Методологические основы географии и процесс географического познания.

Социально- и экономико-географическое описание ведущих зарубежных стран разных типов.

Классификация стран по величине территории, численности населения, формам правления, территориально - административному устройству

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН МИРА.

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Методологические основы географии и процесс географического познания. - student2.ru

Современные цивилизационные макрорегионы мира и политическая карта мира

Список макрорегионов (Википедия в помощь)

  • Европа
    • Западная Европа
    • Северная Европа
    • Южная Европа
    • Восточная Европа
  • Азия
    • Западная Азия
    • Центральная Азия
    • Южная Азия
    • Восточная Азия
    • Юго-Восточная Азия
  • Африка
    • Северная Африка
    • Западная Африка
    • Центральная Африка
    • Восточная Африка
    • Южная Африка
  • Америка
    • Северная Америка
    • Центральная Америка
    • Карибский бассейн
    • Южная Америка
  • Австралия и Океания
    • Австралия и Новая Зеландия
    • Меланезия
    • Микронезия
    • Полинезия

Субрегионы Азии согласно ООН:

Восточная Азия

Западная Азия

Центральная Азия

Юго-Восточная Азия

Южная Азия

География населения России

Численность постоянного населения России на 1 октября 2012 года составила 143,3 млн человек.В настоящее время в России происходит естественный прирост населения, рождаемость превышает смертность. В январе-октябре 2012 года коэффициент рождаемости в России составил 13,3 на 1000 человек населения, смертности — 13,3, коэффициент естественного прироста — 0,0. По сравнению с предыдущим годом наблюдается рост рождаемости, падение смертности и рост коэффициента естественного прироста.

Согласно данным переписи населения 2010 года, в России проживают представители более 180 национальностей (этнических групп). Важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции РФ. Около 80 % населения России составляют русские. Русские расселены по территории страны неравномерно: в некоторых регионах, таких как Чечня, Дагестан, Ингушетия, составляют менее 5 % населения.

По данным переписи населения от 2010 года общая численность населения России — 142 млн 905 тыс. 200 человек.

Большинство населения России сосредоточено в главной полосе расселения — треугольнике, вершинами которого являются Санкт-Петербург на севере, Сочи на юге и Иркутск на востоке. К северу от этого треугольника благоприятных климатических условий располагается зона тайги и многолетней мерзлоты; к юго-востоку от неё простираются полупустыни и пустыни.

В Сибири, площадь которой составляет почти 3/4 территории России, проживает менее четверти населения. Западная и центральная части Европейской России наиболее плотно заселены и урбанизированы. В этих районах расположены крупнейшие города России и традиционные центры культуры и промышленности. На Урале население сконцентрировано главным образом между городами Нижний Тагил и Орск. В Сибири и на Дальнем Востоке население сосредоточено вдоль трассы Транссибирской железной дороги, на которой расположены и её крупнейшие города — Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток, а также на территории Кузнецкого угольного бассейна.

По состоянию на 10 апреля 2012 в России имеется 11 городов с численностью населения более 1 млн человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа.

На данных переписи населения РФ 2002 года определены координаты центра народонаселения: по расчёту В. С. Кусова[49] — 56°48’N 51°15’Е, по расчёту А. К. Гоголева[источник не указан 773 дня] — 56°34’N 53°30’E (южнее Ижевска). Расстояние между центром народонаселения и географическим центром составляло, таким образом, около 1740 км в 2002 году против 2400 км в 1897 году[источник не указан 773 дня].

Климат

Нью-Йорк находится на сравнительно низких широтах: так, Нью-Йорк лежит примерно на одной широте со Стамбулом, Мадридом, Ташкентом, Баку и Пекином. По классификации климата Кёппена, Нью-Йорк находится на границе между влажным континентальным и влажным субтропическим климатом. Осадки распределены сравнительно равномерно в течение года. Среднегодовое количество часов солнечного сияния — 2680 часов. Несмотря на то, что город находится на побережье океана, разница в температуре между летом и зимой достаточно большая, так как преобладающее движение воздушных масс — со стороны материка. Влияние океана второстепенно, но всё же несколько смягчает колебания температур. Ещё одним фактором является плотная городская застройка, которая делает город несколько теплее, чем окрестности.

