Тема: «Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира»
Цель:Выявить и объяснить особенности расселения населения в различных странах и регионах мира.Учиться в процессе самостоятельной работы с различными источниками географической информации выявлять и объяснять особенности процессов и явлений.
Литература:1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.
2.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
3. В.П. Максаковский. Атлас. Экономическая и социальная география мира, с.16, 17, 36.
Критерии оценки
5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя
3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;
2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.
Ход занятия:
Используя карты атласа «Естественный прирост населения», «Состав населения по полу», статистические показатели форзаца учебника, текст учебника на страницах 71-74, дать сравнительную характеристику состава и структуры населения разных регионов Земли на примере 2 стран (по выбору). Работу выполнить в табличной форме.
Примерный план:
1. Численность населения и районы с наибольшей плотностью.
2. Естественный и механический прирост населения.
3. Возрастной и половой состав населения.
4. Занятость населения, доля городского и сельского населения.
5. Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами
Допускается провести этот вариант практической работы по группам. Каждая группа характеризует население страны, отличающейся по типу воспроизводства населения, по уровню экономического развития. После окончания работы проводится сравнение полученных данных, выделяются причины, обусловливающие недостаток с трудовыми ресурсами в некоторых зарубежных странах.
Практическое занятие №14
Тема: «Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира»
Цель:Работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.
Литература:1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.
2.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
3. В.П. Максаковский. Атлас. Экономическая и социальная география мира, с.16, 17, 36.
Критерии оценки
5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя
3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;
2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин
Ход занятия:
1. Используя учебник, внимательно рассмотрите половозрастные пирамиды стран разных типов;
2. Определите различия в средней продолжительности жизни, соотношении мужского и женского населения и основных возрастных групп;
3. Назовите причины выявленных различий;
4. Чем объясняются ”изъяны” населения в половозрастной пирамиде Германии в различных возрастных группах;
5. Начертите половозрастные пирамиды Индии и Германии в 2030 году с учётом увеличения средней продолжительности жизни на 5 лет и стабилизации главных показателей воспроизводства населения (рождаемости, смертности и естественного прироста);
6. Как изменится форма половозрастных пирамид и какие изменения произойдут в половом, возрастном составе этих стран ?
7. Сделайте вывод об изменении численности и возрастного состава населения в странах различных типов воспроизводства населения.
Используя материал учебника, заполните таблицу:
Демографическая политика.
Страны первого типа воспроизводства населения | Страны второго типа воспроизводства населения | |
Характерные черты естественного движения населения | ||
Примеры стран (по пять) | ||
Цель демографической политики | ||
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики |
Контрольные вопросы:
Последовательность выполнения работы
1. Дайте определения понятиям «миграция», «иммиграция», «эмиграция».
2. Пользуясь текстом учебника на с. 55—56 (пункт 2), на контурной карте укажите главные страны и регионы иммиграции и эмиграции населения.
3. Стрелками покажите направления миграций.
4. Условные знаки легенды карты придумайте самостоятельно.
5. На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, объясните причины миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства.
Практическое занятие №15