Понятие электронной навигационной карты
В общем плане под электронной картой (ЭК) – понимается изображение определённого района Земли в условном виде на экране дисплея или набор данных для построения этого изображения.
В зависимости от полноты информации ЭК подразделяются на полномерные и стилизованные (упрощённые).
В зависимости от цифрового преставления информации карты - на растровые и векторные.
Информация растровых карт в памяти представлена в виде матрицы точек (пикселей). Сведений об отдельных объектах в памяти нет. Получаются растровые карты путём сканирования бумажных карт .
Информация векторной карты представлена в памяти в виде записи об картографических объектах. Запись о картографическом объекте включает в себя 4 части:
I –идентификатор (имя объекта )
Т- тип объекта
М- метрика
S- свойства объекта
Система строит (синтезирует) карту, используя записи о картографических объектах. Информация векторной карты обычно распределена по определённым тематическим уровням , называемыми слоями карты . Это позволяет системе управлять видимостью этих слоёв.
Для ECDIS ИМО требует, по крайней мере, 3 таких слоя – базовая информация, стандартная и полная.
В начале для производства векторных карт использовались дигитайзерные технологии. В настоящее время для производства векторных карт также используются сканерные технологии.
Пока не существует полной коллекции карт, удовлетворяющей требованиям ECDIS , на весь мировой океан. Векторные карты более совершенны, чем растровые, так как позволяют системе распознавать картографический объект.
В зависимости от юридического статуса эл. карты подразделяются на официальные и неофициальные.
Официальные – выпускаются государственными гидрографическими организациями, все остальные – являются не официальными.
В зависимости от системы, требованиям которой удовлетворяют ЭК, ЭК делятся на
ECDIS-карты и ECS-карты. ECDIS-карты – являются обязательно официальными, векторными картами; по содержанию, цвету, формату представления удовлетворяющие специальным требованиям МГО.
Подробность нагрузки ЭК определяется её масштабом. Масштаб, которому соответствует
нагрузка ЭК, наз. оригинальным масштабом. Масштаб, в котором карта отображается – наз. масштабом отображения карты .
В зависимости от оригинального масштаба различают:
карта мира: 1: 2,5млн. и меньше
генеральные: 1:300тыс. -1:2,5млн.
прибрежные: 1:80тыс.- 1:300тыс.
подходные: 1:40тыс.- 1:80тыс.
гавани: 1:10тыс.- 1:40тыс.
планы: 1:10тыс. и крупнее
Понятие системной электронной карты (SENC) .
В зависимости от использования в навигационной системе среди векторных карт различают основные и системные карты. Основной наз. карту, данные которой размещены в отдельном файле, поставляемом государственной или частной организацией. Данные основной карты не могут быть изменены на судне.
Системная электронная карта (System electronic chart- SENC)- это набор данных для отображения откорректированной навигационной карты, представленный во внутреннем формате системы . Он является результатом преобразования системой информации основной ЭК (электронной карты ) с учётом корректур и данных , добавленных мореплавателем . Это тот набор данных , который составляет дисплейный файл системы для отображения откорректированной навигационной карты и выполнения с её помощью навигационных функций . SENC может содержать информацию и от дополнительных источников. Иными словами системная карта-это карта , которая показывается на экране и строится по данным основной (основных) карты , файлов , корректур и информации , добавленной судоводителем .
Резолюция ИМО А817(19).
Эксплуатационные требования к ECDIS определены резолюцией ИМО А817(19).ряд из них освещён ниже:
Назначение.
Первичной функцией ECDIS является обеспечение безопасности мореплавания. При организации соответствующего резервирования она может рассматриваться как эквивалент бумажных карт. Система должна отображать всю картографическую и навигационно-гидрографическую информацию, необходимую для безопасного и эффективного судовождения Требуется, чтобы система выполняла все действия, связанные с предварительной и исполнительной прокладкой, определениями места, непрерывно отображала текущее место суда и производила надёжную корректуру электронных навигационных карт.
Данные ЭК и их структура.
