Оценка уровня концентрации продавцов и покупателей
На отраслевом рынке
Из курса микроэкономики известно, что уровень концентрации агентов на рынке оказывает существенное влияние на их поведение. Чем меньше на рынке продавцов, тем выше их взаимозависимость. Это означает, что велика вероятность того, что они будут действовать согласованно, и вследствие этого рынок будет менее конкурентным.
На практике используются различные показатели, позволяющие измерять степень концентрации производителей и покупателей на отраслевом рынке. Среди них: индекс концентрации (CRk), индексХерфиндаля-Хиршмана (HHI), индекс Ханна и Кея (НК), показатель дисперсии рыночных долей, индекс Джини, индексХолла-Тайдмана (HT), индекс энтропии, другие. О возможностях применения этих показателей для определения уровня концентрации продавцов или покупателей на отраслевом рынке имеется достаточно обширная литература, поэтому остановимся только на некоторых из них.
1. Наиболее простым является индекс концентрации(CRk). Он характеризует относительную величину суммы рыночных долей нескольких крупнейших фирм в отрасли в общем объеме реализации товара всеми фирмами, действующими на данном отраслевом рынке:
где – объем реализации товара на данном отраслевом рынке i-й фирмой
– общий объем реализации товара на данном отраслевом рынке.
Наиболее часто индексы концентрации подсчитываются по 3–10 крупнейшим фирмам в отрасли, т. е. k = от 3 до 10. Индекс концентрации может принимать значения в интервале от 0 до 1. Для рынка совершенной конкуренции он равен нулю, для монополии – единице. Очевидно, что его значение монотонно возрастает по мере увеличения числа учитываемых крупнейших фирм. Чем больше значение индекса концентрации для заданного числа крупнейших фирм, тем менее конкурентным является данный отраслевой рынок. Основным недостатком данного показателя является зависимость его значения от числа крупнейших фирм, принимающихся к рассмотрению.
2. Большое распространение при анализе концентрации на отраслевых рынках получил показатель, который называется по имени предложивших его авторов – индекс Херфиндаля – Хиршмана (HHI). Значение этого индекса определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на отраслевом рынке. Индекс HHI лишен недостатков выше рассмотренного индекса концентрации, так как при его вычислении учитываются доли всех фирм на рынке:
,
где – доля i-й фирмы на данном отраслевом рынке, т. е. ;
n – число фирм на данном отраслевом рынке.
Гипотетический случай, когда значение HHI стремится к 0, соответствует идеальному рынку совершенной конкуренции. Случай, когда HHI стремится к единице, соответствует рынку монополии.
Чем больше значение индекса HHI, тем выше уровень концентрации фирм на рынке. Основным достоинством данного показателя является то, что он весьма чувствителен к изменению долей фирм на рынке. Это обусловлено тем, что величины долей фирм возводятся во вторую степень. Следует отметить, что именно этот индекс использует антимонопольный комитет США для характеристики рыночной структуры отраслей. Счита-ется, что если его значение находится в интервале:
- 0 < HHI < 1000 – рынок слабо концентрированный;
- 1000 < HHI < 1800 – рынок умеренно концентрированный;
- 1800 < HHI – рынок высоко концентрированный.
Успех в использовании индекса Херфиндаля – Хиршмана подтолкнул исследователей к поиску новых показателей схожего типа, способных в зависимости от целей исследования более гибко оттенять те или иные особенности рыночной концентрации в отрасли.
К таким показателям можно отнести индексы Ханна и Кея (НК), которые отличаются от индекса Херфиндаля-Хиршмана тем, что показатель степени, в которую возводятся рыночные доли фирм на рынке, при их суммировании может принимать любое, интересующее исследователя значение:
,
где – показатель степени, подбираемый автором в зависимости от целей исследования.
Существуют и другие показатели, которые также используются для оценки уровня концентрации в отрасли. К ним можно отнести дисперсию рыночных долей. Данный показатель свидетельствует о неравномерности распределения долей фирм в отрасли, т.е. характеризует неравенство их размеров. Дисперсия рыночных долей измеряется в абсолютных показателях и чем выше её значение, тем больше неравномерность в распределении долей фирм и, следовательно, выше уровень концентрации:
,
где Si – рыночная доля i-й фирмы;
– средняя доля фирмы на рынке;
n – число фирм в отрасли.
Коэффициент вариации размеров фирм (V) :
.
Из равенства дисперсии рыночных долей и коэффициентов вариации можно получить индекс Херфиндаля – Хиршмана:
.
В данном формате индекса Херфиндаля – Хиршмана видна его обратная зависимость от числа фирм в отрасли и прямая – от разброса долей фирм в отрасли.
Дополнительным измерителем уровня концентрации в отрасли может служить индекс энтропии, который показывает степень неупорядоченности, хаотичности рынка. Чем больше степень неопределенности на рынке, тем выше уровень конкуренции, т. е. индекс энтропии – показатель, обратный уровню концентрации: при монополии на рынке он принимает значение нуля, а при совершенной конкуренции – единицы.
Приведенные показатели оценки рыночной концентрации не являются исчерпывающим перечнем инструментов анализа структуры отраслевых рынков. Его можно продолжить. Важно знать, что такого рода инструменты есть, что их применение апробировано. Вместе с тем, следует всегда помнить, что рассмотренные показатели являются всего лишь инструментами для проведения соответствующего экономического анализа. Только на его основе, в том числе с привлечением экономической интуиции, могут быть сделаны выводы, важные для принятия экономических решений.
Резюме
Познакомившись с определением рынка и разнообразными его классификациями, нам удалось представить себе различия между отраслью и отраслевым рынком, рассмотреть вопрос концентрации, продавцов и покупателей. Более того, зная различные показатели концентрации, можно проводить сравнительные оценки различных отраслевых рынков с точки зрения концентрации продавцов и покупателей. Однако анализ структуры отраслевого рынка не сводится к расчету показателей концентрации. Он включает в себя также определение степени дифференциации продукта на отраслевом рынке; установление доли брэндов и дженетиков (т. е. небрэндов); определение на этом рынке степени рыночной власти фирм; фиксации высоты барьеров входа–выхода фирм на рынок; определение эффекта масштаба отраслевых рыночных структур и ряд других моментов, позволяющих с помощью того или иного набора инструментов, зафиксировать наиболее адекватное состояние структуры рынка на момент исследования.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой отраслевой рынок?
2. Каковы подходы к определению его границ?
3. Сформулируйте критерии, лежащие в основе классификаций отраслевых рынков.
4. В чем суть процесса концентрации продавцов на отраслевом рынке?
5. Перечислите показатели концентрации продавцов на рынке.
6. Сформулируйте достоинства и недостатки индекса Херфиндаля –Хиршмана (HHI).