Зимой в Нью-Йорке температура в среднем между −2 °C и +5 °C, с нередкими отклонениями от нормы. Почти каждой зимой выпадает снег, в среднем 60 см за год. Весна мягкая, с температурой от 7 °C до 16 °C. Летом в Нью-Йорке сравнительно жарко, средняя температура от 19 °C до 28 °C, имеются периоды высокой влажности воздуха. Часто температура превышает 32 °C, а изредка достигает 38 °C жары и выше. Осень в Нью-Йорке приятная, с температурой от 10 °C до 18 °C. Однако нью-йоркская погода весьма непредсказуема и время от времени удивляет нью-йоркцев мягкой, почти бесснежной зимой или довольно ощутимой прохладой летом. Бывало, что ещё в апреле случалась сильная метель, которая покрывала Нью-Йорк толстым слоем снега. Иногда температура может резко колебаться ото дня ко дню. Путешественникам рекомендуется следить за прогнозом погоды и иметь несколько видов одежды поздней осенью и ранней весной (то есть в ноябре, марте, апреле).

Население

В прошлом подавляющее население города составляли переселенцы из Европы: в середине XIX в. — преимущественно ирландцы и немцы, к началу XX в. — евреи и итальянцы. В 1940 г. примерно 94 % населения неофициальной столицы США составляли белые. Однако этнический облик стремительно менялся по мере переселения белых в пригороды. Это явление, получившее название «субурбанизация», впервые в массовом масштабе проявилось именно в Нью-Йорке. В пределах городской черты уезжавших замещали представители других рас. За последние десятилетия Нью-Йорк принял немало выходцев из Азии, особенно китайцев, индийцев и пакистанцев, а также уроженцев из многих стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

В результате мощных притоков иммиграции Нью-Йорк одним из первых среди американских городов — в середине 80-х гг. XX в. — утратил белое большинство и стал вотчиной латиноамериканцев и афроамериканцев. К настоящему времени Ричмонд — единственный район с преобладанием белого населения. А территория города уже давно представляет собой мозаику «филиалов Гарлема», «маленьких Италий», «Чайнатаунов», еврейских «ист-сайдов», «латинских кварталов» и т. д. Подлинные масштабы переселенческих процессов позволяет оценить, наверное, единственный в некотором роде Музей иммиграции на Эллис-Айленде. Он основан на месте, где до 1954 г. существовал главный и печально знаменитый пункт по приему переселенцев, через который прошло более 20 млн будущих граждан США.

Чайнатаун на Манхэттене.

Иммиграция — ключевой фактор стремительного роста населения города. В 70-х годах XIX в. число жителей исторического ядра — графства Нью-Йорк перевалило за миллион, к моменту образования в 1896 г. единого Нью-Йорк-Сити превысило 3,4 млн. В 2000 году в Нью-Йорке проживало 8 008 278 человек, 3 021 588 домохозяйств и 1 852 233 семей. Плотность населения — 10 194,2/км². В городе 3 200 912 жилищных единиц, со средней плотностью 4074,6/км². Расовый состав города: 44,66 % белых, 26,59 % чёрных, 0,52 % коренных американцев (индейцев), 9,83 % азиатов, 0,07 % тихоокеанцев, 13,42 % других рас, и 4,92 % людей, причисляющих себя к двум или более расам. 26,98 % населения — латиноамериканцы, независимо от расы.

Средний, а точнее медианный доход домохозяйств в городе $38 293, семей — $41 887. Средний доход у мужчин $37 435, у женщин $32 949. Доход на душу населения $22 402. 21,2 % населения и 18,5 % семей находятся ниже черты бедности. Из всех людей живущих в бедности, 30,0 % моложе 18 лет, и 17,8 % в возрасте 65 лет и старше.

