Краткая характеристика цивилизаций: Востока и Запада.
Цивилизации Востока
Индуистская цивилизация. На рубеже старой и новой эры, т.е. более 2000 лет назад, цивилизационными процессами был охвачен весь Индостан и соседние регионы Азии. В середине первого тысячелетия новой эры сложилось вероучение индуизма, отличительной чертой которого является разделение общества по кастовому признаку.
Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру поистине велик. Это прежде всего религия — индуизм как комплекс собственно религиозных, этических и философских представлений, которые пронизывают всю жизнь подавляющего большинства населения Индии и жителей некоторых соседних стран. Индуистская цивилизация подарила миру учение «отца индийской нации» Махатмы Ганди (1869— 1948) о ненасилии. Он разработал тактику ненасильственной борьбы за независимость (сатьяграха).
Эта цивилизация обогатила человечество многочисленными памятниками духовной и материальной культуры.
Китайско-конфуцианская цивилизация. Ядро этой древнейшей цивилизации сформировалось в пределах Великой Китайской равнины, в бассейне реки Хуанхэ. Затем она распространилась в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и другие районы Восточной Азии.
Термин конфуцианство — своеобразная религия-этика.
Превратившись в государственную религию, конфуцианство на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраняло ведущую роль в духовной жизни китайского общества. Главная цель философской системы Конфуция заключалась в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями. Государство рассматривалось как большая семья, стержень которой составляют преданность и покорность: дети почитают родителей, подданные — своих правителей, младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий — вышестоящему и т.д.
Конфуцианство способствовало высокой организации труда, которым издревле отличались китайцы, создавшие на протяжении многих веков замечательные материальные ценности и памятники культуры.
Японская цивилизация. В отличие от китайской, японская цивилизация — молодая: государственность здесь стала складываться лишь в IV—VI вв. н. э., и именно с VI в. начала развиваться очень высокими темпами, преодолевая гигантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая.
Япония существует в постиндустриальном, или информационном, обществе, в условиях своеобразного, органичного синтеза национальных (цивилизационных) традиций и европейской современности. Характерная черта японского общества — ведущая роль коллектива, который в современных условиях рассматривается как средство решения производственных и научно-технических задач, средство, выгодное, хотя и в разной степени, и управляющему, и управляемым слоям.
Исламская цивилизация. Исламская цивилизация — одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь в VII в. н. э., а ее колыбелью была Аравия. Религиозные основы будущей цивилизации заложил Мухаммад (570-632).
Со временем ислам проник в Тропическую Африку, в страны Южной и Юго-Восточной Азии и другие районы мира. Современный мир ислама значительно шире арабского мира. В его рамках различают субкультуры (варианты цивилизации): арабскую, тюркскую, в частности, турецкую, иранскую (или персидскую) и малайскую.
Огромна сфера воздействия культуры исламской цивилизации. Европейская медицина, география, математика и другие науки развивались под влиянием трудов арабских ученых. Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фирдоуси, Омар Хайям и др.), ученых (Авиценна — Ибн-Сина, Бируни), философов.
10.3.6. Негро-африканская цивилизация. При всем многообразии африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары сложилась своеобразная цивилизация — традиционная африканская культура, определенная система духовных и материальных ценностей. Сходные исторические, природные и экономические условия развития народов Тропической Африки определили много общих черт в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов банту, манде и др.
В чем проявляется самобытность африканской цивилизации, ее непохожесть на другие региональные цивилизации?
Прежде всего — в гармоничном сосуществовании с природой, полном симбиозе человека и природы, что составляет основу этой своеобразной цивилизации и определяет многое в традиционной африканской жизни — от особенности психологии людей до специфических типов хозяйства, нацеленных на охрану и умножение естественных источников существования. Огромную роль в развитии негро-африкан- ской цивилизации сыграла традиционная община — вековая форма организации крестьянской жизни с коллективной собственностью, привычной к коллективным отношениям, трудовой взаимопомощи и т.д.
Цивилизации Запада
Западноевропейская цивилизация. К цивилизациям Запада обычно относят:
♦ западноевропейскую;
♦ латиноамериканскую;
♦ православную.
Несмотря на все различия, их иногда объединяют в одну — христианскую, или западную. Они во многом противоположны цивилизациям Востока, отличаются относительной молодостью, особенно в сравнении с индуистской или китайской цивилизациями. Основы западноевропейской цивилизации как своеобразной культурно-исторической общности с единой судьбой в мировой истории были созданы в эпоху раннего средневековья. Это произошло в результате органического соединения наследия античного мира (цивилизации Древнего Рима), порожденного им христианства и культур варварских народов, разрушивших Римскую империю. Очень большое влияние на формирование этой цивилизации оказали разносторонние связи с культурой Востока.
Латиноамериканская цивилизация. Важнейшие особенности этой цивилизации определяются, прежде всего, тем, что она в значительной степени была порождена европейской колонизацией, вторжением европейских завоевателей, которые превратили весь этот огромный регион в «заповедное поле охоты на краснокожих» — коренных жителей Северной, Центральной и Южной Америки — индейцев. Это причинило большие потери доколумбовым культурам и цивилизациям майя, инков, ацтеков, других индейских народов.
Становлению самобытной латиноамериканской цивилизации способствовал и способствует в настоящее время происшедший здесь симбиоз разных культур — смешение индейской, европейской и негро- африканской цивилизаций в этом своеобразном латиноамериканском «котле», что сформировало оригинальные черты духовной жизни, элементы культуры (музыки, литературы, искусства и т.д.) народов Мексики, Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Кубы и других стран региона при всех существенных различиях между ними.
Православная цивилизация. Православная (восточ- но-европейская) цивилизация, распространенная преимущественно на большей части постсоветского пространства, отделена от западноевропейской линией, проходящей вдоль нынешней границы России с Финляндией, странами Балтии и отсекающей католические окраины Западной Украины и Западной Белоруссии от православных областей этих государств. Далее эта граница идет на запад, отделяя Трансиль- ванию, запад Румынии, от остальной части страны; затем она практически совпадает с границей между католической Хорватией (более 3Л верующих — католики) и православной Сербией, т. е. с исторической границей между Габсбургской и Османской империями.
Определяющую роль в формировании этой цивилизации исторически играла Россия— специфическая евразийская страна, служащая своеобразным мостом между западным и восточным мирами.
Черты характера русского народа, главного носителя православной цивилизации, сформировались не только под влиянием православной теологии и литургии, русской культуры (прежде всего — литературы), но и в результате несомненного воздействия цивилизаций других народов. В самой основе православной цивилизации заложены восприимчивость к чужому опыту, склонность к переменам, духовность, открытость к общечеловеческим интересам.
Огромное влияние на судьбы русского народа и русского государства оказала географическая среда.