Огоньки-откровения (конфликтные).

Откровенный разговор – один из труднейших огоньков, как для детей, так и для вожатого. Для детей – потому, что у большинства из них не было опыта такого разговора, и ребятам бывает трудно оценить поступки другого человека, свои поступки и рассказать о том, что ты действительно думаешь о своем товарище и узнать правду о себе. Вожатому трудно создать атмосферу доброжелательности, чтобы огонек не превратился в место сведения счетов и взаимных обвинений.

«Шляпа». Обсуждение проблемных ситуаций в отряде. На листочках пишутся вопросы к детям, которые накопились за несколько дней. Каждый ребенок вытаскивает из шляпы вопрос и говорит о своем отношении к данной проблеме.

«Зеркало». Перед началом огонька каждый ребенок заготавливает себе рамку «зеркала». Для этого берется лист бумаги и делится на две части. В левой части ребенок составляет список своих положительных и отрицательных качеств. Затем эта половинка закрывается. Листы подписываются и раскладываются по кругу. Каждому ребенку предлагается пройти по кругу от одного «зеркала» к другому и вписать на правую половинку листа те качества, которыми, по его мнению, обладает хозяин «зеркала». Вернувшись к своему «зеркалу», ребенок может сравнить свою самооценку с мнением ребят.

«Круг молчания – 1». Участники огонька сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие эмоционального напряжения, снятие конфликта.

«Письмо другу». Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника) – переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

«Разговор с попутчиком». Ситуация: закончилась смена, вы едете домой. Нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.

«Разговор со свечой». Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, «скребущие душу», «крик души», достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. Внимание акцентировано на проблеме в отряде. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

«Электрический стул». Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст, в случае его некорректности по отношению к человеку).

«Я не понимаю…». Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом: «Я не понимаю, почему?..». Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.

«Самое важное слово». У каждого была такая ситуация, в которой мы поступали не так, как хотелось бы. Не сделали, не сказали что-то важное. У участников есть возможность вспомнить такую ситуацию, заново пережить ее, и произнести вслух то слово, которое изменило бы ту ситуацию.

«Черный и белый стул». Каждый ребенок, по своему выбору, может сесть или на «белый» или на «черный» стул. На «белом» о нем будут говорить только хорошее, на «черном» – будут обсуждаться только недостатки, плохие черты его характера. Нельзя касаться физических недостатков ребенка.

«Ложка дегтя». Необходимо подготовить карточки с описа­нием отрицательных качеств (характеристик, свойств) человека. Карточки складываются в конверт. Ведущий предлагает желающим (или каждому) вытянуть из конверта по одной карточке, представить, что перед вами находится человек, обладающий тем отрицательным качеством характера, которое описано на карточке. Попробуйте сказать воображаемому человеку всё, что вы о нём думаете, о тех чувствах, которые он в вас вызывает, посоветуйте ему путь исправления.

Расскажи мне обо мне.

Цель: подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива.

Описание: традиционная форма последнего прощального огонька в отряде. Этот огонек является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать «свободный микрофон». Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе.

В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.

Анализ дня.

1. Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.

Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

2. Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.

3. Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде как личности. Имеется возможность диалога.

Орлятские песни

Перевал.

Просто нечего нам больше терять

Все нам вспомнится на страшном суде

Эта ночь легла как тот перевал

За которым исполненье надежд

Просто прожитое прожито зря – не зря,

Но не в этом, понимаешь ли, соль.

Слышишь, падают дожди октября.

Видишь, старый дом стоит средь лесов.

Мы затопим в доме печь, в доме печь,

Мы гитару позовем со стены.

Просто нечего нам больше беречь,

Ведь за нами все мосты сожжены.

Все мосты, все перекрестки дорог,

Все прошептанные тайны ночи,

Каждый сделал все, что смог, все, что смог,

Но об этом помолчим, помолчим.

Пусть Луна взойдет оплывшей свечой,

Ставни скрипнут на ветру, на ветру.

Ах, как я тебя люблю горячо,

Годы это не сотрут.

Мы оставшихся друзей соберем,

Мы набьем картошкой старый рюкзак.

Люди спросят: «Что за шум, что за гам?»

Мы ответим просто так, просто так.

Просто нечего нам больше терять

Все нам вспомнится на страшном суде.

