Особенности решения задачи прицеливания в режиме ПО ЦЕЛИ
Задача прицеливания в ПНПК может решаться в двух режимах: по ППМ и ПО ЦЕЛИ.
При решении задачи прицеливания в режиме по ППМ прицельная схема десантирования строится относительно введенных в УВК геодезических координат с признаком ЦЕЛЬ. Он необходим для исключения разворота самолета на новый курс следования при выходе его на ЛУР до ТНВ. Этот режим является основным, используется при комплексировании способов прицеливания.
При решении задачи прицеливания в режиме ПО ЦЕПИ прицельная схема десантирования строится относительно точки прицеливания, определяемой электронным перекрестием КП-2В. Этот режим применяется, когда точка прицеливания является контрастной в радиолокационном отношении, а геодезические координаты её неизвестны, или не введены в УВК. Решение задачи прицеливания в этом случае начинается в момент нажатия кнопки ПО ЦЕЛИ и сводится к выводу самолета в такую ТНВ, при выброске из которой объект приземлится в точке прицеливания электронным перекрестием КП-2В.
При нажатии клавиши ПО ЦЕЛИ электронное перекрестие формируется в направлении заданной линии захода на площадку приземления (Xор0=Zт) и на удалении 25км от текущего места самолета. В процессе полета перекрестие следит за той точкой на поверхности земли, на которую оно было наложено первоначально. При обнаружении и опознании заданной отметки от РЛО или радиомаяка рукоятками ДАЛЬНОСТЬ и КУРСОВОЙ УГОЛ на КП-2 уточняется положение электронного перекрестия, а нажатием клавиши КОРРЕКЦИЯ КООРДИНАТ вносятся изменения в текущие значения координат ориентира. Режим ПО ЦЕЛИ используется для определения геодезических координат РЛО и для определении ветра на высоте полета самолета в случае отказа ДИСС, путем двух последовательных коррекций МС по РЛО или РСДН.
При десантировании режим ПО ЦЕЛИ используется по радиомаяку, находящемуся в произвольном месте относительно заданной точки приземления. При этом в планшет десантирования вводятся фиктивные баллистические данные, определяющие ТНВ, выброска из которой обеспечит приземление объекта в заданную точку. Недостаток режима прицеливания ПО ЦЕЛИ ─ необходимость определения и ввода фиктивных баллистических данных, реально не отражающих баллистические свойства десантируемых объектов.
ЗАНЯТИЕ №4
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
Способы прицеливания
Десантирование личного состава и боевой техники в зависимости от тактической и навигационной обстановки может быть произведено с использованием автономных и неавтономных способов прицеливания. Не автономность способа прицеливания определяется необходимостью обозначения ТНВ.
К автономным способам прицеливания относятся:
· прицеливание с УВК по РЛО;
· прицеливание с УВК по визуальному ориентиру;
· прицеливание по ККМ;
· прицеливание с УВК по РСДН РСБН.
К неавтономным способам прицеливания относятся:
· прицеливание с УВК по радиолокационному маяку (РЛМ),
· прицеливание по РЛМ с КП 2 (3),
· прицеливание по знакам.
ПРИЦЕЛИВАНИЕ С УВК ПО РЛО
Этот способ прицеливания является основным из автономных способов прицеливания, который можно реализовать в любых метеоусловиях и даже в условиях применения радиопомех. УВК позволяет выполнять коррекцию ТКМС по радиолокационным ориентирам с помощью КП2. Сущность способа прицеливания по РЛО с помощью КП2 заключается в том, что в БЦВМ сравниваются расчетные значения текущих координат места самолета с фактическими. При отклонении самолета от ЛЗП БЦВМ выдает соответствующие сигналы в САУ и на КПП. Расчетные значения ТКМС вычисляются БЦВМ на основе введенных программ маршрута и десантирования и данных о среднем ветре.
Прицеливание с УВК по РЛО осуществлять путем последовательного выполнения коррекций ТКМС по одному, двум или трем РЛО в зависимости от условий навигационной и тактической обстановки. В качестве ориентиров коррекции использовать характерные РЛО.
Для выполнения коррекции ТКМС и курса по РЛО выбирать только точечные ориентиры, так как в режиме МПМ на экране ИКО КП-2 имеет место значительное искажение конфигурации РЛО, причем искажение непостоянно, оно непрерывно меняется по мере перемещения самолета относительно ориентира. Вследствие этого наблюдается кажущийся сход электронного перекрестия с РЛО. Уточнение положения перекрестия приводит к ошибкам в прицеливании.
