Барнаульский кооперативный техникум

Барнаульский кооперативный техникум

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «ГЕОГРАФИЯ»

Специальность

Барнаул, 2016 г

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Темы практических занятий Количество часов
Практическое занятие № 1 «Ознакомление с географическими картами различной тематики»
Практическое занятие №2 «Нанесение основных географических объектов на контурную карту»
Практическое занятие №3 «.Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы»
Практическое занятие №4 «Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов»
Практическое занятие № 5 «Использование статистических материалов и геоинформационных систем»
Практическое занятие №6 . «Ознакомление с политической картой мира»
Практическое занятие №7 «Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов»
Практическое занятие №8 «Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населении.»
Практическое занятие №9 «Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития»
Практическое занятие №10 «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.»
Практическое занятие №11 «Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения»
Практическое занятие №12 «Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.»
Практическое занятие №13 «Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира»
Практическое занятие №14 «Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира»
Практическое занятие №15 «Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира»
Практическое занятие №16 «Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира»
Практическое занятие №17 «Сравнительная оценка культурных традиций различных народов»
Практическое занятие №18 «Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства»
Практическое занятие №19 «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
Практическое занятие №20 «Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.»
Практическое занятие №21 «Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства»
Практическое занятие №22 «Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира»
Практическое занятие №23 «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.»
Практическое занятие №24 «Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда»
Практическое занятие №25 «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России»
Практическое занятие №26 «Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России»
Практическое занятие №27 «Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества»
Практическое занятие №28 «Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества»

Практическое занятие № 1

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин

Ход занятия:

1.Изучить «визитную карточку» стран мира по учебнику (Баранчиков Е.В.)

Задание 1. Записать названия регионов мира.

Задание 2.Дать краткую характеристику регионов мира.

Контрольные вопросы:

Источники географической информации – это…

Способы получения информации – это…

Представление географической информации – это…

Практическое занятие №2

На контурную карту»

Цель:Развитие умений комплексного использования карт различной тематики с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов.

Литература:1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

2.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3. В.П. Максаковский. Атлас. Экономическая и социальная география мира, с.16, 17, 36.

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин

Ход занятия:

Работа с контурной картой.

С помощью карт атласа выполнить предложенные задания:

- Изучить физическую карту материка Северная Америка, отметить на контурной карте основные географические объекты – крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подписать названия морей и океанов, которые омывают берега материка.

- Изучить карту «Минеральные ресурсы», нанести на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки.

- Изучить карту «Добывающая промышленность мира», нанести на контурную карту основные центры добывающей промышленности Северной Америки, подписать их названия.

- Сделать выводы о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады.

Практическое занятие №3

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин

Ход занятия:

С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания:

Вариант 1:

- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения нефти.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче нефти, обозначьте их границы на контурной карте.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления нефти, обозначьте их на контурной карте.

- Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления.

Вариант 2:

- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения природного газа.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной карте.

- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте.

- Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его потребления.

Практическое занятие №4

Тема: «Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов»

Цель: Развитие умений комплексного использования карт различной тематики с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов.

Литература:1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

2.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3. В.П. Максаковский. Атлас. Экономическая и социальная география мира, с.16, 17, 36.

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Работа с контурной картой.

Задание:1Прочитайте текст на с. 9. Какие государства считаются суверенными? Остальные государства — колонии, несамоуправляющиеся территории. .

Задание:2.Найдите эти страны на политической карте.

Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен.

Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик.

Латинская Америка: Гаити.

Задание:3.Прочитайте текст на с. 13, п 5 «Страны с переходной экономикой».

Какие страны относятся к этой группе?

Страны мира группируют по разным признакам: по площади (страны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).

Практическое занятие № 5

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Задание.Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.

Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ – начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия – Москва; Украина – Киев; Белоруссия – Минск; Молдавия – Кишинев; Грузия – Тбилиси; Азербайджан – Баку; Армения – Ереван; Казахстан – Астана; Киргизия – Бишкек; Туркмения – Ашхабад; Таджикистан – Душанбе; Узбекистан – Ташкент; Эстония – Таллинн; Латвия – Рига; Литва – Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия – Белград; Хорватия – Загреб; Черногория – Цетинье; Македония – Скопье; Словения – Любляна; Босния и Герцеговина – Сараево.

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия – Прага; Словения – Братислава.

Задание 3.Составьте картосхему ранее существовавшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), на которой покажите границы вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц.

Задание 4.Для выполнения задания используйте контурную карту мира.

На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.

Задание 5.Для выполнения задания используйте данные таблицы №1.

Постройте круговую диаграмму соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Для этого сумму запасов железных руд первой пятерки надо принять за 100%, а затем вычислить долю каждой страны и отметить соответствующий сектор в круговой диаграмме. Отдельные секторы необходимо выделить определенными цветами или видами штриховки. Составьте легенду к диаграмме.

