Природно-ресурсный потенциал территории
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
При указании главы пишется словами, какая по счёту глава:
ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Каждая глава начинается с новой страницы, а параграф - через 3 интервала от предыдущего.
Параграф нумеруется двумя цифрами, где первая указывает порядковый номер главы, а вторая порядковый номер параграфа, значок параграфа не ставится.
Например:
Климатические ресурсы Омской области
Все страницы текста выпускной работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами внизу по середине листа (- 22 -).Страницы нумеруются от титульного листа до последнего, цифра 1 на титульном листе не ставится. Каждая иллюстрация должна иметь порядковый номер, например: рис.1; табл. 2, который присваивается каждому виду иллюстрации в отдельности и является сквозным по всей работе. Для лучшего нахождения иллюстраций обычно указывается, к какой главе она относится первой цифрой, например: рис. 1.1 или рис. 3.2. В конце работы или начале прилагается общий список иллюстраций с указанием страницы текста (где находится иллюстрация). Знак № в порядковой нумерации рисунков, схем, таблиц, и др. иллюстраций основного текста и приложения не ставится.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
Автор выпускной работы никогда не должен забывать, что он географ. Это главное преимущество его перед другими исследователями. Существует общее правило у всех географов:
1.Выводы на основании анализа только текстового материала сделать нельзя.
2.Целесообразно начинать работу над выпускной работой по составлению иллюстративного материала, т. е. по переработке и освоению фактического материала, а затем уже приступать к текстовому изложению. Это даёт возможность изложить часть собранного материала на картографических рисунках, схемах и в таблицах, отобрать, обобщить его и проанализировать, а также сделать новые выводы для него и свои соображения.
3.Основным материалом среди иллюстраций являются рисунки (карты, картограммы, картодиаграммы), которые дают пространственное представление о выбранной территории и об изменении географических явлений и процессов в её пределах. Иллюстративный материал в выпускной работе может быть картографическим, статистическим, фотографическим и др. Все иллюстрации к работе (карты, картосхемы, профили, разрезы, статистические графики и др.) оформляются с соблюдением картографических правил. Они выполняются тушью на листах или ватмане, или плотной бумаге (формат листа А4). Все прилагаемые к выпускной работе иллюстрации сопровождаются названием, которое должно отвечать на три вопроса: Что? Где? Когда? и указанием масштабов, условных обозначений, а также источников, по которым выполнена иллюстрация. Каждая иллюстрация номеруется, например: Рис. 1.1, где первая цифра указывает номер главы, а вторая порядковый номер иллюстрации. Точка в конце нумерации и заголовка рис. не ставится. Например:
Рис. 1.4
ТИПЫ МЕСТНОСТИ И УРОЧИЩ МУРОМЦЕВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
или
Рис. 1.5
ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1950-2000 ГГ., тыс. чел.
Причём, нумерация иллюстративного материала должна быть сквозной для всей выпускной работы. Основные иллюстрации могут быть помещены в тексте работы, а второстепенные или дополнительные, на основании которых выполнены основные – помещены в приложение. Всё приложение имеет собственную нумерацию.
Особо следует остановиться на требованиях к оформлению иллюстраций в виде картографического изображения. Географу важно придерживаться правила: чем больше карт, тем лучше. Это позволяет большую часть результатов работы выразить на карте-рисунке. Карта размещает, а текст объясняет.
На каждом картографическом рисунке (в тексте оно идет под названием Рис. 1.1, Рис. 2.3 и т. д.; в приложении – Приложение 1) необходимо давать краткий комментарий. Если данное изображение собственноручно оформил автор выпускной работы на основе собственных проведенных исследований и расчётов, то указывается:
* Выполнено автором. Источник: (указывается список литературы, на основе которого выполнен рисунок).
Если в дипломной работе даётся картографический рисунок из какого-либо источника, то должен быть указан этот источник. Эти комментарии, как правило, делаются в нижнем левом углу картографического изображения.
Важно соблюдать ещё одно условие: иллюстративный материал в виде картографического изображения в самой работе выполняется тушью в черно-белом исполнении на стандартном формате (лучше на бумаге для черчения). Однако, в приложении и на стендовых рисунках при защите выпускной работы они могут выходить за рамки формата и быть цветными. Но существует правило: соотношение сторон рисунков должно соответствовать как 1: 1,5.
Фотоснимки часто используются в работах описательного характера. Каждый из них должен сопровождаться аннотацией с указанием места и времени съёмки и отражать в себе следы «географической специфики», а также указывается обязательно автор снимка.