Для повышения точности десантирования при полетах в боевых порядках коррекцию ТКМС и курса выполнять по одним и тем же РЛО на заранее намеченных рубежах. Коррекцию ТКМС выполнять по парным ориентирам при разности курсовых углов в пределах 30°≤ |Θ2 - Θ1| ≤150° Наибольшая точность коррекции по парным РЛО обеспечивается при условии: |Θ2—Θ1|=90°±20°.
Для обеспечения высокой точности коррекции координат выбирать по направлению — ориентиры в диапазоне курсовых углов 90° (270°) ±20°, по дальности — на курсовых углах 340 ± 20.° Ориентиры, расположенные на линии пути, дают возможность при пролете их убедиться в точности наложения перекрестия.
Выбор РЛО производить в различных секторах относительно линии боевого пути и площадки приземления в целях повышения надежности выхода в ТНВ в условиях радиоэлектронных помех и при наличии кучево-дождевой облачности.
ПРИЦЕЛИВАНИЕ С УВК ПО ВИЗУАЛЬНОМУ ОРИЕНТИРУ
Осуществлять путем последовательного выполнения коррекции ТКМС ручным (неавтоматизированным) способом. При подготовке к полету выбрать на линии боевого пути или вблизи нее характерную визуальною вспомогательную точку прицеливания и определить ее удаление от ТПП Sост. Если ориентир оказался не на линии боевого пути, то определить его удаление от этой линии Zоp. Вычислить удаление его до НБП по формуле: Хт = Sбп - Sост,
где Sбп — длина боевого пути, определяемая с помощью УВК или ККМ;
Sост — удаление ориентира до ТПП определяемое по ККМ.
В полете после прохода НБП набрать адрес 401, а на наборном поле чисел — величину Хт. С использованием ККМ вывести самолет на заданный визуальный ориентир. При выходе на вертикаль (траверз) ориентира нажать клавишу ВВОД, затем набрать адрес 403 и ввести фактическое боковое уклонение самолета относительно штилевой линии боевого пути, равное: ZT = Zop ± ΔZ,
где: ΔZ— ошибка выхода на ориентир по направлению.
Величины Хт и ZT определять и вводить относительно штилевой линии боевого пути при включенной клавише ЗН.
ПРИЦЕЛИВАНИЕ С УВК ПО РАДИОЛОКАЦИОННОМУ МАЯКУ (РЛМ)
Осуществлять последовательным выполнением коррекции ТКМС по РЛМ, установленному в ТПП, ТНС, ТНВ или произвольной точке района десантирования с известными координатами. Работа экипажа в воздухе при прицеливании по РЛМ, расположенном) в ТПП или произвольной точке, не отличается от работы при прицеливании с УВК по РЛО. При этом необходимо координаты ТПП (РЛМ) запрограммировать как РЛО и на боевом пути переключатель Wкм/ч — МАЯК на КП2-11А установить в положение МАЯК. При прицеливании по РЛМ, расположенному в ТНС и ТНВ, необходимо лишь обнулить значение скорости среднего ветра по адресу 377, а для второго случая — и величину штилевого относаА0 по адресу 373.
ПРИЦЕЛИВАНИЕ ПО ККМ
Осуществлять последовательным определением положения самолета относительно ЛБП и ТНВ путем сличения ККМ с пролетаемой местностью. Особенности работы:
· после получения условий для десантирования от руководителя выброски нанести ТНС на ККМ, отложив от ТПП значения сноса десантируемых объектов, равные Ucp∙Tсн или Д, в направлении, соответствующем направлению среднего ветра δср или азимута А°;
· от полученной точки отложить в сторону НБП величину штилевого относа А0 Полученная точка является ТНВ;
· проложить на ККМ новую линию боевого пути параллельно штилевой и проходящую через ТНВ;
· оценить местоположение ТНВ относительно основных визуальных ориентиров и наметить способ выхода в нее;
· выбрать до ТНВ характерный визуальный ориентир и рассчитать временную выдержку от него по формуле: tвыд = Sор/W,
где Sop — дальность от ориентира до ТНВ.
После НБП:
· осуществлять детальную визуальную ориентировку по ККМ;
· вывести самолет на новую линию боевого пути;
· периодически докладывать командиру экипажа о точном месте самолета и удалении до ТНВ;
· уточнить временную выдержку;
· на вертикали выбранного визуального ориентира пустить секундомер;
· вывести самолет в ТНВ и на ее вертикали (по истечении tвыд) произвести десантирование. Перенацеливание по дальности осуществлять переносом ТНВ на заданную величину перелета или недолета.
