Системы координат и линии на поверхности земли
Подготовка полета и непосредственное его выполнение связаны с работой на карте. Перед полетом выбирается и прокладывается маршрут, измеряются расстояния и направления, намечается система ориентиров для контроля полета, снимаются координаты точек на земле, производится разметка маршрута. В полете используется карта для ведения визуальной ориентировки, навигационных определений и измерений с помощью различных навигационных систем и устройств.
При решении различных картографических и геодезических задач действительную поверхность Земли заменяют поверхностью эллипсоида вращения (эллипсоид Красовского) — фигурой, очерчиваемой эллипсом при вращении его вокруг малой оси. Элементы земного эллипсоида:
· большая полуось (радиус экватора) а = 6 378 245 м;
· малая полуось (расстояние от плоскости экватора до полюса) b = 6356863 м;
· полярное сжатие:
Эллипсоид Красовского положен в основу всех геодезических и картографических работ на территории РФ. При решении ряда навигационных задач в целях упрощения вычислений Землю принимают за шар (R = 6371км), т.к. величина сжатия у полюсов является незначительной и составляет всего лишь 21,382км. Максимальные ошибки от замены эллипсоида шаром не превышают ± 0,5% в определении расстояния и в определении углов ± 12'.
Для определения положения точки на земной поверхности применяются геодезическая, астрономическая, сферическая системы координат. Положение точки в каждой из названных систем координат определяется двумя координатами: широтой и долготой.
Нормальной сферической называется система координат на сфере, ось вращения которой совпадает с осью вращения Земли, а сферические координаты связаны с геодезическими следующими соотношениями:
Радиус сферы принимается равным 6373 км. Сферической широтой точки М называется угол φс, заключенный между плоскостью экватора и направлением в данную точку из центра земной сферы.
Сферической долготой называется двугранный угол , заключенный между плоскостями начального меридиана и меридиана данной точки. Сферическая долгота может измеряться центральным углом, дугой экватора или дугой параллели в тех же пределах, что и геодезическая долгота.
При решении навигационных задач координаты точки на земной поверхности могут быть выражены различными единицами измерения. Некоторые навигационные измерения и расчеты ведутся в угловых единицах (градусах, минутах и секундах). Для перехода от линейных единиц измерения к угловым используется известная зависимость
Δl = rΔλ
где Δl — длина дуги в линейных единицах;
r — радиус дуги;
Δλ — центральный угол, стягивающий эту дугу. Для земного шара (сферы) с радиусом, равным 6371000 м, угловые и линейные величины частей дуги большого круга (меридиана или экватора) связаны соотношениями:
1°= 111,2 км =111200 м; 1'= 1853 м; 1" = 30,9 м.
Они используются для перевода дуговых величин в линейные и обратно.
В комплексных навигационных системах используются нормальная сферическая, ортодромическая, и полярная системы координат.
Ортодромическая система координат –сферическая система координат с произвольным расположением полюса. Ее экватор совмещается с линией заданного пути (осью маршрута) и называется главной ортодромией, принимаемой за ось У. Одна из координат отсчитывается по главной ортодромии, вторая — по ортодромическому меридиану, принимаемому за ось X. Ортодромические координаты принято выражать в линейных величинах.
Местонахождение любой точки М в этой системе координат определяется двумя ортодромическими координатами х, у, выраженными в километрах.
Ортодромическая система координат всегда располагается на земном шаре так, чтобы полеты выполнялись вблизи главной ортодромии, т. е. вблизи условного экватора. На небольших удалениях от главной ортодромии условные меридианы и параллели образуют практически прямоугольную сетку, которая позволяет применять для измерения ортодромического курса курсовые системы в режиме ГПК (гирополукомпас), а для решения навигационных задач в вычислительных устройствах комплексных систем — формулы прямолинейной тригонометрии. Допустимые удаления от главной ортодромии в маршрутном полете устанавливаются обычно в границах ±500 км. По мере удаления от главной ортодромии возрастают ошибки в измерении ортодромического курса.
