до канавы 7м, Щ – материал покрытия (щебень). Дорога проходит через крупные населенные пункты, такие как Понкратово, Борзово, Лиски.
Усовершенствованное шоссе 5(8)Щ проходит карту с северо-запада на юг до Борзово. Некоторым элементам дороги характерны насыпи по 2 м. Например, в месте пересечения реки Пеша, где она идет по мосту с характеристиками: деревянный, длинной 20м, шириной проезжей части 5 м, грузоподъемностью 40 т. Это шоссе проходит через населенный пункт Леоново, Тарасовское, Козьмогорское, что в горах Лобозёрских, Кондратьево Хотово, Христофорово.
С запада на восток проходит дорога с такими же эксплуатационными характеристиками, что и предыдущая. Она пересекает следующие населенные пункты: Сотово, Тарханово, Кондратьево и далее на восток до Чистого.
Также не менее значимое шоссе 6(10)А: ширина проезжей части 6 м, 10 м – ширина всей дороги от канавы до канавы, материал покрытия – асфальт. Соединяет населенные пункты района: Отрадное, Христофорово, Керстово и др. На юге от Христофорово пролегает усовершенствованное шоссе Е6, которое принадлежит к европейской сети маршрутов. Такое же шоссе есть и в восточной части района.
В северо-западной части района есть улучшенное шоссе 5(6)Щ, которое проходит и соединяет населенные пункты Тарасовское и Бронница, довольно крупных.
На юге проложено усовершенствованное шоссе 4(6)Щ от Села Борзово до Шумкино и далее на юг.
Также в районе развита сеть грунтовых (проселочных) дорог, которые соединяют менее крупные поселки, отдельно расположенные дворы. Полевые и лесные дороги не менее распространены в районе, которые так же проходят через населенные пункты.
Такое разнообразие дорог помогает населению района выбирать путь, чтобы добраться до пункта назначения.
Рельеф
Рельеф района очень разнообразен. На севере района – горы. В остальной части преобладает равнинный тип рельефа. Максимальная абсолютная высота равнины 199,1, минимальная – 149,6.
Северная часть района: расположены горы Лобозерские. Горообразовательный процесс еще не закончен, поэтому там имеют место землетрясения. Самая высокая гора – Большая Кесовая (363,9 м).Самая низкая – гора Благополучия (333,0 м).
По всей территории встречаются овраги, курганы, ямы, обрывы.
За счет наличия проходимых болот преимущественно в юго-западной части района, край богат торфом. В связи с этим в районе сооружены заводы по торфоразработки, которые находятся в южной части.
Рельеф на территории показан дополнительными, основными и вспомогательными горизонталями. Овраги, курганы, ямы, небольшие насыпи показаны специальными условными знаками.
Растительность и грунты
В основном растительность преобладает в горной части района, то есть в г. Лобозерские.
Преобладающие породы леса: сосна, бук, дуб. Широко распространены смешенный лес, находящийся в центральной части гор и района (15-18 м высота деревьев, 0,15-0,3 м толщиной, 4-7 м – расстояние между деревьями). По всему району довольно плохо залесено, в основном леса расположены вдоль улучшенными дорог.
В южной части растительность представлена в виде садов и редких лесов, расположенных около населенных пунктов (Лиски, Борзово, Понкратово и др.).
От центра карты к востоку простирается луг Ивенский.
Процент залесенности (визуально) 10%.