Эта ночь легла, как тот перевал,

За которым исполненье надежд.

Видно прожитое прожито зря – не зря,

Но не в этом, понимаешь ли, соль.

Слышишь, падают дожди октября.

Видишь, старый дом стоит средь лесов.

Слышишь, падают дожди октября.

Видишь, старый дом стоит средь лесов.

Алые паруса.

У синего моря,

Где бушуют бураны,

Жила там девчонка,

С именем странным.

И часто бывала

Она на просторе,

В мечтах уплывала

За синее море

Алые паруса… Ассоль!

Алые паруса… Плюс Грей!

Алые паруса, паруса…

Ассоль плюс Грей равно любовь!

А там за морями,

За синею чертою,

Жил парень отважный

С открытой душою.

Мечтал он о море,

О странствиях дальних,

Мечтал о походах

В дальние страны.

И вот как-то ночью,

Когда все уснули,

На небе зажглись

Миллионы огней.

И этой же ночью

Случилося чудо

Тот парень с девчонкой

Влюбились друг в друга!

Ты да я, да мы с тобой.

Ты да я, да мы с тобой…

Ты да я, да мы с тобой…

Здорово, когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку,

То уже давно на кусочки

Развалилась бы, наверное, Земля.

Ты да я, да мы с тобой…

Ты да я, да мы с тобой…

Землю обойдем, потом махнем на Марс

Может у оранжевой речки

Там уже грустят человечки

Оттого, что слишком долго нету нас.

Может у оранжевой речки

Там уже грустят человечки

Оттого, что слишком долго нету нас.

Ты да я, да мы с тобой…

Ты да я, да мы с тобой…

Нас не разлучит ничто и никогда.

Даже если мы расстаемся,

Дружба все равно остается,

Дружба остается с нами навсегда.

Даже если мы расстаемся,

Дружба все равно остается,

Дружба остается с нами навсегда.

Ты да я, да мы с тобой…

Ты да я, да мы с тобой…

Ты да я, да мы с тобой…

Оркестр.

Мы все знакомы очень давно

Хоть и нечасто, но все-таки случалось:

Смотрели мы в одно окно

И иногда даже получалось.

Не забывайте, что мы все вместе!

Не забывайте, что мы друзья!

Не забывайте, что мы оркестр!

Не забывай, что ты – это я!

Мы все взрослеем

Это не изменить…

Уходит детство в никуда.

У нас у всех тревоги свои,

Но мы же вместе навсегда.

Не разойтись нам никогда.

На небе встретимся мы снова.

Ведь мы же все с тобой друзья

У нас у всех одна дорога.

Изгиб гитары желтой.

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Качнется купол неба большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись!

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись.

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Качнется купол неба большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

План-сетка на 21 день

День.

8:00 Подъем

8:30 Водные процедуры и зарядка на 15 минут

9:00 Завтрак

9:30 Уборка всех комнат, проверка всех комнат

10:00 Знакомство с лагерем, рассказ о тематике смены

12:00-12:30 Обед, один вожатый идет накрывать

13:00 Свободное время

14:00-16:00 Тихий час

16:15 Полдник

17:00 Игра на знакомство «Визитки»

18:00-18:30 Ужин

19:00 Лагерное мероприятие. Если мероприятия нет, то игра «Комплимент». Перед началом все участники становятся в круг. Затем первый игрок начинает с комплимента своему соседу. Только комплимент должен начаться на первую букву имени того человека, которому он адресован. Тот, кто не сможет придумать комплимент, выбывает. Побеждают те, кто смог назвать наибольшее кол-во комплиментов.

20:00-22:30 Подготовка к дискотеке

21:00 Дискотека в стиле «Не стесняйся, танцуй»

22:00 Свечка «Расскажи мне о себе»

23:00 Отбой

День.

Утро: подъем, зарядка, водные процедуры, уборка в комнатах, завтрак. Утреннее мероприятие «Выборы в лагере» (выбор органов самоуправления, название отряда, девиза, эмблемы). Подготовка к открытию смены, репетиция. Оформление отрядного уголка.

Игра «Мой напарник». Дети разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Потом все садятся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике.

День: обед, тихий час, свободное время, полдник.

Вечер: ужин, открытие смены, представление всех отрядов. Настольные игры (шахматы, шашки).

