Тема: «Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира»

Цель:Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки уровня и качества жизни населения в разных странах и определения влияния этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.

Литература:1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

2.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3. В.П. Максаковский. Атлас. Экономическая и социальная география мира, с.16, 17, 36.

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:

Страна Уровень социально-экономического развития (размер ВВП на душу населения) Наличие\отсутствие экологических проблем Средняя продолжительность жизни
Япония      
Швеция      
Россия      
Индия      
Руанда      

- Сделайте сравнительный анализ данных, внесенных вами в таблицу.

- Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «производственная сфера», «не­производственная сфера».

2. Какова тенденция изменения числа занятых между сферами хозяйства?

3. Почему в эпоху НТР изменилось соотношение между произ­водственной и непроизводственной сферами?

Тем не менее в занятости населения в сферах материального и нематериального производства существуют региональные и меж­отраслевые различия.

4. В тетради вычертите таблицу «Отраслевая структура хозяйства». В графах таблицы знаком выделите сферу, а затем ту отрасль про­изводственной и непроизводственной сфер, для которой, по ваше­му мнению, характерно наибольшее число занятых в экономичес­ки развитых и развивающихся странах.



Отраслевая структура хозяйства Экономически развитые страны Развивающиеся страны
Производственная сфера:    
промышленность    
сельское хозяйство    
транспорт    
торговля, снабжение, общественное питание    
Непроизводственная сфера:    
услуги в их традицион­ном понимании    
информация, наука, управление, финансы, образование, здраво­охранение, культура    
принятие высших управленческих решений    

5. Объясните выявленные различия.

Практическое занятие №16

Тема: «Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах

И регионах мира.»

Цель:Проверить и оценить знания основных вопро­сов темы (естественное движение населения, состав, трудовые ре­сурсы, экономически активное население).Научиться сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источни­ки информации.

Литература:1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

2.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3. В.П. Максаковский. Атлас. Экономическая и социальная география мира, с.16, 17, 36.

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Вариант 1.

Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства населения.

1. Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.

2. Сравнить доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.

3. Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.

  Страна   Численность населения   Естественный прирост   Возрастной состав   Половой состав   Занятость населения  
в промышлен- ности в сельском хозяйстве в сфере услуг
               

Вариант 2.

- Дать оценку общей численности населения страны (по выбору). Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

- Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране.

- Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности

Вариант 3.

- Дать оценку общей численности населения страны (по выбору). Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

- Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране.

- Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет.

- Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и сельского населения

- Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны.

Статистические материалы для практической работы

Страна Численность населения Естественный прирост (кол-во чел. на 1000 жителей) Возрастной состав Доля городского населения Занятость
В промыш- ленности В сельском хозяйстве В сфере услуг
Бразилия 192,5 млн. 11,43 0-14 – 26,3% 15-64 – 57% 65 и старше - 6,7% 83,1 % 14% 20% 66%
Франция 65,4 млн. 4,25 0-14 – 18,6% 15-64 – 65% 65 и старше-16,4% 77 % 24,4% 4,1% 71,5%
Монголия 2,7 млн. 14,64 0-14 – 27,9% 15-64 – 68,4% 65 и старше – 3,7% 60,2% 10% 42% 48%

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «трудовые ресурсы», «экономи­чески активное население».

2. Дайте сравнительную оценку трудовых ресурсов двух стран или регионов мира по выбору по предложенному плану (необхо­димые для работы источники информации: текст учебника, карты атласа и т. д. отберите самостоятельно).

3. Статистические показатели и краткие выводы запишите в виде таблицы.

План сравнения Сравниваемые страны (регионы) Вывод о существующих различиях в трудовых ресурсах стран (регионов) мира, факторах, их определяющих
1. Численность населения    
2. Естественный прирост    
3. Возрастной состав    
4. Половой состав    
5. Обеспеченность трудовыми ресурсами    
6. Доля экономически активного населения    
7. Распределение экономически активного населения между отраслями и сферами хозяйства    
8. Качественный состав    

Практическое занятие №17

Наши рекомендации