Среди 3 021 588 домохозяйств, в 29,7 % есть дети моложе 18 лет; 37,2 % состоят из супружеских пар, живущих вместе; в 19,1 % глава домохозяйства — женщина без мужа; 38,7 % домохозяйств — не семьи. 31,9 % всех домохозяйств состоят из самостоятельных личностей, и в 9,9 % живёт один человек возрастом 65 лет или старше. Средний размер домохозяйства 2,59, а средний размер семьи 3,32 человека.

По возрасту, население города разбивается следующим образом: 24,2 % моложе 18 лет, 10,0 % от 18 до 24, 32,9 % от 25 до 44, 21,2 % от 45 до 64, и 11,7 % возрастом 65 лет и старше. Медианный возраст 34 года. На каждые 100 женщин приходится 90,0 мужчин. На каждые 100 женщин возрастом 18 лет и больше, приходится 85,9 мужчин.

В июне 2011 года в Нью-Йорке были легализованы однополые браки

В городе проживают представители практически всех религий и религиозных сект мира. Численно доминируют христиане и последователи иудаизма. В Нью-Йорке есть культовые сооружения всех основных религий, включая более ста мечетей[

Нью-Йорк — важнейший экономический центр Соединённых Штатов и всего мира. Нью-Йорк, наряду с Лондоном и Токио, называют одним из трёх основных центров мировой экономики[10]. Валовый региональный продукт городского региона Нью-Йорка в 2007 году составил $1210,2 млрд, что ставило его на первое место среди мегаполисов США[11].

Нью-Йорк является важнейшим финансовым центром страны и мира, финансовые организации, расположенные в городе, на конец 2008 года контролировали до 40 % мировых финансов[12][13]. Нью-Йорк избрали местом расположения своих штаб-квартир такие финансовые организации как Citigroup, J.P. Morgan Chase & Co., American International Group, Goldman Sachs Group, Morgan Stanley, Merrill Lynch и др. Кроме этого, в городе расположены штаб-квартиры многих крупных нефинансовых корпораций, среди которых Verizon Communications, Pfizer, Alcoa, News Corp., Colgate-Palmolive и др. В городе находятся такие биржи, как Нью-Йоркская фондовая биржа, NASDAQ, Американская фондовая биржа, Нью-Йоркская товарная биржа и en:New York Board of Trade. Нью-Йоркская финансовая отрасль сосредоточена на Уолл-стрит в нижнем Манхэттене.

Важная роль в городской экономике сохраняется и за традиционным производством, хотя доля занятых в этом секторе уменьшается. Основные отрасли промышленности, развитые в городе: машиностроение, химическая промышленность, производство текстиля, продуктов питания. Быстро развиваются новейшие отрасли: биотехнологии, разработка программного обеспечения, интернет-бизнес[14]. Серьёзная роль принадлежит строительству и девелопменту: Нью-Йорк известен как город с одной из самых высоких цен на недвижимость в мире[15][16].

Первоначально Нью-Йорк был центром американской кинематографии, но затем уступил эту роль Голливуду, однако и сейчас в Нью-Йорке продолжают производить некоторые фильмы и телепередачи. Нью-Йорк является столицей моды США, здесь находятся штаб-квартиры многих модельеров. В Нью-Йорке находится множество издательств, и здесь часто впервые печатаются новые книги. Значительное развитие получила туристическая индустрия.

Транспорт

К общественному транспорту Нью-Йорка относятся метро (помимо городского метрополитена существует также обособленная наземная метролиния на Статен-Айленде, а также — подземка, связывающая Манхеттен с прилегающими населёнными пунктами Нью-Джерси), автобусы, такси, канатная дорога связывающая Манхеттен с островом Рузвельта, автоматизированное мини-метро обслуживающее аэропорт им. Кеннеди, а также — паром связывающий Манхеттен со Статен-Айлендом. Имеется также пригородное железнодорожное сообщение связывающее Нью-Йорк с Лонг-Айлендом, штатами Нью-Джерси и Коннектикут, а также — близлежащими населёнными пунктами штата Нью-Йорк. Большинство этих систем находится в ведении регионального управления MTA (The Metropolitan Transportation Authority). Нью-джерсийская транспортная корпорация — NJ Transit — распоряжается железнодорожными и автобусными маршрутами обслуживающими Нью-Джерси. Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси (The Port Authority of NY & NJ) обслуживает транс-гудзонскую подземку «Path» (Port Authority Trans Hudson), мини-метро «Airtrain» в аэропорту им. Кеннеди и одноимённый монорельс в аэропорту Ньюарк, а также — нью-йоркский автовокзал.

