Присоединения Дальнего Востока
Исторические мотивы и основные этапы
Главные мотивы продвижения русских людей на восток следует искать в развитии социально-экономических отношений в России в XVII веке. Это было время активного проникновения в экономику России товаро-денежных отношений, усиления обмена между областями страны, формирования единого всероссийского рынка. В таких условиях страна нуждалась в новых территориях как источниках сырья и рынках сбыта. Пушнина, которой были богаты дальневосточные и сибирские земли, служила источником пополнения государственной казны и способствовала росту доходов промышленников и купцов.
Наряду с экономическими, были и социально-политические причины, подвигшие русских людей на восток. В XVII веке происходит резкое усиление социальной напряженности в стране, связанное с ростом налогов, последствиями смуты и разрушительных войн. С принятием Соборного Уложения 1649 года, произошло юридическое оформление крепостного права, ухудшилось положение посадских людей. Недаром XVII век вошел в историю как век "бунташный", ибо усиление эксплуатации народа вызвало серию городских и крестьянских движений. Стремясь избавиться от гнета помещиков и бояр, народ шел на восток. Особых препятствий добровольному переселению народа правительство не чинило, что было связано, во-первых, с выводом непокорных социальных элементов из центральных регионов России; во-вторых, со стремлением царизма распространить свою власть на новые земли и освоить их для укрепления статуса государства.
Существовали и внешние причины колонизации Дальнего Востока. Барьер враждебных России государств – Швеции, Речи Посполитой, которые владели Прибалтикой, и Турции, захватившей берега Черного моря, изолировал российскую державу от Западной Европы и других стран. В таких условиях Россия должна была обезопасить свои восточные и юго-восточные рубежи, создав здесь прочный тыл, и искать новые экономические и политические связи на востоке.
Первый этап открытия Дальнего Востока (вторая половина XVI века) связан с укреплением российского централизованного государства, разгромом Казанского и Астраханского ханств.В 1581 году начался поход отряда казаков под предводительством атамана Ермака Тимофеевича против Сибирского ханства. Уже в начале XVII века Западная Сибирь окончательно вошла в состав российского государства. На втором этапе (начало – середина XVII века) произошло открытие Дальнего Востока русскими людьми. Продвигаясь от реки Оби к Енисею, затем к Лене, они вышли к берегам Тихого океана.
Третий этап (середина – вторая половина XVII века) – это включение Сибири и Дальнего Востока в процесс складывания всероссийского рынка.
Большую роль в колонизации Дальнего Востока сыграли опорные пункты – остроги (крепости), возводимые землепроходцами в процессе их продвижения на восток.
В 1632 году енисейский сотник Петр Бекетов заложил в среднем течении Лены Якутский острог. Свое название он получил по имени народа, населявшего берега Лены. На рубеже 30-40ых годов XVII века Якутск стал центром продвижения русских людей на восток и распространения их влияния на весь крайний северо-восток Азии. В 1638 году Якутск приобрел статус административного центра Восточно-Сибирского воеводства.
В открытии дальневосточных земель велика роль экспедиции под руководством Ивана Москвитина (1639 -1642 гг.). Она занимает особое место в русских географических открытиях на Дальнем Востоке. Ранней весной 1639 года более тридцати томских и красноярских казаков, преодолев таежные реки, Алдан и Маго, перевалили через горный хребет Джугджур, и попали на небольшую приморскую речку Улью. Осенью этого же года они открыли Ламское (Охотское) море. Имеются сведения о том, что члены экспедиции Ивана Москвитина первыми видели устье Амура и узнали о Шантарских островах. Выходом москвитинцев к Охотскому морю был завершен целый этап продвижения русских людей к побережью Тихого океана. Однако современники Москвитина недостаточно высоко оценили его открытие. Иностранцы же, узнав о выходе россиян к восточным морям, стали осаждать русское правительство просьбами разрешить им вести торговлю с Индией через Сибирь. Эти предложения были отклонены, Но иностранные ученые еще долго писали о величии подвига русских казаков: "Достойно, право, изумления, что такая горстка людей овладела таким громадным пространством земли. Что же поистине, еще более удивительно, так это то, что и живущие далее племена подчинились царю не потому, что были покорены силой, но по убеждению купцов и исключительно в надежде на выгоду в будущем от торговых отношений с москвитами"[1]. Значение экспедиции И.Москвитина, таким образом, состояло в том, что его походом началась эпоха великих русских открытий на Дальнем Востоке.
Значение экспедиции В. Пояркова трудно переоценить. В ходе ее были открыты, исследованы и описаны земли Приамурья, значительная часть которых была объявлена территорией России. Тем самым русские казаки под предводительством Пояркова внесли огромный вклад в историю великих географических открытий на Дальнем Востоке.
В XVII веке шло активное освоение русскими людьми крайнего севера востока Азии. Особую роль в этом процессе сыграла экспедиция Семена Дежнева (1647-1650 гг.).