Н. Н. Баранский, говоря о научных трудах географов, писал, что «текст, перенасыщенный цифирью, это кушанье вроде каши с гвоздями» (Баранский Н. Н., 1947). Чтобы не получилось такой «каши» в работе студента, следует знать, что характеристика какого-либо географического явления или процесса гораздо лучше воспринимается из таблицы, чем из текста. Однако, следует не перегружать работу таблицами. В тексте необходимо давать анализ статистических таблиц и выводы, полученные в результате анализа. Можно проводить лишь самые главные показатели.
Требования к статистическим показателям:
1. Максимально возможная детализация данных.
2. Сплошное покрытие территории статистическими данными.
3. Однородность этих данных.
Внизу под таблицей обязательно указываются все варианты:
* Составлена и рассчитана автором. Источник:
* Переработана автором. Источник:
* Составлена автором. Источник:
ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК
В список, с указанием библиографических данных, включается литература по усмотрению автора. Если во введении или в тексте основного раздела сделаны ссылки на научную и статистическую информацию, позволяющую принять конкретное решение, включение первоисточника в список является обязательным.
В библиографический указатель выносить надо всю использованную литературу, непосредственно относящуюся к теме исследования. Он составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям изданий. После научных литературных источников указываются справочники, атласы и др.
При работе данные о книге записываются либо на стандартной каталожной карточке, либо изготавливаются самим студентом.
С одной стороны такой карточки записываются следующие данные: фамилия и инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц и библиографический шифр; с другой стороны – краткая аннотация на данное издание.
Студенту важно запомнить, что правильность оформления использованной литературы (даётся в конце текста работы после заключения) является успехом в дальнейшей его работе.
Существуют стандартные схемы библиографических описаний:
1. Если один или несколько авторов, то указывается:
Ф. И. О. Автора (-ов). Название книги. Место издания: Издательство. – Год издания. – Количество страниц.
Например: Львович М. И. Реки СССР. – М.: Мысль. – 1971. – 348 с.
Принято сокращенно указывать место издания только М. (Москва) и Л. (Ленинград), а все остальные названия пишутся без сокращений.
2.В тех случаях, когда используются несколько работ одного автора, то они приводятся в хронологической последовательности, начиная с более ранних изданий (1957, 1983, 1999 и т. д.), и обязательно в алфавитном порядке, но уже по названию работы этого автора.
3.Для статей, опубликованных в сборниках, описание включает в себя следующие данные: Фамилию и инициалы автора, название статьи, после названия печатается // Название сборника, место издания, издательство, год издания, а также указываются страницы от начала напечатания до конца статьи.
Например: Микельбантов Н. С. Особенности экономико-географического положения Омской области // Очерки населения и хозяйства Западной Сибири. – Новосибирск: Западно-Сибирское книж. изд-во. – 1965. - С.72-94.
4.Описание журнальных статей включает в себя данные: Фамилию и инициалы автора, название статьи, после названия статьи печатается знак //, затем название журнала, год издания, номер журнала (со знаком №), с указанием страниц.
Например: Семеняк В. Т. Беречь природу Прииртышья // Природа Прииртышья. 1995. № 1. С. 18-19.
5.Для статей, опубликованных в газетах, сохраняется аналогичный порядок написания, но с некоторыми добавлениями: после указания года, указывается номер и число опубликования статьи в газете, с указанием страниц.
Например: Кожухарь А. А. Великая равнина // География. 1998. №34. сент. с. 2.
6. При описании архивных материалов следует указать: название архива, фонд (ф), опись (оп), дело (д), лист (л).
Например: Омский облгосархив, ф.121, оп 2, д. 24, л. 20.
7. Пример описания картографического материала:
Атлас Омской области. М.: Федеральная служба геодезии и картографии России. - 1996.–56с.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЯ
В конце выпускной работы после библиографии помещают приложения. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием его порядкового номера в правом верхнем углу и тематическим заголовком. Например:
Приложение 1
ТАКСОМЕТРИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ ГОР
Если приложение занимает несколько страниц, то следует на каждой новой указывать: Приложение 2 (продолжение). Нумерация страниц сквозная, на которых находится приложение, является продолжением всей работы исследования. Выпускная работа должны быть выполнена на бумаге стандартного формата (А4), на одной стороне листа и вложена (вшита) в папку. Лицевая сторона папки имеет содержание титульного листа.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ
Выпускная работа считается допущенной к защите после получения на титульном листе подписей научного руководителя, научных консультантов, заведующего кафедрой и при наличии письменной рецензии (внешней или внутренней) и отзыва научного руководителя.