В ECDIS следует использовать только официальные картографические данные, в том числе и корректурные, последнего издания, подготовленные государственными гидрографическими службами.
Для ECDIS ИМО определены следующие уровни используемой в ней информации и содержание этих уровней:
Данные электронной навигационной карты – это набор данных для ЭК, подготовленных
Национальными гидрографическими службами в формате, приемлемом для координатора ЭК.
Базовые данные электронной карты – основные данные для производства и поддержания ЭК, образованные из данных электронной навигационной карты.
Системная электронная навигационная карта (System electronic navigational chart –SENC).
SENC – во внутреннем формате системы для отображения откорректированной навигационной карты. Информация SENC доступная для отображения при планировании маршрута и выполнении прокладки должна быть разделена на три категории: базовая нагрузка; стандартная нагрузка; другая информация.
Базовая нагрузка - означает уровень данных SENC, который не может быть удалён дисплея.
Он содержит информацию, требуемую всегда, во всех географических районах и при всех обстоятельствах.
Стандартная нагрузка – это нагрузка карты, которая должна быть на дисплее при первом вызове карты в ECDIS, составляющая минимальный набор данных, обеспечивающий безопасность при планировании пути. Эта нагрузка в дальнейшем может модифицироваться судоводителем .
Вся другая информация,отображаемая индивидуально по требованию, включает: значение глубин, подводные кабели и трубопроводы, маршруты паромов, детали всех отдельных опасностей, детали навигационных средств, содержание предупреждений мореплавателям,
Дату издания ЭК, горизонтальный и вертикальный геодезические датумы, магнитное склонение, географические названия и т.д.
3Ориентация изображения , режим движения, другая информация .
Карта в ECDIS должна ориентироваться по меридиану – “Север вверху”. Допускается другой вид ориентации, например, ”Курс вверху”.
Прокладку в системе требуется отображать в режиме истинного движения. Допускается режим относительного движения. В режиме истинного движения необходим контроль подхода символа собственного судна к рамке карты с целью обеспечения своевременного сдвига карты, после которого отметка судна смещается в заданную судоводителем часть экрана.
На ЭК может накладываться радиолокационная или другая навигационная, которая должна чётко отличаться от данных основной ЭК. Накладываемая информация не должна ухудшать или искажать картографическую информацию.
Необходимо, чтобы дополнительная информация была в одинаковой системе координаты с картографической информацией, имела с ней одинаковый масштаб и ориентацию. Радиолокационное изображение должно регулироваться вручную и , при необходимости, немедленно сниматься с экрана.
4 Цвета и символы . Требования к дисплею .
Для отображения информации SENC должны использоваться цвета и символы, соответствующие стандартам МГО, которые публикуются в специальных изданиях этой организации (Специальная публикация МГО S-52, Приложение 2).
Кроме картографической информации, требуется на дисплее ECDIS отображать следующие навигационные элементы и параметры: судно, пройденный путь с отметками времени , вектор путевой скорости, подвижный маркер дальности и/или электронный визир, курсор, счислимое место и время, обсервованное место и время , линию положения и время, смещенную линию положения и время, предвычисленный вектор течения с указанием времени и скорости эффективного действия, фактический вектор течения с указанием тех же значений, особые опасности, линии безопасности, заданный курс и скорость, путевые точки, расстояние по заданной линии пути, планируемое местоположение с датой и временем, дуги дальности открытия/закрытия огней, место и время перекладки руля для поворота. Форма отображения указанной информации и её цветность стандартизированы ИМО и приведены в публикации МЭК 1147.
ECDIS должна позволять отображать все данные, необходимые судоводителю при выполнении предварительной и исполнительной прокладок, а также при решении дополнительных навигационных задач. Эффективный размер экрана для представления карты при исполнительной прокладке должен быть не менее 270x270 мм.
Возможность отображения цветов и разрешающая способность дисплея ECDIS должны соответствовать требованиям МГО (S-52).
Необходимо в ECDIS обеспечение ясной видимости на дисплее отображаемых данных более чем одним наблюдателем в условиях нормальной освещенности, как днем, так и ночью.