В ходе экспедиции С.Дежнев, а так же старшины Анкудинов и Попов на трех кочах обогнули Чукотский полуостров, затем направились на юг – в пролив (ныне – Берингов). По пути Дежнев весьма подробно описал восточную оконечность Чукотского полуострова – "Большой каменный пояс" (его современное название – мыс Дежнева). В поисках реки Анадырь казаки высадились на тихоокеанский берег южнее этой реки, как считают историки – очевидно около Олюторского полуострова. В течение нескольких недель, потеряв часть отряда, дежневцы дошли до реки, где построили зимовье. Им пришлось пережить крайне тяжелую зиму, а весной 1649 года Дежнев с казаками направился на построенных из плавникового леса челнах вверх по Анадырю, где было заложено еще одно зимовье. Почти двадцать лет провел в экспедициях С.Дежнев. За это время были подробно изучены и присоединены к России бассейны рек Колымы, Анадыря и побережья двух океанов – Северного Ледовитого и Тихого. Тем самым Семен Иванович Дежнев продолжил эпоху великих русских географических открытий на Дальнем Востоке.
На земли, открытые Дежневым, Стадухиным, Анкудиновым, пришли новые партии землепроходцев и промышленников. На Чукотке в короткий срок были построены остроги. Это способствовало продвижению русских людей на Камчатку. В свое время дежневцы услышали от племен, населяющих берега Анадыря, о земле "кончат". Так корякское население называло долину реки Камчатки. Первые землепроходцы появились здесь еще в 40ые года XVII века. Однако изучение и освоение Камчатского полуострова началось с 1695 года, когда в Анадырский острог прибыл назначенный приказом из Якутска Владимир Васильевич Атласов. Он имел казачий чин пятидесятника и до назначения в Анадырь почти двадцать лет служил в Якутске, хорошо изучил обширные территории Восточной Сибири.
В 1696 году Атласов направил небольшой отряд казаков во главе с Л. Морозко на реку Апуку к корякам. Сведения о новых землях, доставленные казаками, заинтересовали В. Атласова; в 1697 году он сам возглавил экспедицию на Камчатку. Взяв с собой 60 служилых и промышленных людей, 60 ясачных юкагиров, Атласов вышел из Анадырского острога к Пенженской губе. В течение 2 недель отряд шел по западному берегу полуострова, а затем повернул на восток и пересек хребет. На берегах реки Олютор В. Атласов наложил ясак на местные корякские племена, последние были призваны под "высокую государеву руку". Здесь отряд был разбит на две части: часть казаков под руководством Л. Морозко двинулась на юг, а другая во главе с Атласовым – на запад. Исследуя обширные территории Камчатки, обе части отряда соединились на реке Тигиль, дошли до реки Голыгиной, затем – Ины и отсюда вышли к бассейну реки Камчатки, где проживало относительно многочисленное население ительменов (камчадалов). Племена были обложены ясаком и приняты под покровительство российского государя. Отсюда казаки вновь отправились к побережью Охотского моря и, двигаясь на юг, вышли на земли, курилов – народа, заселявшего юг Камчатки и Курильские острова. Есть сведения о том, что о последних Атласов сообщал: "против первой Курильской реки на море видел, как бы острова есть".[5]
По возвращении из экспедиции Владимир Атласов дал подробное описание Камчатки – географического положения полуострова, природы и климата, а так же обычаев и устоев жизни коряков и камчадалов. До наших дней сохранилось описание вулканов Камчатки: "есть гора подобна хлебному скирду, велика гораздо и высока, а другая близ ее ж подобна сенному стогу и высока гораздо: из нее днем идет дым, а ночью искры и зарево. А сказывают камчадалы: буде человек взойдет до половины того горы, и там слышит великий шум и гром, что человеку терпеть не возможно. А выше половины того горы, которые люди всходили, назад не вышли, а что тем людям на горе учинилось, не ведают".[6]
В 1713 году из Большерецка по направлению к тихоокеанским островам направилась экспедиция из 55 служилых людей и промышленников и 11 камчадалов. В ходе этой экспедиции И. Козыревский составил первую опись северной части Курильских островов и морского пути вдоль гряды.
Открытие, исследование и начало освоения Камчатки и Курильских островов стали завершающим этапом великих географических открытий русских людей в северо-восточной части Азии.
В начале XVIII века интерес к Дальнему Востоку со стороны правительства России значительно возрос.
В 1707 году царь Петр I издал указ о срочной посылке экспедиции для прокладки пути через Охотское море. Указ был адресован якутским воеводам, которые предприняли две попытки его реализации. Так, в 1710 году была организована экспедиция во главе с Иваном Львовым для обследования гряды островов Охотского моря. В 1713 году состоялась экспедиция Афанасия Петрова и Ивана Енисейского, цель которой состояла в исследовании морских подступов к Камчатке. Но эти попытки проложить пути через Охотское море нужных результатов не дали.
В 1714 году была снаряжена третья экспедиция во главе с Кузьмой Соколовым, который получил строгий наказ от якутского воеводы – построить суда в Охотске и отсюда плыть на Камчатку к реке Большая. Таким образом, морской путь на Камчатку был открыт.