«Художественная эстафета» (2 ватмана, 2 маркера, 2 стенда, секундомер). Играющие делятся на две группы. Задача групп: быстрее соперника нарисовать животное/предмет за определенный отрезок времени. Правило: каждый человек имеет право нарисовать лишь одну линию.

Сонник и дискотека (наряжаться в зависимости от названия отряда и тематики отряда).

Свечка (рассказ легенды).

День.

Утро: подъем, зарядка, водные процедуры, уборка в комнатах, завтрак. Утреннее мероприятие – конкурс рисунков на асфальте на тему «Моя семья или мой любимый герой, моя любимая сказка, мое любимое животное». Подведение итогов.

Обед, свободное время, тихий час, полдник.

Вечер: ужин, «Охотники и утки/Вышибалы»

Сонник и дискотека «В спортивном зале»

Свечка (рассказ о пройденном дне).

День.

Утреннее мероприятие – футбол (мальчики) и волейбол (девочки). Соревнования. Подготовка к лагерным мероприятиям.

Вечернее мероприятие – игра «Да-Нет-Не знаю». Ведущий готовит ряд вопросов-утверждений, а участникам предлагается отвечать, вставая на места, обозначенные табличками «Да», «Нет» и «Не знаю». После того как все определились в выборе позиции, участники могут объяснить, почему ответ именно такой (начиная с меньшей группы). В процессе высказывания мнений участников некоторые переходят из одной группы в другую. Тогда ведущий требует обосновать изменение своего мнения.

Фильм, свечка (звезды откровений).

День.

Утро: проведение конкурса «Что ты ждешь от лагеря». Дети пишут рассказы или рисуют. Дается час. После желающие могут зачитать рассказ.

Вечернее мероприятие: игры по станциям.

«Паутина». Между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Группа находится по одну сторону от паутины. Задание: пролезть всей группе сквозь паутину. Правила: сквозь одну ячейку можно пролезть только один раз, обходить паутину нельзя, веревок не касаться. При касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой с самого начала.

«Квадрат». На земле начерчен квадрат. Задание: уместиться всей группой внутри квадрата. Когда задание выполнено, квадрат уменьшается. В квадрате нужно продержаться не заступая за линии 10 сек.

«Покрывало». Вся команда встает на покрывало. Необходимо не наступая на землю перевернуть покрывало. Если команда наступает на землю, упражнение начинается заново.

Дискотека в черном.

Свечка (рассказ о пройденном дне, легенда).

День.

Утро: выезд в бассейн или экскурсия.

«Гол – мимо!». Два ряда в автобусе выступают в роли двух команд. Если вожатый поднимает правую руку вверх, то первая команда кричит «Гол!». Если вожатый поднимает левую руку, то вторая команда кричит «Мимо!».Если подняты обе руки – обе команды кричат «Ура!».

Шуточные вопросы:

1. Чем больше ковыряешь, тем больше становится – что это? (Дырка)

2. Кто под проливным дождем не намочит волосы? (Лысый)

3. Почему львы едят сырое мясо? (Потому что не умеют готовить)

4. Кем ты станешь в двадцать лет? (Двадцатилетним человеком)

5. Как удвоить кол-во ваших денег? (Посмотреть на них в зеркало)

6. Может ли петух назвать себя птицей? (Он не умеет говорить)

7. Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)

8. В каком случае 6 детей и 2 собаки, забравшиеся под зонт, не намокнут? (В отсутствие дождя)

9. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка)

10. Что нужно сделать, встретив во сне тигра? (Проснуться)

Вечернее мероприятие: изучение орлятских песен.

Дискотека в белом.

Свечка (огоньки основного периода)

День.

День.

День

День.

Утреннее мероприятие – Мистер нашего отряда.

Вечернее мероприятие – Посиделки с лагерем, пение орлятских песен.

Дискотека «Самый дружный отряд»

Свечка «Что такое дружба». Легенда о вражде племен.

День.

Утро: Игра «Тише-громче». Ребята садятся в круг. Водящий отворачивается от круга. У кого-нибудь из членов группы прячут предмет. Задача водящего: найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному и наоборот.

Конкурс «Разминка»:

1. Сколько будет 2+2*2?