Практическое занятие №6 .

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.

Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира”.

Используя учебник и дополнительную литературу, заполните таблицу , приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.

Форма правления Унитарные государства Федеративные государство
Президентская республика    
Парламентская республика    
Конституционная монархия    
Абсолютная монархия    
Абсолютная теократическая монархия    
Государства Британского Содружества    

Контрольный вопрос:

Проанализируйте таблицу 2 в «Приложениях» . Используя свои знания по истории, объясните , почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и в зарубежной Азии, а в Северной Америке их вообще нет.

Практическое занятие №7

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин

Ход занятия:

1. Используя материалы периодической печати, радио- и телепередач, приведите примеры, иллюстрирующие изменения, происходящие на политической карте мира.

2. Используя карты, справочную литературу, дайте описание поли­тико-географического положения одной из стран мира по плану:

3. Общие сведения о политической ориентации страны на современном этапе: участие страны в политических, военно-политических и экономических организациях.

4. Экономическая и политическая оценка государственных гра­ниц:

а) уровень экономического развития соседних стран;

б) принадлежность соседних стран к политическим блокам.

5. Положение относительно основных линий коммуникаций (транспортных путей).

6. Положение относительно ближайших очагов международных и внутренних конфликтов — «горячих точек» планеты:

а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;

б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

в) позиция правительства страны в вопросах международной разрядки, разоружения.

7. Общая оценка политического положения страны.

Сделайте вывод о возможности изменения политико-географиче­ского положения страны.

Практическое занятие №8

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин

Ход занятия:

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Дать характеристику политико- географического положения страны:

Экономико-географическое положение страны(ЭГП)-это положение объекта по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам.

План характеристики ЭГП:

1.Политическая и экономическая оценка государственных границ:

А) уровень экономического развития соседних стран;

Б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;

В) стратегическая оценка государственной границы.

2.Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

А) возможность использования морского и речного транспорта;

Б) торговые отношения с соседними странами;

В) обеспеченность страны сырьем.

3. Отношения к «горячим точкам планеты»:

А) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;

Б) отношение правительства страны к международной разрядке и разоружению.

4. Общая оценка политического положения страны.

Задание №2: работа с контурной картой и атласом мира.

Нанести на контурную карту :

Наименее развитые страны (не менее 7);

Страны переселенческого капитализма;

Страны большой «семерки»;

Страны с монархической формой правления (не менее 5).

Практическое занятие №9

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Анализируя карты атласа, текст учебника преподаватель знакомит учащихся с типологией стран, основанной на экономических показателях.

Преподаватель информирует учащихся о том, что страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? Учащимся предлагается найти ответ в сноске на странице 11 учебника. (Валовой внутренний продукт — показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.) Граница между развитыми и разви­вающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу на­селения.

По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, а также Сянган (до 2007 Гонконг). Пока Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран, но она очень влиятельный член мирового сообщества в политических вопросах. Именно поэтому Россия, наряду с группой 7 экономически развитых государств, входит в состав стран «большой восьмёрки».

Учащимся предлагается нанести на контурную карту и выделить определённым цветом следующие подгруппы стран мира:

В группе экономически развитых стран:

1. Подгруппу экономически развитых стран, на долю которых приходится около 50% мирового валового продукта и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции, образующих группу стран «большой семёрки» (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада).

2. Подгруппу менее крупных стран Западной Европы, политическая и экономическая мощь каждой из которых не столь велика, но в целом в мировой экономике и политике роль этой группы стран неуклонно увеличивается.

3. Подгруппу внеевропейских стран, бывших переселенческих колоний (доминионов) Великобритании, отличающихся определённым своеобразием политического и экономического развития, которые фактически не знали феодализма (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. Обычно к этой группе причисляют и Израиль).

В группе развивающихся стран:

1. Подгруппу ключевых стран-лидеров (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Мексика), обладающих большим природным, экономическим, людским потенциалом.

2. Вследствие многочисленности, в подгруппе развивающихся стран, достигших относительно высокого уровня экономического и социального развития, с душевым показателем ВВП более 1 тысячи долларов в год, выделяются выборочно страны Латинской Америки – Аргентина Уругвай, Чили, Венесуэла.

3. Подгруппу новых индустриальных стран «НИС». Это, упоминавшаяся ранее четвёрка стран, которые вследствие совершённого в 80-х и 90-х годах скачка в экономическом развитии получили название «азиатских тигров» (Республику Корея, Сингапур, Тайвань, Сянган. А также страны второго эшелона «НИС», получивших прозвище «азиатские драконы» (Малайзию, Тайланд, Индонезию).

4. Подгруппу нефтеэкспортирующих стран, имеющих душевой ВВП более 10 тыс долларов. В Юго-Западной Азии – Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Иран ОАЭ, в Северной Африке – Ливию, Алжир, В Латинской Америке – Венесуэлу.