В 20-30ые гг. XVIII века район русских исследований на Тихом океане значительно расширился. В 1720 году по указу Петра I на Камчатку прибыла геодезическая экспедиция во главе с Иваном Евреиновым и Федором Лужиным. В течение двух лет они исследовали побережье Камчатки и острова Курильской гряды, довольно точно определив координаты последних. По итогам экспедиции были составлены карта и подробный отчет с результатами исследований.
В октябре 1724 года Петр I подписал указ о снаряжении первой камчатской экспедиции. Перед ней стояла главная задача – исследовать "сходится ли Америка с Азией" или существует пролив, разделяющий эти части света. Во главе экспедиции был поставлен Витус Беринг, опытный мореплаватель, датчанин по происхождению, которого Петр I в 1704 году пригласил на службу в Балтийский флот. Значение экспедиции Беринга – Чирикова трудно переоценить. Она исследовала акваторию северной части Тихого океана, вновь (после Дежнева) открыла пролив, отделяющий Азию от Америки, подготовила условия для последующего изучения Тихоокеанского бассейна.
Так, в 1732 году морской отряд экспедиции Шестакова – Павлуцкого во главе с И.Федоровым и М.Гвоздевым достиг берега Аляски, окончательно доказал существование пролива между Азией и Америкой, обследовал гряду островов, названных затем островами Гвоздева – Диомида.
В 1733 году начала свою работу Вторая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом.
Итоги работы Второй Камчатской экспедиции поистине впечатляющие: с 1733 по 1743 гг.: было проведено масштабное картографирование побережья от Белого до Охотского морей; открыто и описано побережье Аляски и прилегающих островов протяженностью свыше четырехсот километров; основан порт Петропавловский форпост России на северо-востоке страны; положено сообщение между Охотским и Петропавловским портами. Таким образом, Вторая Камчатская экспедиция значительно обогатила науку, укрепила позиции России на Тихом океане. В то же время она положила начало новым открытиям на Дальнем Востоке второй половины XVIII – первой половины XIX веков, закрепившим приоритет российских исследователей в изучении северной части Тихого океана.
Особое место в изучении и освоении северо-восточных территорий Дальнего Востока сыграла экспедиция Г. И. Шелихова. В ходе экспедиции 1783-1786 годов Г. Шелихов установил добрососедские отношения с местным населением Аляски и прилегающих островов, создал постоянную промысловую факторию на острове Кадъяк, а затем на острове Афотнак и побережья Аляски. В 1787 году он представил проект образования монопольной кампании под покровительством государственной власти для организации промыслов, торговли и хозяйственного освоения новых земель.
Большой вклад в исследование северной части Тихого океана, северо-западного побережья Америки и Алеутских островов внесла экспедиция И. Биллинса и Г. Сарычева. В ходе ее были подробно описаны Алеутские острова, составлена карта внутренних районов Чукотки.
В 1807 году началась экспедиция на северо-восток страны под руководством Василия Головина. В течение двух лет возглавляемое им судно "Диана" плавало в русских водах Тихого океана. В.Головин исследовал северо-западные берега Америки, а в 1811 году начал описание Курильских, Шантарских островов и южной части Татарского пролива. На острове Кунашир вместе с другими участниками экспедиции он был взят японцами в плен, где пробыл до осени 1813 года.
В 20-30-е годы XIX века историю географических открытий на Дальнем Востоке продолжили Ф. Литке, Ф. Матюшкин, братья Лутковские и другие, проводившие исследования, как в северо-восточной части Тихого океана, так и в других частях земного шара.
Весной 1846 года экспедиция под руководством А.М.Гаврилова на судне "Константин" провела работы по изучению устья Амура. Однако вопрос о географическом положении Сахалина и возможности входа морских судов устье Амура решен не был.
В решении этих задач велика роль экспедиций Г. И. Невельского.
Г. И. Невельской возглавил плавание на транспорте "Байкал" (1848-1849 гг.) и Амурскую экспедицию (1850-1855 гг.). В результате исследований было установлено островное положение острова Сахалин, доказана проходимость устья Амура для морских судов, поднят русский флаг в низовьях Амура, на Сахалине и побережье Японского моря.
В период Крымской войны (1853-1856 гг.) участники Амурской экспедиции совместно с эскадрой вице-адмирала Е. В. Путятина защищали восточные рубежи страны от англо-французской эскадры, напавшей на Петропавловск-Камчатский. В мае 1855 года русские суда прибыли в Де-Кастри, чтобы оттуда двинуться к устью Амура. Когда преследовавшие их англо-французские войска ворвались в бухту Де-Кастри, то нашли ее пустой (они не знали об открытии Г. Невельского и не подозревали, что суда могут войти в устье Амура, тем более с юга). Результаты Амурской экспедиции способствовали решению спорных пограничных вопросов, послужили основой для заключения Айгуньского трактата (1858 г.), Тяньцзинского и Пекинского договоров (1860 г.), которыми была определена граница между Россией и Китаем по Амуру до устья Уссури, а территории среднего и нижнего Приамурья, Приморья и Сахалина возвращались России. С 60-х годов XIX века началось их интенсивное освоение. В 1858 году была основана Хабаровка (с 90-х годов XIX века – Хабаровск), в 1860 году – город-порт Владивосток.