Существуют два вида знакомства с картой Санкт-Петербурга: Путешествие по карте и ориентирование по карте.
Путешествие по карте протекает в условном плане, ребенок должен мысленно представить , узнать, сравнить, различить и соединить свои представления. Поэтому в работе по петербурговедению при знакомстве с картой города, важно фиксировать полученные представления метками: флажками, звездочка, бумажками –липучками, цветными маркерами, фиксация с помощью карточек-меток. При использовании карточек-меток карта оживает : путешествуем в зоопарк-крепим карточки-зверей, в порт – крепим флаги ( «все флаги в гости к нам»).
Алгоритм путешествия по карте.
Путешествие по карте:
Выбор пункта назначения.
Выбор транспортного средства передвижения.
- Пешеходная прогулка;
- Личный транспорт;( Театр, музей)
- Общественный транспорт; (Доим книги, Летний сад)
- Автобусная экскурсия ( обзорная экскурсия «Реки и мосты Санкт- Петербурга»),
3. Время.( Например:Выходной день). Определение маршрута по карте.
Маршрут – путь следования по карте. ( Разные пути следования по маршруту. Водный транспорт-катер- прокладывается водный путь. Наземный транспорт- прокладывается свой путь следования. Подземный путь следования – свой маршрут).
Прокладываем маршрут от точки А к точке Б. Выделяем на карте объект- конечный пункт следования . Используются метки. Можно использовать цветные маркеры, бумажки на липочке, один из элементов карты, обозначающий движение.
Высказывание предположений , что или кто может встретиться на пути следования, в данной местности. Или беседа , что дети знают о пункте назначения. ( Музее, площади, памятнике).
Само путешествие (с родителями в выходной день).
Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Путешествие по карте может сопровождаться чтением стихов, рассказом.
Детей 5-7 лет знакомят с картой города, формируют начальное представление о географии Санкт-Петербурга. Развивают умение ориентироваться по карте города. Знакомят с условными обозначениями. Учат читать карту-схему города.
Карты нужны для того, чтобы знать где, что находится. С их помощью можно сравнить разные места .В качестве постоянного материала нужны такие карты как: физическая карта, географическая карта, карта города, района, карта-путеводитель для знакомства с достопримечательностями. Прежде , чем приступить непосредственно к ПУТЕШЕСТВИЯМ ПО КАРТЕ, детей надо познакомить с условными обозначениями, местоположением нужных объектов ( скульптуры, храмы, музеи…), познакомить с символами для обозначения маршрута путешествия,дать представления об объектах , познакомиться со средствами передвижения. Провести предварительную работу.
Формы работы: чтение книг, рассматривание рассматривание иллюстраций, работа с картинками, книгами, работа со схемой, планом, составление маршрута, приготовление карточек –меток (звездочек, флажков или др.)
Путешествие по карте не игра, дети получают знания, умения,навыки, а не берут на себя роли и не выполняют игровых действий.
- Знакомство начинается с простого: «Найди все синее», Что обозначает? « Найди зеленое» .Что обозначает? и т.д. –Найди на карте место , где ты живешь. ( Найди свой дом). – Покажи на карте , где бывал с родителями. –Найди на карте первую постройку при царе Петре1. –Отметь на карте , где находится памятник Петру 1. – Найди на карте местоположение Летнего сада на карте города. –Покажи на карте Стрелку Васильевского острова. – Найди на карте станции метрополитена - Покажи на карте центр города и его окраины - Покажи на карте твое самое любимое место - Покажи на разных картах один и тот же объект
Можно сравнить две карты между собой. Чем отличаются, чем похожи. Или « На карте-схеме Санкт-Петербурга перепутаны местоположения памятников, зданий. Найди ошибку».
Отыскиваются на карте Санкт-Петербурга его достопримечательности и проводится работа по знакомству с каждым объектом на карте более подробно. В работе по знакомству с Санкт-Петербургом с использованием карт, планов и схем применяются:
- Транспорт на улицах города. – Составление плана Петропавловской крепости. - Составление карты музеев города -Составление маршрута речного трамвайчика ( Время стояния на причале, интервал движения) - Составление картыгостя города. Надо составить маршрут для знакомства с достопримечательностями Санкт-Петербурга. – Использование схематических зарисовок названий рек, островов для лучшего их запоминания на картах и планах. – Прогулка с родителями к Адмиралтейству по плану –схеме . – Составление плана Дворцовой площади после экскурсии . – Составление карты-схемы Летнего сада совместной прогулки с родителями. – Составление плана-схемы Заячьего острова. –Путешествие по архитектурным достопримечательностям города по карте. – Использование плана старинного здания для поиска спрятанного там клада. ( В старинных зданиях Санкт-Петербурга до сих пор находят замурованные в стены сокровища) -Составление плана Дворцовой площади. - Составление маршрута путешествия по реке Неве вдоль набережной для знакомства со сфинксами, львами. – Путешествие по карте «Дворцовая площадь»(Название, где находится, как добраться) - Составление своей карты путешествия по городу ( где побывал с родителями). - - Составление с родителями календаря путешествий на год с отметкой на карте ( какие музеи, театры, выставки посетят…)
Детям можно давать и контурные карты. Предложить закрасить голубым цветом водные артерии города, предложить отметить мосты. После Путешествия по карте закрепить полученные знания и навыки в игровой деятельности через игры:
«Что неправильно?» [например , на карте – схеме Санкт-Петербурга
перепутано местонахождение известных памятников , зданий , садов …
«Игры – путешествия» :
Игры – путешествия по карте города , микрорайона .
Разместить здания по карте .
Путешествие по карте – это исследовательская, познавательная деятельность, установление пространственных схем и отношений между объектами карты, целостное, полное представление о пространстве родного города и его географии.Надо больше привлекать родителей к знакомству с таким замечательным городом как наш. Где столько достопримечательностей. Государственный Эрмитаж – крупнейший музей страны, гигантское собрание памятников культуры и искусства с древнейших времен до наших дней.В Эрмитаже проводятся тысячи экскурсий и лекций . Однако большинство людей знакомятся с музеем самостоятельно. Планы Эрмитажа должны помочь посетителям при осмотре залов и выставок, сориентироваться в топографии зданий, дать краткую информацию о расположении выставок и наиболее значительных памятников, а также о маршрутах осмотра музея. А именно в этих вопросах огромную помощь могли бы оказать родители. Приведя в Эрмитаж на экскурсию свое чадо полюбоваться красотой , что неизменно оставит неизгладимый след в душе ребенка, родитель попутно может ознакомить ребенка с планом , планом выставки, которую ребенок увидит своими глазами, а значит и запомнит.Как пользоваться планами? 1. Необходимо соотнести изображение на схеме с расположением здания, в котором находитесь( или в направление которого движетесь).
2. Использовать ориентиры.
3.Схема поможет определить расположение на местности.
Уже говорила, существуют два вида знакомства с картой Санкт-Петербурга: первый- Путешествие по карте , второй- ориентирование по карте. Алгоритм Путешествия по карте приведен выше. Ориентирование по карте более сложный вид знакомства с картой.т.к. предполагает использование помимо карты еще и компаса. Если дети уже имеют представления о карте, то с компасом детей надо знакомить. Карта и компас тесно связаны. Они оба помогают ориентироваться. Дети уже имеют представление о ориентировании в пространстве:лево-право, вперед—назад. Компас ориентирует при помощи стрелок: юг-север, запад-восток. Ориентирование по карте . Алгоритм ориентирования.