В отличие от других крупных городов США, общественный транспорт — самый популярный способ передвижения. Так, в 2005 году 54,6 % жителей Нью-Йорка добирались до работы, используя общественный транспорт. Примерно каждый третий пользователь общественного транспорта в США и две трети пользователей железной дороги живёт в Нью-Йорке и его пригородах. Это сильно отличает его от остальной части страны, где около 90 % жителей пригородов используют собственные автомобили для передвижения к рабочему месту. Нью-Йорк — единственный город в Соединённых Штатах, где больше чем в половине домохозяйств нет автомобиля (при этом в Манхэттене аналогичный показатель превышает 75 %, а в целом по стране процент подобных домохозяйств составляет всего 8 %). Согласно Бюро переписи США, жители Нью-Йорка в среднем тратят 38,4 минуты в день для того, чтобы добраться до своей работы.

Метрополитен Нью-Йорка

Метрополитен Нью-Йорка включает в себя 468 станций на 26 маршрутах, имеет общую длину в 1355 км и является самым протяжённым в мире по общей длине маршрутов (метро, самое длинное по линиям — Шанхайское). Метро охватывает 4 из 5 городских районов (Манхэттен, Бруклин, Куинс и Бронкс). Оно традиционно именуется subway (подземка), хотя 40 % путей и треть станций находятся на поверхности и расположены на уровне земли или на эстакадах.

Первая линия городской надземки в Нью-Йорке была открыта в 1868 году частной компанией BRT (Brooklyn Rapid Transit, позже BMT, Brooklyn-Manhattan Transit). Большинство надземных линий того времени в настоящее время снесены, лишь некоторые из них были реконструированы и вошли в состав нынешней метросистемы. Первая же подземная линия метро была открыта 27 октября 1904 года компанией IRT (Interborough Rapid Transit). До 1932 года метрополитен находился в частном владении и принадлежал двум компаниям: BMT и IRT. Затем к ним добавилась муниципальная компания IND, которая в 1940 году скупила обе частные и объединила городской метрополитен в единый хозяйственный комплекс. В настоящее время управляющая метрополитеном компания — МТА — также управляет и сетью городских автобусных маршрутов.

За исключением пяти станций, метрополитен работает круглосуточно, перевозя около четырёх миллионов человек в сутки.

В настоящее время началась разработка проекта по переводу нью-йоркского метрополитена на автоматическое управление.

Стоимость проезда по состоянию на июль 2011 г. следующая.

Однократная поездка — $2,50 (одноразовый билет для поездки на метро даёт право в течение 2 часов продолжить поездку на автобусе городской автобусной сети, также управляемой МТА; допускается и обратный вариант: автобус — метро; а также пересадка автобус — автобус).

Проездной билет на 7 суток стоит $29, на 14 суток — $52, на 30 суток — $104. При этом многодневный проездной билет дает право на неоднократный без ограничений проезд в метрополитене и в автобусах города в течение срока его действия. Отсчет начала срока действия проездного (то есть фиксация первых суток использования билета) производится с момента первого прохода через турникет метрополитена или автобуса вне зависимости от времени прохода и заканчивается в 24:00 последних суток действия, поэтому начинать использовать многодневный билет выгоднее сразу после полуночи либо с раннего утра.

Автобус

Нью-Йорк имеет развитую сеть автобусных маршрутов, которая ежедневно перевозит более 2 миллионов пассажиров. Автобусная сеть Нью-Йорка включает более 200 местных (курсирующих исключительно по своему району) и 30 скоростных (межрайонных) маршрутов, на которых работает более 5900 автобусов. Каждый местный маршрут имеет номер и буквенный префикс, обозначающий район, который он обслуживает (B — Бруклин, Bx — Бронкс, M — Манхэттен, Q — Куинс, S — Статен-Айленд), а скоростные маршруты обозначены префиксом X.