Классические развивающиеся страны, отстающие в своём развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс долларов в год, цветом не выделяются.

Подобный подход к выполнению практической работы даёт возможность пробудить у учащихся интерес к познанию нового, способствует развитию инициативы и творчества. Время на выполнение работы не ограничивается рамками урока.

Практическое занятие №10

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чехлах платформ, а рудные - в фундаментах платформ и в складчатых областях.)

Задание: изучите карту атласа на странице № 4 «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.

Выполните задание № 6 на странице 10 рабочей тетради по географии к учебнику В.П. Максаковского. ( На контурную карту на стр. 8-9 кружками нанесены районы местонахождения наиболее крупных бассейнов минерального топлива и сырья. Определите, какие виды полезных ископаемых в них залегают. Впишите в эти кружки соответствующие условные знаки. По возможности подпишите также названия бассейнов. Проанализируйте полученную картосхему.).

Сделать вывод:

Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним краевым прогибам.

Основная часть угольных ресурсов приходится на северное полушарие – Азию, Северную Америку и Европу и сконцентрирована в 10 крупнейших бассейнах.

Основные запасы нефти и газа находятся в северном полушарии. По количеству нефтеносных бассейнов гигантов особо выделяется район Персидского залива. По количеству газоносных - Западная Сибирь в России.

Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения на­ходятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место — Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.

Рудные полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям. В таких областях нередко образуются огромные по протяжённости рудные пояса, связанные своим происхождением с глубинными разломами в земной коре Альпийско-Гималайский, Тихоокеанский пояса. Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, явля­ются странами - гигантами по площади. Наибольшими запасами железных руд обладают Россия, Китай, Украина, Австралия, Канада, Бразилия.

Бокситы — полезное ископаемое, которое является основным алюминиевым сырьем, состоящим из гидроокислов алюминия. Главные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибская) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай.

Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).

Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).

Контрольные вопросы:

1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Практическое занятие №11

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:

Последовательность выполнения работы

1. Изучив предложенные материалы печати, ответьте на вопросы:

· Какие ресурсы данного региона являются наиболее пер­спективными для хозяйственного использования?

· Каковы основные источники загрязнения Средиземного моря?

· Почему проблема загрязнения этою морского бассейна стоит наиболее остро?

· К каким последствиям привело и может привести в дальней­шем загрязнение Средиземноморья?

2. Составьте свой проект решения данной проблемы.

Справочная информация

Море лечится

В последние годы Средиземное море служило печальной ил­люстрацией к дискуссиям на экологическую тему: оно рисовалось своего рода свалкой для ряда государств Европы, Азии и Север­ной Африки. И вот наконец отрадные новости отмечает журнал «Вокруг света»: Средиземное море находится на пути к восстанов­лению. Еше 10 лет назад треть его пляжей считалась небезопасной для купальщиков, а 120 прибрежных городов выбрасывали в море отходы. Теперь же сильно загрязнена лишь 1/5 часть пляжей, при­чем эта доля неуклонно сокращается.

Одно из последних международных соглашений предписывает странам Средиземноморья создать защитные зоны для 500 видов животных, находящихся под угрозой исчезновения: сюда входят морские черепахи, тюлень-монах, сапсан и многие другие.

(По сообщениям печати)

Практическое занятие №12

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Преподаватель даёт учащимся понятие «ресурсообеспеченность». Ресурсообеспеченность –это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения. На показатель Ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина Запасов ресурсов (З), но и величина их добычи (Д). Ресурсообеспеченность определяется по формуле:Р=З/Д

Далее учащиеся на основе анализа имеющихся статистических материалов выделяют страны, наиболее обеспеченные природными ресурсами.

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы № 1. Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Таблица № 1

Страна Запасы угля (в млрд т) Добыча угля (в млн т) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)
США
Китай
Россия
ЮАР
Австралия
Германия
Индия
Украина
Великобритания
Казахстан

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспечен­ность углем в целом значительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Са­мые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью ис­пользуя данные таблиц учебника (блок № 7 на стр 126), таблицы 3 приложения, данные таблицы № 2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Таблица № 2

Страна Запасы нефти (в млрд.т) Добыча (в млн.т) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)
Саудовская Аравия 43,1
Ирак 16,7
ОАЭ 16,2
Кувейт 15,7
Иран 14,9
Венесуэла 10,3
Мексика 8,5
Россия 6,7
Китай 4,0
США 3,8

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3.Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы приложения № 4 учебника, данные блока № 7 на стр126, данные таблицы № 3.

Таблица № 3

Страна Запасы газа (в трлн м3) Добыча газа (в млрд м3) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)
Россия 48,1
Иран 22,9
Нидерланды 1,9
ОАЭ 5,8
Саудовская Аравия 5,4
США 4,7 8,7
Венесуэла 4,1
Алжир 3,7
Канада 2,2
Норвегия 2,0

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Стра­ны имеют неодина<

Наши рекомендации