ПРИЦЕЛИВАНИЕ С УВК ПО РСДН, РСБН
Осуществлять последовательным выполнением коррекции ТКМС по РСДН, РСБН.
При подготовке к полету на десантирование с использованием РСДН необходимо:
· выбрать тройки наземных станций, обеспечивающих наибольшую точность коррекции.
· выбрать геодезические координаты наземных станций (ведущей и двух ведомых) и величины суммарных задержек для каждой базы при применении мобильных отечественных и зарубежных систем и ввести их значения по адресам 334—346 и 410, 412 соответственно. Перед вводом координат ведущей станции «Лоран-С» на КП1-10М нажать клавишу КПМ/СУША (ЦЕЛЬ/ МОРЕ), если полет выполняется над сушей (морем). При применении системы «Тропик-2В» подготовка исходных данных не требуется, так как данные о координатах наземных станций этой системы и величины суммарных задержек прошиты в ПЗУ БЦВМ;
· выполнить подготовку бортовой аппаратуры согласно инструкции по летной эксплуатации самолета;
· определить поправки на условия распространения (в период предполетной подготовки). В полете использование РСДН для десантирования возможно только при ее совместной работе с УВК. Особенности работы:
· убедиться в том, что переключатели на пульте управления установлены в положения для работы с выбранными типами РСДН и пар ведомых станций, горит табло ОТСЧЕТ;
· выполнить операции по определению поправок ΔS, ΔZ к ТКМС по РЛО (РСБН), зафиксировать их значения;
· выключить клавишу ОБЗОР (РСБН), нажать клавиши РСДН и ΔS/ΔZ:
· через 10—15с наблюдать за появлением поправок ΔS и ΔZ, сравнить их значения с поправками, определенными по РЛО (РСБН);
· оценить поправки, принять решение на коррекцию ТКМС и выполнить ее;
· повторные коррекции ТКМС по РСДН производить через 2—5км пути с выключением и последующим включением клавиши РСДН; последнюю коррекцию ТКМС выполнить за 0,5—2км до ТНВ.
Радиотехническая система ближней навигации (РСБН) позволяет в пределах своей рабочей области производить коррекцию ТКМС с высокой точностью. При подготовке к полету на десантирование с использованием РСБН необходимо:
· выбрать наземную станцию, обеспечивающую лучшую точность коррекции ТКМС в районе десантирования (ближнюю к площадке приземления);
· выбрать геодезические координаты станции и внести их в таблицу ОРИЕНТИРЫ бортового журнала штурмана по одному из адресов;
· выполнить подготовку бортовой аппаратуры согласно инструкции по летной эксплуатации самолета.
В полете использование РСБН для десантирования возможно только при ее совместной работе с УВК. Особенности работы:
· убедиться в том, что на пульте управления установлен соответствующий канал станции и на ЦИА-1 и ИДР-2 индицируются значения азимута и дальности места самолета;
· выполнить операции по определению поправок ΔS и ΔZ к ТКМС по РЛО и зафиксировать их значения;
· выключить клавишу ОБЗОР, нажать клавишу РСБН и ΔS/ΔZ;
· через 10—15с наблюдать за появлением поправок ΔS, ΔZ, сравнить их значения с поправками, определенными по РЛО;
· оценить поправки, принять решение на коррекцию ТКМС и выполнить ее;
· повторные коррекции ТКМС по РСБН производить через 2-5км пути с выключением и клавиши РСБН; последнюю коррекцию ТКМС выполнить за 0,5—2 км до ТНВ.
ПРИЦЕЛИВАНИЕ ПО РЛМ С КП-2 (3)
Предполагает автономное (без УВК) использование бортовых радиолокационных станций КП-2 и КП-3. РЛМ устанавливается в ТНС. Задачей прицеливания является вывод самолета с заданного направления в ТНВ, удаленную от места установки маяка на величину штилевого относа А0. При подготовке к полету на десантирование необходимо:
· рассчитать или выбрать из таблицы величину штилевого относа А0;
· подготовить таблицу временных выдержек для определения момента выброски.
Особенности работы экипажа.
