Краткая характеристика цивилизаций: Востока и Запада.

Цивилизации Востока

Индуистская цивилизация. На рубеже старой и но­вой эры, т.е. более 2000 лет назад, цивилизационными процессами был охвачен весь Индостан и соседние регионы Азии. В середине пер­вого тысячелетия новой эры сложилось вероучение индуизма, отли­чительной чертой которого является разделение общества по касто­вому признаку.

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру поистине велик. Это прежде всего религия — индуизм как комплекс собственно религиозных, этических и философских представлений, которые про­низывают всю жизнь подавляющего большинства населения Индии и жителей некоторых соседних стран. Индуистская цивилизация пода­рила миру учение «отца индийской нации» Махатмы Ганди (1869— 1948) о ненасилии. Он разработал тактику ненасильственной борьбы за независимость (сатьяграха).

Эта цивилизация обогатила человечество многочисленными па­мятниками духовной и материальной культуры.

Китайско-конфуцианская цивилизация. Ядро этой древнейшей цивилизации сформировалось в пределах Великой Ки­тайской равнины, в бассейне реки Хуанхэ. Затем она распространи­лась в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и другие райо­ны Восточной Азии.

Термин конфуцианство — своеобраз­ная религия-этика.

Превратившись в государственную религию, конфуцианство на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, со­храняло ведущую роль в духовной жизни китайского общества. Глав­ная цель философской системы Конфуция заключалась в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравствен­ных принципах, с гармоничными социальными отношениями. Госу­дарство рассматривалось как большая семья, стержень которой со­ставляют преданность и покорность: дети почитают родителей, под­данные — своих правителей, младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий — вышестоящему и т.д.

Конфуцианство способствовало высокой организации труда, ко­торым издревле отличались китайцы, создавшие на протяжении мно­гих веков замечательные материальные ценности и памятники куль­туры.

Японская цивилизация. В отличие от китайской, япон­ская цивилизация — молодая: государственность здесь стала склады­ваться лишь в IV—VI вв. н. э., и именно с VI в. начала развиваться очень высокими темпами, преодолевая гигантскую пропасть, которая отде­ляла ее от великой цивилизации Китая.

Япония существует в постиндустриальном, или информационном, обществе, в условиях своеобразного, органичного синтеза национальных (цивилизационных) традиций и европейской современности. Характер­ная черта японского общества — ведущая роль коллектива, который в современных условиях рассматривается как средство решения произ­водственных и научно-технических задач, средство, выгодное, хотя и в разной степени, и управляющему, и управляемым слоям.

Исламская цивилизация. Исламская цивилизация — одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь в VII в. н. э., а ее колыбелью была Аравия. Религиозные основы будущей цивилизации заложил Мухаммад (570-632).

Со временем ислам проник в Тропическую Африку, в страны Юж­ной и Юго-Восточной Азии и другие районы мира. Современный мир ислама значительно шире арабского мира. В его рамках различают суб­культуры (варианты цивилизации): арабскую, тюркскую, в частно­сти, турецкую, иранскую (или персидскую) и малайскую.

Огромна сфера воздействия культуры исламской цивилизации. Европейская медицина, география, математика и другие науки раз­вивались под влиянием трудов арабских ученых. Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низа­ми, Фирдоуси, Омар Хайям и др.), ученых (Авиценна — Ибн-Сина, Бируни), философов.

10.3.6. Негро-африканская цивилизация. При всем много­образии африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары сложилась своеобразная цивилизация — традиционная африканская культура, определенная система духовных и материальных ценностей. Сходные исторические, природные и экономические условия разви­тия народов Тропической Африки определили много общих черт в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов бан­ту, манде и др.

В чем проявляется самобытность африканской цивилизации, ее не­похожесть на другие региональные цивилизации?

Прежде всего — в гармоничном сосуществовании с природой, пол­ном симбиозе человека и природы, что составляет основу этой свое­образной цивилизации и определяет многое в традиционной афри­канской жизни — от особенности психологии людей до специфиче­ских типов хозяйства, нацеленных на охрану и умножение естественных источников существования. Огромную роль в развитии негро-африкан- ской цивилизации сыграла традиционная община — вековая форма орга­низации крестьянской жизни с коллективной собственностью, при­вычной к коллективным отношениям, трудовой взаимопомощи и т.д.

Цивилизации Запада

Западноевропейская цивилизация. К цивилизаци­ям Запада обычно относят:

♦ западноевропейскую;

♦ латиноамериканскую;

♦ православную.

Несмотря на все различия, их иногда объединяют в одну — христи­анскую, или западную. Они во многом противоположны цивилизациям Востока, отличаются относительной молодостью, особенно в сравне­нии с индуистской или китайской цивилизациями. Основы западноевро­пейской цивилизации как своеобразной культурно-исторической общно­сти с единой судьбой в мировой истории были созданы в эпоху раннего средневековья. Это произошло в результате органического соединения наследия античного мира (цивилизации Древнего Рима), порожденно­го им христианства и культур варварских народов, разрушивших Римс­кую империю. Очень большое влияние на формирование этой цивили­зации оказали разносторонние связи с культурой Востока.

Латиноамериканская цивилизация. Важнейшие осо­бенности этой цивилизации определяются, прежде всего, тем, что она в значительной степени была порождена европейской колониза­цией, вторжением европейских завоевателей, которые превратили весь этот огромный регион в «заповедное поле охоты на краснокожих» — коренных жителей Северной, Центральной и Южной Америки — ин­дейцев. Это причинило большие потери доколумбовым культурам и цивилизациям майя, инков, ацтеков, других индейских народов.

Становлению самобытной латиноамериканской цивилизации спо­собствовал и способствует в настоящее время происшедший здесь сим­биоз разных культур — смешение индейской, европейской и негро- африканской цивилизаций в этом своеобразном латиноамериканском «котле», что сформировало оригинальные черты духовной жизни, элементы культуры (музыки, литературы, искусства и т.д.) народов Мексики, Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Кубы и других стран региона при всех существенных различиях между ними.

Православная цивилизация. Православная (восточ- но-европейская) цивилизация, распространенная преимущественно на большей части постсоветского пространства, отделена от западно­европейской линией, проходящей вдоль нынешней границы России с Финляндией, странами Балтии и отсекающей католические окраи­ны Западной Украины и Западной Белоруссии от православных обла­стей этих государств. Далее эта граница идет на запад, отделяя Трансиль- ванию, запад Румынии, от остальной части страны; затем она прак­тически совпадает с границей между католической Хорватией (более 3Л верующих — католики) и православной Сербией, т. е. с историчес­кой границей между Габсбургской и Османской империями.

Определяющую роль в формировании этой цивилизации истори­чески играла Россия— специфическая евразийская страна, служащая своеобразным мостом между западным и восточным мирами.

Черты характера русского народа, главного носителя православ­ной цивилизации, сформировались не только под влиянием право­славной теологии и литургии, русской культуры (прежде всего — ли­тературы), но и в результате несомненного воздействия цивилизаций других народов. В самой основе православной цивилизации заложены восприимчивость к чужому опыту, склонность к переменам, духов­ность, открытость к общечеловеческим интересам.

Огромное влияние на судьбы русского народа и русского государ­ства оказала географическая среда.

Наши рекомендации