Тема 3.2. Природный потенциал
I. Задание для самостоятельной работы
1. Используя рекомендуемые литературные источники, найти определения следующих понятий: невозобновляемые природные ресурсы; руда; месторождение; бассейн.
2. Представить в виде схемы структуру всех видов природных ресурсов России.
3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «Ресурсообеспеченность России»; «Диспропорции агроклиматических ресурсов РФ»; «Топливно-энергетические ресурсы России: состояние и перспективы использования»; «Экологическое состояние как фактор социально-экономического развития страны».
II. План семинарского занятия (1 час)
(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ)
1. Классификация природных условий и ресурсов России.
2. Размещение и экономическая оценка отдельных видов природных ресурсов.
3. Минерально-сырьевой потенциал.
4. Водные и лесные ресурсы страны.
III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы, при подготовке к занятию, необходимо также ориентироваться на источники периодической печати и Интернет;
- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;
- чётко усвоить структуру всех видов природных ресурсов имеющих распространение в России;
- при изучении ресурсного потенциала России особое внимание уделить разнообразию минеральных ресурсов, особенностям их размещения и объёмам.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика : учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.
2. Житников, В. Г. Размещение производительных сил : курс лекций / В. Г. Житников. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ, 2003. – 465 с.
3. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 1. Россия/ А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др.; под ред. В. И. Данилов-Данильяна – М.: Энциклопедия, 2004. – 960 с.
4. Экономическая и социальная география России: учебник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 672 с.
Дополнительная литература
1. Видянин, В. И. Экономическая география России : учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М., ИНФРА-М, 2005. – 324 с.
2. Российский статистический ежегодник. 2009: статистический сборник / пред. редколлегии В. Л. Соколин. – М.: Росстат, 2009. – 795 с.
3. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Сколько месторождений полезных ископаемых открыто к настоящему времени в России?
2. Сколько мировых разведанных запасов железных руд (в %) приходится на РФ?
3. Сколько составляет, по существующим оценкам, валовая ценность разведанных и оценённых запасов полезных ископаемых нашей страны в ценах мирового рынка?
4. Какое место в мире занимает Россия по запасам природного газа?
5. Назовите крупнейшие угольные бассейны страны.
6. Назовите крупнейшие районы залежей бокситов в России.
7. Назовите крупнейшие месторождения никеля.
Тема 3.3. Демографическая ситуация и трудовой потенциал
I. Задание для самостоятельной работы
1. Дайте определения ключевым понятием: динамика численности населения; плотность населения; коэффициенты рождаемости и смертности; естественное и механическое движение населения; поло-возрастная структура; нация и этнос; ЭАН; урбанизация, город, агломерация.
2. На контурной карте выделить районы с различной плотностью населения, показать основные потоки миграции, отметить города-миллионеры.
3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «Динамика численности населения России»; «Особенности естественного и механического движения населения страны в новом тысячелетии»; «Процессы урбанизации в РФ»; «Трудовой потенциал России».
II. План семинарского занятия (1 час)
(очная, заочная формы обучения)
1. Численность населения Российской Федерации, её динамика и проблемы.
2. Размещение населения.
3. Урбанизация и связанные с ней проблемы.
4. Этнический, языковой, религиозный и социальный состав населения России.
5. Трудовые ресурсы. Территориальные различия в обеспеченности и использовании трудовых ресурсов.
III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы, о подготовка к занятию должна ориентироваться не только на предлагаемую учебную литературу, но и на источники периодической печати и Интернет;
- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;
- при оценке размещения населения необходимо обратить внимание на исторические особенности расселения по территории страны;
- при подготовке к третьему вопросу семинара надо обратить внимание на существующие в настоящее проблемы роста городов:
- в пятом вопросе необходимо обратить внимание на изменение показателя занятости ЭАН в отраслях хозяйственного комплекса страны.
IV. Рекомендуемые источники
1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика : учеб. пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.
2. Житников, В. Г. Размещение производительных сил : курс лекций / В. Г. Житников. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ, 2003. – 465 с.
3. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 1. Россия / А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др.; под ред. В. И. Данилов-Данильяна – М. : Энциклопедия, 2004. – 960 с.
4. Экономическая и социальная география России : учебник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Дрофа, 2005. – 672 с.
Дополнительная литература
1. Видянин, В. И. Экономическая география России : учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 324 с.
2. Российский статистический ежегодник. 2009 : статистический сборник / пред. редколлегии В. Л. Соколин. – М.: Росстат, 2009. – 795 с.
3. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья : пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой. – М. : Дрофа, 2004. – 576 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какое место в мире занимает Россия по численности населения?
2. Что являются самой распространенной причиной смертности в РФ?
3. В каких параметрах определяется в настоящее время средний размер семьи в России?
4. Какова средняя плотность населения страны?
5. Какие виды миграции существуют?
6. Какова доля городского населения РФ?
7. Перечислите города-миллионеры России.
8. Назовите основные функции городов.
9. Дайте определение классификации городов по людности.