Стоимость проезда по состоянию на январь 2010 г. — $2,25 (можно оплатить монетами при входе в переднюю дверь автобуса в автомате, расположенном перед водителем). При этом у водителя можно попросить «трансфер». Этот документ позволяет в течение 2-х часов произвести пересадку и без оплаты продолжить движение на другом автобусе (в попутном или пересекающем направлении, но не в обратном), либо на метро. Также для проезда можно воспользоваться билетом, выданным в метрополитене, после использования этого билета для поездки на поезде метро.

Авиасообщение

Непосредственно в Нью-Йорке имеется два аэропорта, используемых для пассажирских перевозок. Они расположены в районе Куинс на Лонг-Айленде. Один из них — аэропорт им. Кеннеди (JFK) — на юго-восточной окраине Куинса, второй — аэропорт LaGuardia (LGA) — на северной, причем оба у атлантических вод.

Аэропорт Кеннеди — важнейший и крупнейший аэропорт в Нью-Йорке. Он стоит на первом месте в стране по количеству международных авиарейсов

Аэропорт Ла Гардия не оборудован для принятия пассажиров международных авиарейсов и, следовательно, используется преимущественно для рейсов в пределах США, а также — для канадских рейсов, пограничный досмотр которых осуществляется властями США в канадских аэропортах. Назван аэропорт в честь известного в США человека — мэра Нью-Йорка Фиорелло Ла Гардия.

Ещё один международный аэропорт — Ньюарк (EWR) — расположен в соседнем Нью-Джерси. Географически он находится даже ближе к Манхеттену чем два других аэропорта. Однако, в отличие от JFK и LGA, из EWR в Манхеттен можно добраться лишь на пригородном транспорте.

Железная дорога

Пассажирское железнодорожное сообщение в США (за исключением пригородного) осуществляется фирмой Амтрак. В Нью-Йорке пунктом отправления и прибытия поездов Амтрака является Пенсильванский вокзал («Penn Station»). Так называемый Северо-восточный Коридор (Northeast Corridor) является самой загруженной и самой скоростной железнодорожной магистралью в стране. С 2000 года по нему курсируют скоростные поезда «Aсела», которые хоть и уступают по скорости своим западноевропейским и азиатским собратьям, но всё-таки предоставляют надёжную альтернативу воздушному транспорту. Несмотря на относительно высокую стоимость билетов (по сравнению с междугородними автобусами), количество пассажиров на поездах, связывающих Нью-Йорк с Бостоном и Вашингтоном — как на «Аселе», так и на обычных, — продолжает расти. Прежде всего, разумеется, это деловые люди, готовые заплатить более высокую цену за более надёжное и пунктуальное обслуживание.

Помимо Северо-восточного Коридора, с Пенсильванского вокзала также отправляются поезда дальнего следования, связывающие Нью-Йорк с такими городами, как Питтсбург, Чикаго, Майами, Новый Орлеан, Монреаль, Торонто и, разумеется, многие другие города, находящиеся по пути следования этих поездов. В Чикаго осуществляется пересадка на поезда в западные регионы США.

Помимо Пенсильванского вокзала (исторически принадлежавшего одноимённой дороге), имеется также центральный вокзал (Grand Central Terminal), являющийся крупнейшим в мире по числу платформ и путей. Исторически он принадлежал Нью-Йоркской Центральное дороге (New York Central). До 1991 года поезда Амтрака, связывающие Нью-Йорк с Ниагарой и Торонто, прибывали и отправлялись с Grand Central. Однако с восстановлением соответствующего соединительного перегона Амтрак покинул Grand Central и сосредоточил все свои нью-йоркские маршруты на Пенсильванском вокзале. С тех пор Grand Central обслуживается лишь Metro North. В настоящее время идёт строительство тоннельных перегонов, которые свяжут Grand Central с LIRR.