До НБП проверить калибровку измерительной метки дальности КП-3 согласно инструкции по летной эксплуатации самолета. После НБП:
· определить угол сноса и установить его с помощью рукоятки КУО; включить необходимый масштаб и режим «Маяк», рукояткой ПЛАВНАЯ ЗАДЕРЖКА установить минус 7—10км и проверить кодоы на щитке управления А-811, А-817;
· обнаружив ответные сигналы РЛМ, убедиться в соответствии заданного кода ответа по наличию и характеру расположения отметок ответного сигнала;
· включить тумблер ПЕРЕКРЕСТИЕ, с помощью измерительной метки дальности определить удаление маяка, выполнить боковую наводку методом половинной наклонной дальности с задачей выхода в ТНВ с заданного направления;
· определить путевую скорость самолета по времени пролета 5-км базы и проконтролировать правильность показаний ДИСС;
· по рассчитанным для момента выброски путевой скорости и высоте десантирования выбрать значение табличной выдержки времени tтабл, вычесть из нее значение поправки на штилевой относ Δt и, получив таким образом выдержку времени, доложить ее значение командиру экипажа: tв = tтабл – Δt,
· по мере приближения маяка своевременно переключать масштабы, ручкой ДАЛЬНОСТЬ удерживать ответный импульс РЛМ выше метки дальности и информировать об оставшемся расстоянии до него командира экипажа;
· на дальности 10км включить тумблер ПЛАВНАЯ ЗАДЕРЖКА, установить наклонную дальность 5км, дать команду: «Приготовиться к пуску секундомера», включить ближний код, при пропадании ответного сигнала маяка возвратить переключатель в первоначальное положение;
· на дальности 5км дать команду: «Пуск секундомера», включить секундомер, отсчитать значение путевой скорости и уточнить временную выдержку;
· помощнику командира экипажа докладывать по СПУ о показаниях секундомера через каждые 5—10с, а последние 5 — через каждую секунду;
· по истечении временной выдержки нажать кнопку сброса, выключить тумблер ВЫСОКОЕ КП-3, а по истечении времени серии — подать сигнал ОТСТАВИТЬ.
При использовании КП-2 для прицеливания по РЛМ автономно учитывать следующие особенности:
· отсутствие автоматического управления электронным перекрестием на ИКО вызывает необходимость в глазомерном определении курсового угла маяка при выполнении боковой наводки;
· нет необходимости в выполнении калибровки;
· прицеливание по дальности и определение момента начала выброски осуществлять по временной выдержке от момента совмещения отметки РЛМ с первой 5-километровой масштабной меткой (НД = 5км) на масштабе 15км режима работы КП-2, при этом табличною выдержку надо уменьшить на 2с;
· отсутствие визуальной информации о положении маяка у летчиков, что требует более четкой работы экипажа;
· возможность ручного управления электронным перекрестием и наличие переменного масштаба в секторном обзоре на ИКО КП-2В обеспечивают более удобное и точное прицеливание.
ПРИЦЕЛИВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ КОЛЛИМАТОРНОГО ПРИЦЕЛА НКПБ-7
Выполняется по визуальным знакам (полотнища, дымовые шашки, пирофакелы), установленным в ТНС. Угол прицеливания рассчитывать с учетом высоты десантирования и штилевого относа десантируемого объекта по формуле: φп = arctg A0/ Н;
При подготовке к полету экипаж обязан:
· подготовить ККМ в объеме, изложенном в ИБП;
· рассчитать углы прицеливания для возможного диапазона высот;
· проверить работоспособность НКПБ-7.
В полете до НБП:
· после получения условий для десантирования от руководителя выброски нанести на ККМ местоположение прицельных знаков (ТНС);
· установить НКПБ-7 по уровням, в ночных условиях отрегулировать освещение;
· установить угол прицеливания, угол сноса.
После НБП:
· ведя детальную визуальную ориентировку по ККМ, вывести самолет на ЛБП;
· обнаружив знаки, выполнить боковую наводку для выхода в ТНВ с заданным курсом;
· рукояткой углов визирования удерживать знаки на 4—5° выше перекрестия сетки; на удалении 2км совместить угол визирования с углом прицеливания и в момент прихода знаков в перекрестие сетки нажать кнопку СБРОС, продублировать команду по СПУ.
Прицеливание по дальности осуществлять перерасчетом угла прицеливания по формуле: φп = arctg (A0±ΔS)/Н,
где ΔS — заданная величина недолета (знак «+») или перелета (знак «—»).
Если величина перелета превышает штилевой относ (ΔS > А0), необходимо выполнить расчет времени выдержки от вертикали знаков до ТНВ.
ТЕМА № 11