а) Сферическая система координат. б) Ортодромическая система координат
Полярная система аакоокоординат |
Полярная система координат применяется при определении или коррекции местонахождения самолета с помощью радиотехнических или радиолокационных средств. Положение точки определяется двумя координатами: азимутом А и горизонтальной дальностью ГД. Азимут — это угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через исходную точку, и направлением на точку наблюдателя МС. Горизонтальной дальностью называется расстояние на земной поверхности от исходной точки до точки наблюдателя МС.
ЛИНИИ ПУТИ И ЛИНИИ ПОЛОЖЕНИЯ САМОЛЕТА НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМНОЙ СФЕРЫ
Самолет в полете перемещается по некоторой траектории, под которой понимается пространственная кривая, описываемая его центром масс.
Место самолета (МС) – точка на земной поверхности, в которую проецируется центр масс самолета и над которой в данный момент времени находится самолет в полете.
Линией пути называется проекция траектории движения самолета на земную поверхность. В самолетовождении нашли применение следующие основные линии пути: ортодромия и локсодромия.
Ортодромиейназывается линия кратчайшего расстояния между двумя точками на поверхности земной сферы. Ортодромия является частью дуги большого круга . Частными случаями ортодромии являются меридианы и экватор. Ортодромия пересекает меридианы под различными углами.
Локсодромией называется линия, пересекающая меридианы под одинаковыми углами. Она является линией пути при выдерживании в полете постоянного текущего значения путевого угла. На поверхности земной сферы локсодромия представляет собой пространственную логарифмическую спираль, которая оборачивается вокруг земного шара, с каждым оборотом приближаясь к полюсам. Локсодромия длиннее ортодромии, за исключением тех случаев, когда она совпадает с меридианами или экватором, которые являются одновременно ортодромиями и локсодромиями. Самолет в полете в общем случае движется по сложной пространственной кривой линии. Линия, описываемая центром масс самолета при его движении в пространстве, называется траекторией полета.
При решении большинства задач самолетовождения рассматривают не пространственную траекторию полета самолета, а ее проекцию на поверхность Земли, которую называют линией пути. Различают заданную и фактическую линии пути.
Линией заданного пути (ЛЗП) называется проекция заданной траектории полета на земную поверхность. Заданная траектория полета определяется и высотой полета.
Линией фактического пути (ЛФП) называется проекция фактической траектории полета на земную поверхность. Одной из основных задач самолетовождения является выполнение полета таким образом, чтобы фактическая траектория совпадала с заданной.
Маршрут полета – линия заданного пути, проведенная на карте.
Траектория полета самолета задается не только маршрутом, но и высотой полета. Проекция траектории полета самолета на вертикальную плоскость называется профилем полета. Он может быть заданным и фактическим. Обычно перед полетом задается или выбирается профиль полета с учетом условий и характера полетного задания.
Авиационные карты
Картой называется условное сплошное изображение земной поверхности или отдельных ее частей на плоскости, выполненное по определенному закону. Это изображение может выполняться в различных масштабах в зависимости от практических потребностей. При построении карт и работе с ними приходится иметь дело с масштабом длин и масштабом площадей.
Масштабом длин называют отношение бесконечно малого отрезка на карте к соответствующему ему отрезку на местности. Масштабом площадей называют отношение бесконечно малой площади на карте к соответствующей ей площади на местности. Решение задач самолетовождения в большинстве случаев требует знания масштаба длин, или просто масштаба. Различают численный, графический и натуральный масштабы.
Численный масштаб имеет вид дроби, знаменатель которой указывает степень уменьшения длин. Например, масштаб 1/500000 означает, что одному сантиметру на карте соответствуют 500 000 см (5 км) на местности. Более мелким считается тот масштаб, у которого знаменатель выражается большим числом.
Графический масштаб строится на карте для измерения расстояний с помощью циркуля-измерителя или линейки.
Масштаб карты в общем случае величина переменная. Однако под южной рамкой карты подписывается только одно значение масштаба. Это так называемый главный или общий масштаб, представляющий собой степень общего уменьшения Земли до размеров глобуса.
Способ перенесения поверхности земного эллипсоида или земной сферы на плоскость называется картографической проекцией. Все картографические проекции, применяемые в авиационной картографии, делятся на следующие группы:
1. Цилиндрические, в которых параллели нормальных сеток изображаются параллельными прямыми, а меридианы — равноотстоящими параллельными прямыми, перпендикулярными параллелям.