Автобусы

Междугородные автобусы отправляются из Нью-Йорка во многие города на Восточном побережье (и за его пределами) и традиционно являются самым дешёвым способом проезда по стране. До недавнего времени подавляющее большинство междугородних автобусных перевозок по США осуществлялось компанией «Грейхаунд». В настоящее время, однако, количество междугородних автобусных перевозчиков значительно возросло. Очень популярны на Восточном побережье так называемые Чайнатауновские автобусные компании (например Fung Wah, курсирующая между Нью-Йорком и Бостоном). Не менее популярными являются компании MegaBus и BoltBus. В настоящее время власти Нью-Йорка занимаются поиском возможности добиться более организованного и безопасного процесса посадки и высадки пассажиров междугородних автобусов, многие из которых принимают пассажиров прямо на улице, по причине ограниченной пропускной способности автовокзала Port Authority.

Наблюдаемый в последнее время рост количества междугородних автобусных перевозчиков связан с ростом количества их пассажиров, одной из причин которого явились низкие цены на билеты. Однако рост числа пассажиров на автобусах вовсе не убавляет от также растущего числа пассажиров на поездах. Те, для кого важно сэкономить деньги, предпочитают автобус несмотря на его подверженность пробкам, в то время как те, для кого важно вовремя и с комфортом прибыть в пункт назначения, предпочтут поезд несмотря на более высокую стоимость билета.

Туризм занимает важное место в жизни Нью-Йорка. В 2010 году его посетили 48,7 миллионов туристов, в том числе 39 млн — американцы и 9,7 млн — из других стран мира. Нью-Йорк является самым привлекательным городом для туристов, приезжающих в Америку из-за рубежа[17].

Главными достопримечательностями являются Эмпайр-стейт-билдинг, остров Эллис, театры Бродвея, музеи, такие как музей Метрополитен, и другие достопримечательности, включая Центральный Парк, Рокфеллер-центр, Таймс-сквер, Бронкский зоопарк, Ботанический сад Нью-Йорка, Пятая и Медисон-авеню, а также такие события, как Парад Хэллоуин в Гринвич-Виллидж, Кинофестиваль Трайбека. Статуя Свободы — главная достопримечательность и один из самых известных символов Соединенных Штатов.

Нью-Йорк — центр культуры и информации. Здесь находятся штаб-квартиры главных телевизионных компаний США — CBS и NBC, действуют более 100 зарегистрированных радиостанций, вещающих в средневолновом и ультракоротком диапазонах, печатаются наиболее массовые журналы («Ньюсуик», «Тайм», «Форчун») и газеты с международной репутацией: The New York Times, Daily News, New York Post и рупор американского бизнеса The Wall Street Journal, имеющий самый большой в США тираж. В городе выходят газеты более чем на 40 языках.

Средства массовой информации ежедневно разносят вести о бесконечной череде событий в разнообразной и бурно протекающей культурной жизни Нью-Йорка. О новинках всемирно известного Бродвея, располагающего 38 сценическими площадками и являющегося бесспорным театральным законодателем всей страны. О достижениях отечественного и зарубежного кинематографа, образцы которого демонстрируются примерно в 400 кинотеатрах — от исполинского Радио-Сити мюзик-холла на 6,2 тыс. мест до совсем крошечных зальчиков. О программах концертов и выступлениях знаменитостей, экстравагантных шоу и иного рода зрелищных мероприятиях, в том числе во всемирно известной «Метрополитен-опера» и концертных залах Алис Талли-холл, Карнеги-холл, славящегося своей великолепной акустикой, Нью-Йорк Сити-сентер.

Нью-Йорк является одним из городов, наиболее часто упоминаемых в художественных произведениях

Нью-Йорк — город сравнительно молодой (ему менее 400 лет), и его планировка не отягощена многовековыми наслоениями исторических и архитектурных эпох. Первые два века его истории оставили свой след лишь на южной оконечности Манхэттена, примерно на площади, соответствующей нынешнему Финансовому округу (около одного квадратного километра). В середине XVII века территория Нового Амстердама была ещё меньше: северная граница города проходила по деревянной стене (вдоль нынешней Уолл-стрит) и ограничивала территорию примерно в 22 га. Направления улиц пролегали вдоль побережья Гудзона и Ист-Ривер.