Рецензент назначается из числа преподавателей или научных сотрудников других кафедр географического факультета, учителей-методистов базовых школ или учителей высшей категории города и области.
Расписание защит доводится до сведения студентов за три недели до даты заседания ГАК.
Полностью оформленную пояснительную записку (выступление на защите) и выпускную работу, оформленную в соответствии с требованиями к выпускной квалификационной работе специалиста (или выпускной бакалавра), автор сдает секретарю ГАК за 9-10 дней до защиты.
Не позднее чем за 5 рабочих дней до защиты автор передает пояснительную записку рецензенту.
Рецензия и пояснительная записка должны быть представлены на подпись научному руководителю или заведующему кафедрой для допуска к защите не позднее чем за 2 дня до заседания ГАК.
Рецензия должна отражать содержание либо выпускной работы, либо пояснительной записки в развернутом виде и иметь объём 1-2 стр. машинописного текста. В соответствии с действующими в РФ стандартами для многоуровневого высшего образования в рецензии и отзыве научного руководителя должна быть обязательно указана оценка работы по пятибалльной шкале. В случае неудовлетворительного состояния подготовки соискателя к защите руководитель письменно сообщает об этом заведующему кафедрой как минимум за 2 дня до заседания ГАК.
Объём иллюстративного материала, выносимого на защиту, должен составлять не менее 2-4 листов (плакатов, рисунков, статистических графиков, схем, таблиц и др.). Иллюстративный материал представляются на листах ватмана стандартного формата, они должны соответствовать ГОСТ и могут быть выполнены как вручную, в туши или карандаше, так с помощью компьютерной графики. Защищающийся выпускник имеет право пользоваться эпидиаскопом, видеомагнитофоном и другими техническими средствами. Рисунки и таблицы могут быть представлены членам ГАК в виде копий стандартных страниц пояснительной записки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ
Защита состоит из следующих этапов:
· О сообщении секретаря комиссии о теме, руководителе, рецензенте и авторе работы (Ф. И. О., группа).
· Доклад автора о содержании работы и основных выводов (отводится 10 минут).
· Вопросы членов ГАК, присутствующих на защите преподавателей, и на ответы на вопросы (отводится до 10 минут).
· Представление рецензии и ответы на поставленные в ней вопросы.
· Представление отзыва научного руководителя.
Защита работы проводится в присутствии всех желающих. Рекомендуется присутствие на защите научного руководителя.
Решение по докладу и результатам защиты работы члены ГАК выносят на закрытом заседании с указанием оценки по пятибальной шкале и принятием рекомендации, если это целесообразно, в магистратуру или аспирантуру. В закрытом заседании ГАК могут, по их просьбе, участвовать научный руководитель и рецензент. В случае равного разделения мнений об оценке членов ГАК окончательное решение принимается председателем комиссии.
После окончания закрытого заседания председатель ГАК сообщает студентам решение комиссии, включая оценки за работу, и зачитывает рекомендации в магистратуру, аспирантуру (если таковые имеются).
Экземпляр выпускной работы хранится на географическом факультете в течение трех лет.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Географический факультет
Кафедра социально-экономической географии и туризма
Допущен к защите
«__»_______2012 г.
Зав.кафедрой:
к.г.н., доцент
Алексеева Наталья Григорьевна
___________________________
Проблемы мотивации на уроках географии
Выпускная квалификационная работа
по специальности Социально-культурный сервис и туризм
Выполнил:студент ___группы
очной формы обучения
Иванов Иван Иванович
_____________________
Научный руководитель:
к.г.н., доцент
Лазарева Жанна Васильевна
_________________________
Выпускная работа защищена
«___»____________2012 г.
Оценка________________
Председатель ГАК __________Рой О.М.
Омск, 2012
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Географический факультет
Кафедра физической географии
Допущен к защите
«__»_______2012 г.
Зав.кафедрой:
д.г.н., доцент
Мезенцева Ольга Варфоломеевна
___________________________
Проблемы мотивации на уроках географии
Выпускная квалификационная работа
по специальности География
Выполнил:студент ___группы
очной формы обучения
Иванов Иван Иванович
_____________________
Научный руководитель:
к.г.н., доцент
Азарова Людмила Васильевна
_________________________
Выпускная работа защищена
«___»____________2012 г.
Оценка________________
Председатель ГАК _____________Баженов В.С.
Омск, 2012