2. Конические, в которых параллели нормальных сеток изображаются дугами концентрических окружностей, а меридианы – радиусами этих окружностей.
3. Поликонические проекции, в которых параллели нормальных сеток изображаются дугами разноцентрических окружностей, а меридианы — сложными кривыми, симметричными относительно среднего прямолинейного меридиана.
4. Азимутальные проекции, параллели нормальных сеток которых являются концентрическими окружностями, а меридианы — радиусами этих окружностей.
НОМЕНКЛАТУРА КАРТ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННЫХ КАРТ
Номенклатура ─система обозначений в картографии каждого листа карты. В основу обозначений положена схема разграфки карт, т. е. система деления карты на отдельные листы. В практике применяют две системы разграфки карт: международную (для карт масштаба 1: 1 000 000 и крупнее) и прямоугольную (для карт мелких масштабов). В международной разграфке общая карта делится на отдельные листы так, что рамками (границами) листов служат меридианы и параллели. При прямоугольной разграфке общая карта делится на листы, имеющие форму прямоугольника. Рамка такого листа не совпадает с меридианами и параллелями.
Международная разграфка и номенклатура карты масштаба 1:1000 000 выполнены следующим образом. Вся поверхность земного шара от экватора к северу и к югу до широт 88° делится на 22 пояса в каждом полушарии. Каждый пояс занимает по широте 4° и обозначается буквой латинского алфавита А, В, С и т. д. от экватора к полюсам. Районы северного и южного полюсов от 88 до 90° широты изображаются на отдельных листах, обозначенных буквой Z. Одновременно поверхность земного шара делится на 60 колонок. Каждая колонка занимает 6° по долготе и обозначается арабскими цифрами от 1 до 60. Счет ведется от меридиана 180° на восток. В результате такого деления получаются листы карт размером 4° по широте и 6° по долготе.
Таким образом, номенклатура листа карты масштаба 1: 1 000 000 состоит из буквы латинского алфавита и номера, написанного арабскими цифрами, например: N-37
(г. Москва).
Разграфка карт масштаба 1:500 000 получается делением листа карты масштаба 1: 1 000 000 на четыре равные части, каждая из которых обозначается заглавной буквой русского алфавита: А, Б, В, Г.
Лист карты масштаба 1:500 000 имеет размеры 2° по широте и 3° по долготе. Номенклатура листа такой карты состоит из номенклатуры листа карты масштаба 1: 1000 000 и заглавной буквы русского алфавита, например: N-37-Б. Разграфка листов карт масштаба 1:200 000 получается путем деления листа карты масштаба 1: 1 000 000 на 36 равных частей (6 рядов и 6 колонок), которые нумеруются римскими цифрами от I до XXXVI.
Л
Лист карты масштаба 1: 200 000 занимает 40' по широте и 1° по долготе. Номенклатура листа такой карты состоит из номенклатуры листа карты масштаба 1: 1000 000 с добавлением соответствующего номера, написанного римскими цифрами, например: N-37-XIV
Для получения листов карты масштаба 1: 100 000 лист карты масштаба 1: 1
000 000 делят на 144 равные части (12 рядов и 12 колонок), которые нумеруются арабскими цифрами от 1 до 144. Лист карты масштаба
1:100 000 имеет размеры 20' по широте и 30' по долготе.
Номенклатура листа карты масштаба 1:100 000 состоит из номенклатуры листа карты масштаба 1:1000 000 и соответствующего номера, написанного арабскими цифрами, например: N-37-75.
Для карты масштаба 1: 50 000 каждый лист карты масштаба 1: 100 000 делится на четыре равные части, которые обозначаются заглавными буквами русского алфавита А, Б, В, Г. Номенклатура листа карты масштаба 1: 50 000 складывается из номенклатуры листа карты масштаба 1: 1000 000, номера соответствующего листа карты масштаба 1: 100 000 и буквы, обозначающей лист карты масштаба 1:50 000, например: N-37-75-A .
Для карты масштаба 1: 25 000 каждый лист карты масштаба 1: 50 000 в свою очередь разбивается на четыре равные части, которые обозначаются строчными буквами а, б, в, г. Для получения листа карты масштаба 1: 2 000 000 общую карту делят на пояса и колонки. Пояса обозначаются заглавными буквами русского алфавита, а колонки нумеруются римскими цифрами.