Дальнейшая застройка города складывалась поначалу нерегулярно. Градостроительного плана развития Нью-Йорка в современном понимании не было. Район Гринвич-Виллидж начал застраиваться в западно-восточном направлении. В 1811 году двухпалатный законодательный орган штата Нью-Йорк принял т. н. «комиссионный» план застройки и продажи земли на территории штата от современной 14-й стрит до северной оконечности Манхэттена

План предусматривал строго ортогональную ориентацию улиц по всей незастроенной территории острова. Таким образом, город не получал одного ярко выраженного центра. Хотя план подвергался критике за монотонность, дальнейшее развитие урбанистики подтвердило его правильность: автомобильное движение по равномерно распределённым улицам значительно менее подвержено пробкам, чем в старых европейских городах радиально-кольцевой структуры.

Улицы, параллельные Гудзону, получили название «авеню» (от первой до двенадцатой с востока на запад и дополнительно от A до D в районе Ист-Виллидж — «алфавитном районе»), поперечные нумеровались цифрами и назывались «стрит». Весь город оказался разбит на кварталы площадью около 2 га. Планировалось создать 16 продольных авеню и 155 поперечных улиц. В 1853 году между 5-й и 8-й авеню (от 59-й до 110-й улицы) было выделено место для Центрального парка. Некоторые улицы получили впоследствии собственные имена (Парк-авеню, Вест-энд и др.). Другие улицы были проложены дополнительно (Медисон-авеню, Лексингтон-авеню).

Исключение составляет Бродвей: он пересекает практически весь город наискось и продолжается в Гарлем и Бронкс. Согласно легенде, линия одной из самых знаменитых улиц мира повторяет тропу, по которой индейцы гнали скот на водопой[18].

В настоящее время архитектура города имеет две мощные доминанты, подчеркнутые обилием небоскрёбов: Финансовый округ и Средний Манхэттен. Часть города западнее 5-й авеню называется западной, остальная — восточной. Поперечные улицы имеют, таким образом, различное наименование в разных частях города, например, 42-я Западная и 42-я Восточная улицы.

В XVII—XVIII веках в строительстве преобладали деревянные каркасные и бревенчатые дома, устройство которых было перенесено из Европы тогдашними колонистами. Однако после опустошительного пожара 1835 года деревянное строительство было ограничено. В XIX веке город застраивается домами преимущественно из кирпича и природного камня, которые завозился из каменоломен Новой Англии[19]. Все здания выше шести этажей должны были быть оснащены водонапорными резервуарами для того, чтобы снизить необходимое давление в водопроводных магистралях.

Основу современной архитектуры Нью-Йорка составляют небоскрёбы, то есть здания высотой свыше 150 м. Хотя первые небоскрёбы появились в Чикаго, а сейчас распространены во всём мире, архитектурный облик Нью-Йорка по праву ассоциируется со сверхвысотным строительством. В городе построено свыше 5500 высотных зданий, из них 50 имеют высоту свыше 200 м. По количеству таких зданий Нью-Йорк уступает только Гонконгу. Развитию высотного строительства способствовала замкнутость территории (центр города стоит на острове), высокая цена земли, а также наличие прочных скальных пород, выходящих практически на поверхность (например, в Центральном парке).

Из-за необходимости естественного освещения небоскрёбы всё же не стоят «плечом к плечу», а чередуются с менее высокими зданиями. Несмотря на вынужденное сходство, высотные здания Нью-Йорка довольно разнообразны по архитектуре. Большинство небоскрёбов имеют собственные имена. Так, одно из первых офисных высотных зданий на Бродвее, получившее имя «Боулинг Грин» (Bowling Green Offices), построили для судоходных компаний в 1898 году английские архитекторы братья Уильям Джеймс и Джордж Эшдаун Одсли. 17-этажное здание было выполнено в лаконичном стиле греческого возрождения, с использованием классических ордеров.

Первым же небоскрёбом Нью-Йорка считается не сохранившийся «Нью-Йорк Уорлд билдинг», построенный в 1890 году. Его высота составляла 106 метров[20]. Хотя это была не первая в городе высотка, но Уорлд билдинг был первым зданием, превзошедшим по высоте 85-метровую Церковь Троицы[21]. Уорлд Билдинг оставался высочайшим зданием города до 1899 года, а в 1955 году был разрушен для того, чтобы освободить место под строительство нового въезда на Бруклинский мост[21].

