Раздел 1. организационно-методологический
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
В.Б. Кириллов
“ ____” _______________ 2008 г.
ПРОГРАММА КУРСА
«политическая ГЕОГРАФИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА»
для студентов 1 курса факультета Политологии
Москва – 2008
Разработчик программы: д.п.н.,
профессор Бусыгина И.М.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
1.1. Место курса в образовательной программе
Курс «Политическая география» предназначен для студентов первого курса факультета политологии (он является обязательным для всех студентов, вне зависимости от отделения).
Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)
Цель курсаявляется двоякой: (1) сформировать у студентов массив конкретных знаний политико-географических реалий мировой карты; (2) дать студентам представление о сущности, теоретических подходах и проблематике политической географии и геополитике.
Задачи курса:
- изучение и проверка знаний политико-географической номенклатуры;
- анализ основных этапов формирования политической карты регионов мира (с более подробным рассмотрением политической карты Европы);
- анализ новейших территориальных трансформаций политической карты мира;
- анализ основных теоретических подходов и проблемных областей политической географии;
- изучение теоретических подходов в геополитике с акцентом на геополитическое положение России.
Образовательные результаты курса:
Ожидается, что успешно прошедшие обучение студенты смогут продемонстрировать способность:
- критически анализировать роль политико-географических знаний в политической, экономической, общественной жизни;
- самостоятельно находить, оценивать и использовать политико-географическую номенклатуру для целей политического анализа;
- успешно искать, оценивать, обрабатывать и распространять политико-географическую информацию;
- организовывать собственную работу и работу распределенной команды, решать задачи управления знаниями индивида и коллектива;
По окончанию изучения курса «Политическая география. Формирование политической карты мира» слушатель должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями
A. Знание и понимание:
- иметь представление об основных теоретических подходах в политической географии и геополитике
- знать политико-географическую номенклатуру
- уметь (владеть навыками) работать с основными геоинформационными системами.
Б. Аналитические компетенции
- способность применять полученные знания в условиях изменяющейся среды;
- способность принимать самостоятельные решения;
- коммуникативность, способность к взаимодействию со специалистами других областей знания;
- работа с информационными потоками;
- обучение нормам и традициям других стран, регионов; мультикультурному подходу, толерантности.
В. Профессиональные компетенции:
- знания политико-географической номенклатуры;
- способность к анализу новейших территориально-политических трансформаций мировой карты и системы границ;
- способность к анализу природы и характера современных территориальных и этнорегиональных конфликтов;
- навыки работы с геоинформационными системами для анализа электоральных процессов, анализа конфликтов и пр.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Содержание курса
Семинар 2. Формирование политической карты Европы.
Вопросы к семинару:
1. Каковы основные этапы формирования политической карты Европы?
2. Какие основные территориально-политические формы были характерны для Европы и на каких этапах (помимо государства-нации)? В чем их особенности?
3. Каково значение Вестфальского мира для формирования современной политической карты Западной Европы?
4. Каковы новейшие трансформации политической карты Европы (покажите по карте)?
5. Перечислите непризнанные государства на карте Европы. С чем связано их появление?
6. Стабильна ли политическая карта Европы сейчас? Где и почему возможны изменения?
Семинар 8. Региональные объединения на карте мира.
Вопросы к семинару:
1. Каковы условия и причины региональной интеграции?
2. Перечислите основные интеграционные объединения и покажите их по карте.
3. Каковы основные вехи развития ЕС?
4. Расскажите об интеграционных объединениях на постсоветском пространстве.
Тема 17. География границ.
Лимология: традиционные и нетрадиционные подходы и методы географических исследований государственных границ. Историко-картографический, политико-географический, классификационный подходы к исследованиям границ. Виды и типы границ. Функции границ. Государственные границы как часть мировой системы границ. Государственное строительство и границы. Административные границы.
Новое пограничье России: генезис и морфология. Пограничные зоны и пограничная политика России.
Трансграничное сотрудничество и трансграничные регионы. Еврорегионы. Еврорегионы с участием России. Границы и углубление интеграции. Функции границ в эпоху глобализации.
Литература основная:
1. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001, сс.301-378
2. Географические границы. Под ред. Б.М.Эккеля, М., 1982
3. Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России. М., 2002
Литература дополнительная:
4. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London, 1983
5. Harvey D. The Condition of Post-Modernity: An Enquiry into the Origins of Cultural Change. Oxford, 1989
6. Prescott J.R.V. Political Frontiers and Boundaries. London, 1987
7. Curtains of Iron and Gold: Reconstructing Borders and Scales of Interaction. Ed. by H.Eskelinen and others. Ashgate, 1999
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
В.Б. Кириллов
“ ____” _______________ 2008 г.
ПРОГРАММА КУРСА
«политическая ГЕОГРАФИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА»
для студентов 1 курса факультета Политологии
Москва – 2008
Разработчик программы: д.п.н.,
профессор Бусыгина И.М.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
1.1. Место курса в образовательной программе
Курс «Политическая география» предназначен для студентов первого курса факультета политологии (он является обязательным для всех студентов, вне зависимости от отделения).
Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)
Цель курсаявляется двоякой: (1) сформировать у студентов массив конкретных знаний политико-географических реалий мировой карты; (2) дать студентам представление о сущности, теоретических подходах и проблематике политической географии и геополитике.
Задачи курса:
- изучение и проверка знаний политико-географической номенклатуры;
- анализ основных этапов формирования политической карты регионов мира (с более подробным рассмотрением политической карты Европы);
- анализ новейших территориальных трансформаций политической карты мира;
- анализ основных теоретических подходов и проблемных областей политической географии;
- изучение теоретических подходов в геополитике с акцентом на геополитическое положение России.
Образовательные результаты курса:
Ожидается, что успешно прошедшие обучение студенты смогут продемонстрировать способность:
- критически анализировать роль политико-географических знаний в политической, экономической, общественной жизни;
- самостоятельно находить, оценивать и использовать политико-географическую номенклатуру для целей политического анализа;
- успешно искать, оценивать, обрабатывать и распространять политико-географическую информацию;
- организовывать собственную работу и работу распределенной команды, решать задачи управления знаниями индивида и коллектива;
По окончанию изучения курса «Политическая география. Формирование политической карты мира» слушатель должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями
A. Знание и понимание:
- иметь представление об основных теоретических подходах в политической географии и геополитике
- знать политико-географическую номенклатуру
- уметь (владеть навыками) работать с основными геоинформационными системами.