2. Назовите местоимения, которые мешают водителям на дороге. (Я-мы)

3. Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

4. Назовите слова, в которых сто одинаковых букв. (стон, стол, стоп, стой)

5. С птицы начинается, зверьком кончается, как город называется? (Воронеж)

6. Что легче: пуд железа или пуд снега?

7. Что нужно делать, когда видишь зеленого человечка? (Переходить улицу)

8. Мяукает, а не кошка. (Кот)

9. Что не влезет в самую большую кастрюлю? (Ее крышка)

10. Как правильно писать: перепонная барабанка или перепончатая барабанка?

Вечернее мероприятие: игра «Зеленая пятка». Одному из сотрудников лагеря пятку мажут зеленкой. Задача ребят - найти этого человека с зелёной пяткой. Для усложнения задания все сотрудники в этот день обязательно надевают носки (можно даже не одну пару). Чтобы сотрудник снял носок, дети должны выполнить его указания: к примеру, отжаться, ответить на вопросы по Библии, принести воды для чая и т.п. Игра проходит в течение всего дня. Группы, которые нашли "зеленую пятку", побеждают. Или же побеждает группа, которая найдет первой.

Дискотека, ставим ваши любимые песни.

Свечка (как прошел мой день).

День.

Утро: спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол).

Вечер: ставим сказку «Золушка», готовимся, репетируем, распределяемся по ролям, находим декорации.

Дискотека в стиле «Любимый сказочный герой».

Свечка «Конверт откровений». На предложенных листочках до начала свечки дети пишут по просьбе вожатого волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.

День.

Утро: ставим сказку «Золушка», после обсуждаем данное мероприятие.

Вечер: Игра «Сафари». Некоторые дети переодеваются в зверят и прячутся, а остальные дети должны найти их и принести в зоопарк.

Дискотека «Лесные зверята»

Свечка (рассказ легенд). Легенда о ландышах.

День.

Утро: «чемпионат по волейболу».

Вечер: игра «Маски». Ведущий загадывает какого-нибудь персонажа (звезду, политика, общего знакомого). Придумав себе героя, ведущий говорит: «Я вовсе не Name. Name – это просто маска. А на самом деле я …». После этого водящий сообщает 3-5 подсказок насчет загаданного им лица. Когда все подсказки даны, остальные игроки по очереди могут задавать вопросы о загаданном персонаже. Эти вопросы могут быть любыми, на которые можно ответить «да/нет». Если игрок называет персонажа ошибочно, то он выбывает из игры.

Дискотека «Кем я хотел бы быть»

Свечка (рассказ о пройденном дне).

День.

Утро: «Рыбы, птицы, звери»

Вечер: спортивные игры.

Фильм

День.

Целый день играем в игру «Киллер». Дети должны придумать фильм про свой отряд, каждый должен быть задействован.

Вечернее мероприятие: постановка фильма.

Дискотека «Русских песен».

Свечка «Расскажи мне обо мне».

День.

Утро: конкурс детективных рассказов. Возможные темы: «Лета могло не быть», «Картины на снегу», «Тайна черного кота». Для сочинения рассказов ребята объединяются в пятерки. В день конкурсного вечера читают для всех, в том числе ля жюри.

Вечер: Веревочный курс, чтобы узнать, сплотился ли коллектив.

Дискотека «Ты должен станцевать с каждым из твоего отряда»

Свечка «Задуваем свечку». «А сейчас я раскрою вам один секрет: я уже говорил, что свечка, стоящая в центре круга, обретает особые свойства. На самом деле она умеет исполнять желания. Загадайте желание, а потом мы все вместе задуем свечку, и наши желания исполнятся. Только дружно. На счет три».

День.

Утро: расскажи сказку. Ребята сидят в кругу.

Ведущий произносит первую фразу, которая является началом сказки. Следующий участник говорит следующее предложение, логично продолжая начатое повествование.

Посиделки с отрядом «Сосиски».

Свечка «Чем стал отряд для меня за эту смену?» Анализ дня.

День.

Утро: каждый делает каждому подарок.

Вечер: волейбол.

Дискотека «Пираты»

Свечка (обсуждение по микрогруппам)

День.

Утро: сборка вещей, конкурс «Самая чистая комната»

Вечер: раздача подарков каждому.

Дискотека «Прощай лагерь»

Свечка «Легенда о сердце»

День.

Утро: уборка в комнатах.

Дети уезжают.

Наши рекомендации