Номенклатура карт масштаба 1: 50 000 |
Номенклатура карт масштаба 1: 25 000 |
Счет поясов ведется к югу от северной широты 76°, а колонок — на восток от западной долготы 12°. Лист такой карты имеет размеры 12° по широте и 18° по долготе (занимает девять листов карты масштаба 1:1000 000), а его номенклатура состоит из буквы русского алфавита и номера, написанного римскими цифрами, например: A-III (г. Мурманск).
Для полимаршрутных карт масштаба 1:2 000 000 принята прямоугольная разграфка. Пояса общей карты обозначены заглавными буквами русского алфавита со штрихами, а колонки — римскими цифрами. Листы полимаршрутной карты нарезаются так, что на каждом из них изображается значительно больший район, чем на листе обычной карты масштаба 1 : 2 000 000, т. е. с перекрытием. Номенклатура листа полимаршрутной карты состоит из буквы русского алфавита со штрихом и римской цифры, например: Б'—III (г. Мурманск, Москва, Киев).
Номенклатура листов карты масштаба 1: 4 000 000 состоит из заглавной буквы русского алфавита, обозначающей пояс, и арабской цифры, обозначающей номер колонки, например: А-2 (г. Москва). Лист такой карты имеет размеры 24° по широте и 36° по долготе (занимает четыре листа карты масштаба 1: 2 000 000).
Авиационные карты по своему предназначению подразделяются на:
· полетные карты (маршрутные (навигационные), бортовые, района цели);
· специальные карты (радионавигационные, магнитные, с сеткой ПВО, искусственных препятствий, ориентиров коррекции, гравиметрические);
· справочные карты (консультативные, часовых поясов, звездного неба, метеорологические, магнитных склонений и др.)
По форме представления картографической информации авиационные карты могут быть аналоговыми (бумажными) или электронными.
Полетные карты являются основными для решения задач навигации, боевого применения и входят в обязательный комплект полетной документации экипажей ВС.
Полетные карты в экипаже должны иметь командир, помощник командира, штурман.
Бортовые карты хранятся на борту самолета и должны охватывать район радиусом не менее максимальной практической дальности полета. В большинстве случаев в качестве бортовых используются карты масштабов 1: 2000000 и 1 : 4000000
Карты целей — крупномасштабные карты в проекции Гаусса. Применяются для определения координат целей, ориентиров коррекции, других объектов, привязки и дешифрирования фотоснимков, ориентировки в полете при выводе самолетов на заданные цели, площадки десантирования.
Специальные карты предназначены для решения навигационных задач по данным измерений, полученных главным образом с помощью радиотехнических средств (например, РСДН).
Справочные карты — это карты для различных справок, необходимых при планировании и подготовке полетов. К ним относятся карты аэродромных узлов, карты магнитных склонений, часовых поясов, метеорологические карты, карты звездного неба и др.
Рабочие карты предназначены для сокращения времени на подготовку штурманом-руководителем предложений командиру для принятия им решения на боевые действия (полеты) и личной подготовки к постановке задачи, а также для разработки полетных заданий и программ полета.
Полетные карты | Бортовые карты | Карты целей | Специальные карты | Справочные карты |
1: 200 000 1: 500 000 1: 1 000 000 1: 2 000 000 1: 4 000 000 | 1: 1 000 000 1: 2 000 000 1: 4 000 000 | 1: 50 000 1: 100 000 1: 200 000 1: 500 000 | 1: 2 000 000 1: 4 000 000 | 1: 4 000 000 1: 5 000 000 1: 10 000 000 1: 40 000 000 |
ЗАНЯТИЕ №2
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Характеристика района полетов: границы, физико-географический характер местности, площадные и линейные ориентиры. Рельеф местности. Основные высоты. Искусственные препятствия и их высоты. Климатические, метеорологические и орнитологические особенности.
2. Воздушные трассы. Средства связи и РТО полетов, полигоны, зоны техники пилотирования, маршруты полетов.
3. Цель и методика изучения радиотелеграфной азбуки.