В 1907 году практически на берегу реки Гудзон архитектор Касс Гилберт (1859—1934) построил здание высотой 99 м, предназначенное также для судоходных компаний. Четкое членение верхней части фасада колоннами и пирамидальное завершение крыши придает зданию некоторое сходство с Вестминстерским Биг-Беном. В настоящее время здание носит название Уэст Стрит Билдинг (West Street Building).

Офисное здание Вулворт (Woolworth) высотой 241 м, построенное в 1913 году тем же Кассом Гилбертом, задумано в неоготическом стиле. Как и большинство зданий в городе, оно имеет мощный стальной каркас. Здание облицовано глазурованными керамическими плитками (т. н. «архитектурная терракота»), имитирующими резьбу по камню. Небоскрёб увенчан крышей с медным покрытием, ставшим от времени зеленоватым.

Одним из красивейших зданий города является 319-метровый Крайслер-билдинг, построенный в 1930 году архитектором Уильямом ван Эленом для штаб-квартиры одноимённой автомобильной компании. Это было первое в мире здание, превысившее высоту 1000 футов. Проект, выполненный в пост-модернистском стиле Арт-деко, запоминается навершием с огромными дугами стального цвета, символизирующими колёса автомобиля.

Высочайшее здание Нью-Йорка — 102-этажный небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг высотой 382 м (449 м со шпилем). Это здание было построено в Манхэттене в 1931 году[22] вторым по высоте в США и десятым по высоте в мире. Также он был высочайшим зданием планеты до 1972 года. Большая часть небоскрёбов в Нью-Йорке — сосредоточена в Манхэттене, хотя свои высотки есть и в других районах.

Архитектура и особая атмосфера Нью-Йорка привлекает множество художников и фотографов

30.Экономическое районирование России. Восточная и Западная экономические зоны.(Википедия)

Экономическое районирование России — территориальное деление России на экономические районы. В настоящее время в Российской Федерации выделяют 12 экономических районов[1].

В настоящее время органами статистики России используется деление территории Российской Федерации на 12 экономических районов.[8] Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) поддерживается Минэкономразвития России[9].

Эта сетка практически полностью соответствует составу экономических районов СССР, входивших в РСФСР (таксономии 1967 года), с небольшими исключениями:

в 1986 году из состава Северо-Западного района был выделен Северный экономический район (таким образом число регионов увеличилось до 11).

в конце 1980-х годов Башкортостан был переведен из Поволжского района в Уральский район.

также в составе СССР Калининградская область входила в Прибалтийский экономический район, а в настоящее время она признана особой экономической зоной.[10].

31.Крупнейшие транспортные потоки, линии, узлы. Морской, железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт( Википедия)

Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах[1].

Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности»[2] инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).

Транспортными средствами обычно выступают автомобили, велосипеды, автобусы, поезда, самолёты.

Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.). Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. В широком смысле, разработка сетей — задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств — механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.

Количественными показателями транспортной системы являются:

протяжённость путей сообщения,

численность занятых,

грузо- и пассажирооборот.

Мировая транспортная система

Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50—60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся — 5 — 10 км. Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте — автомобильный.

Транспортные сети

Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км: протяжённость автомобильных дорог — 24 млн км, железнодорожных путей — 1,25 млн км, трубопроводов — 1,9 млн км, воздушных путей — 9,5 млн км, речных — 0,55 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74 % мирового грузооборота[3].

Развитие мировой транспортной системы

Мировая транспортная система сформировалась в XX веке.

Огромное значение для развития мировой транспортной системы имело изобретение контейнера, что повлекло за собой появление новых транспортных средств — контейнеровозов и строительство перегрузочных терминалов. Сегодня в контейнерах осуществляется свыше 90 % объёма перевозок штучного груза в мире.

На современном этапе мировая транспортная система характеризуется большой зависимостью от информационных технологий и развивается по следующим направлениям:

Наши рекомендации