Фундаментальные и прикладные проблемы ландшафтоведения
Проблемы, решаемые ландшафтоведением - цели, задачи и перспективы данной науки в начале XXI в., необходимо искать в ландшафтных исследованиях России и мира, в возможностях консолидации с зарубежными коллегами и во многих других факторах, которые определяют развитие науки.
Любая научная дисциплина имеет три составляющих: теоретическую, методологическую и прикладную, рассмотрим возможности развития каждой из них для ландшафтоведения.
Теоретическая база учения о ландшафте складывается из следующих направлений изучения ландшафта: структурно-генетического, функционально-динамического (ландшафтно-геофизическое и ландшафтно-геохимическое) и эволюционного (познание развития ландшафта для географических прогнозов). Из них складывается теория ландшафтоведения, где можно выделить следующие проблемы:
- выделение и существование границ ландшафтов (Арманд, Преображенский, Исаченко);
- проблема полиструктурности географических систем, вытекающая из внедренного системного подхода, когда внутри сложных систем можно выделять связи между структурными элементами или компонентами и соответственно строить множество систем разных порядков (Раман, Сочава, Коломыц, Солнцев);
- формирование теории аквальных геосистем, долгое время оставившая без внимания ландшафтоведов;
- изучение функционирования и динамики современных геосистем, изменяемых человеком;
- проблема «человек – ландшафт», имеющая фундаментальное значение для ландшафтоведения, интерес к которой в дальнейшем будет только возрастать. Основные положения формирующегося сейчас учения о ПАЛ и концепция культурного ландшафта рассматривают разные грани взаимоотношений человека и ландшафтов, в которых последние совмещают в себе три позиции – как территория хозяйственного освоения, как объект научного познания и как объект восприятия. Именно в решении этой проблемы могут развиваться все составляющие ландшафтоведения: проведение систематизации ПАЛ, формирование теоретических основ концепции культурного ландшафта, развитие методов ландшафтного синтеза, моделирования, наблюдения, изучения антропогенных ландшафтов, их оптимизации, внедрение проетирования культурных ландшафтов разного ранга организации (от локальных до региональных) и т.д. (Николаев, Романова, Исаченко, Дьяконов...).
К методологическим проблемам ландшафтоведения можно отнести следующие:
- формирование методов обобщения (синтеза) ландшафтного материала за последние сто лет;
- развитие либо восстановление ландшафтных стационарных исследований в разных уголках нашей страны. Россия – одна из немногих стран мира, обладающая огромным потенциалом в этой области наблюдений (не менее 60 % условно-измененных ландшафтов);
- создание ГИС (банк данных), учитывающих все разнообразие ландшафтов нашей страны и их хозяйственное освоение и возникающие при этом конфликты природопользователей;
- восстановление ландшафтного картирования и картографирования, усовершенствование его с помощью аэрокосмических методов исследования и ГИС-технологий.
В прикладном направлении сегодня ландшафтоведение достаточно активно развивается, реализуя ландшафтный подход, когда главным при изучении любой территории является рассмотрение ее ландшафтной структуры. Здесь также можно выделить свои приоритеты:
- определение ландшафтной политики как одного из направлений региональной политики, важной составляющей стратегии развития государства на долгосрочный период; подписание (ратификация) Советом Федерации Европейской конвенции по ландшафтам Совета Европы;
- развитие ландшафтного планирования, не только в рамках отдельных регионов (Иркутская, Калининградская области и др.), но и в масштабах всей страны;
- развитие экологического проектирования;
- развитие информационной, правовой и организационной базы государственной экологической экспертизы на федеральном и региональном уровнях; разработка федеральной научной целевой программы «Ландшафты России»;
- повышение качества ландшафтного образования и воспитания;
- проектирование культурных ландшафтов.
Теоретический потенциал ландшафтоведения имеет фундаментальное значение для разработки генеральной стратегии поведения человека в его природном окружении в условиях надвигающейся экологической катастрофы.