Общие советы по структуре выпускной работы
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Методические рекомендации
к выпускной (дипломной) работе
студента географического факультета
оМСК – 2008
Рекомендовано заседанием
методической комиссии
Протокол № 1 от 26 ноября 2008 г.
Утверждено ученым советом
географического факультета
Протокол № 4 от 11 декабря 2008 г.
Методические рекомендации содержат требования к содержанию и оформлению выпускных квалификационных (дипломных) работ специалиста для студентов очного, заочного и вечернего отделений, а также выпускных бакалаврских работ для студентов дневного отделения географического факультета. Требования к объёму, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 032500 География и методических рекомендаций УМО вузов Российской федерации по педагогическому образованию.
В составлении методических рекомендаций принимали участие преподаватели географического факультета Омского педагогического государственного университета: к. г. н., доц. Азарова Л. В.; ст. преп. Балошенко В. И.,; к. г. н., доц. Иванова Н. В.; асс. Есипова С. А.
Рецензенты: к. г. н., доц. кафедры экономической и социальной географии,
декан географического факультета ОмГПУ Н. Г. Алексеева;
к. г.н., доцент кафедры педагогики, зам. декана географического
факультета Е. Н. Глубокова;
ст. преп. кафедры физической географии, зам. декана
географического факультета ОмГПУ И. М. Аблова.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Рекомендации к содержанию выпускной работы | |
2. | Общие советы по структуре выпускной работы | |
3. | Требования, предъявляемые к оформлению выпускной работе | |
4. | Подготовка к защите | |
5. | Организация защиты | |
6. | Список литературы |
1. рекомендации к содержанию выпускной работы
Итоговая государственная аттестация учителя географии включает защиту выпускной (дипломной) работы. Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи.
Она предназначена для определения практической и теоретической подготовленности учителя географии к выполнению профессиональных задач, установленных государственным общеобразовательным стандартом, и может быть продолжением образования в аспирантуре. Дипломная работа является наиболее важным видом научно-исследовательской работы студентов в стенах вуза,выполненного под руководством высококвалифицированного специалиста. Поэтому выпускная работа должна содержать все основные элементы теоретического и экспериментального исследований, может содержать разработку новых методов и методических подходов.
Дипломная работа специалиста должна продемонстрировать умение соискателя анализировать актуальные научные проблемы, решать конкретные задачи и дать достаточно полное представление об усвоении соискателем основ изученных географических и психолого-педагогических дисциплин.
Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается руководитель и консультанты. .
Особое место в работе следует уделять поиску и внедрению в учебно-воспитательный процесс в школе активных форм и методов обучения, определяющих повышение качества учебно-воспитательного процесса в школе.
Первый опыт студентов-практикантов географического факультета ОмГПУ по разработке и реализации активных методов обучения на уроках в период педагогической практики, и в индивидуальной самостоятельной работе учителя географии может быть отражён в дипломной работе. Каждый студент в своей дипломной работе может предложить методические разработки, выполненные под руководством преподавателей кафедр географического факультета, кафедры педагогики и психологии, а также учителей-методистов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗДЕЛОВ
ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ
Введение
Введение должно содержать обоснование выбора темы исследования и его актуальность. Во введении необходимо определить объект, предмет цель и задачи исследования, а также кратко, но обстоятельно отметить научное и практическое значение выбранной темы и результатов исследования. Следует кратко определить, что послужило теоретической и методологической основой по данной тематике. Можно указать, как использовались предыдущие исследовательские (курсовые, рефераты и др.) работы по географическим и психолого-педагогическим дисциплинам. А также следует указать, какими методами исследования пользовался автор. Если автор где-либо выступал по тематике исследования или опубликовал часть работы, то необходимо это указать. Объём введения составляет обычно 2-4 страницы.
Здесь же указывается структура дипломной работы, из какого количества глав состоит основной раздел, список литературы (количество источников), из какого количества (наименований) состоит приложение и какой иллюстративный материал содержится в тексте курсовой работы (например, рисунков – 5, таблиц – 6 и т. д.)
Основной раздел
Основные результаты работы приводятся в основном разделе (две-четыре главы). В главах излагаются результаты решения поставленных автором задач, исходя из цели, объекта и предмета исследования, приводятся географическое или методическое обоснование, педагогический эксперимент. Этот раздел должен отражать результаты по теме исследования. Основные положения работы целесообразно иллюстрировать в рисунках (картах, картосхемах, схемах), статистических графиках и таблицах. Рисунки могут отражать какую-либо информацию по отдельным методическим разработкам или рекомендациям автора, взятым вместе или по каждой в отдельности.
Выпускная работа должна показать умение автора кратко, лаконично и аргументировано излагать материал.
Каждая глава должна заканчиваться выводами и конкретизировать основные задачи последующей части работы.
Заключение
В заключении определяется степень реализации цели работы и решения задач исследования.
Объём заключения составляет 2-3 страницы.
Рекомендации к выпискам для выпускной работы
Выписки делать надо четким, разборчивым почерком, не торопясь, выбирая те положения, которые действительно отражают тему исследования. Поэтому сначала лучше прочесть всю книгу с отметкой важных мест карандашными точками; и уже читая по второму разу одни только отмеченные места, выбирать из них те, которые необходимы, делая выписки. Кроме выписок подлинных, в кавычках для цитат, можно делать выписки в виде краткого изложения своими словами. Студенты должны взять за правило: выписки следует делать только на однойстороне листа, отмечая с каких страниц источника, они выписаны, что облегчит в дальнейшем написание чистого текста (не требует повторного переписывания при составлении черновика работы).
Рекомендации к изложению
В стилистическом отношении рукопись выпускной работы следует тщательно отработать уже в первый раз написания. Первоначальная небрежность написания недопустима; нельзя ссылаться на то, что придется переписывать. Так латинская пословица гласит: «Не торопись выкладывать мысль сразу на бумагу, сформулируй ее сначала толком в голове». Важно не только заботиться об одной фразе, стоящей на очереди, но и обо всех последующих, т.к. это позволит связно перейти от одного абзаца к другому. Сначала сложи фразу в голове, прежде чем писать на бумаге. Автор не должен забывать и о смысле сказанного, о простоте и краткости выражений при самом рождении фразы.
Большое значение имеет регулярность работы. Следует определить часы работы. Эти часы, специально отведенные на выпускную работу, не должны заниматься ничем другим. Для студента, который хотел бы написать хорошую творческую работу, которая могла бы в будущем перерасти в диссертационную работу, следует начинать исполнять как можно раньше и сразу же, как только выбрана тема исследования.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ
3.1 Оформление выпускной работы должно соответствовать правилам оформления научных публикаций.
Текст должен быть тщательно переписан на пишущей машинке (через 1,5-2 интервала) или выполнен на компьютере (гарнитура типа Times размер шрифта – не менее14 пунктов) на одной стороне листа писчей бумаги. Текст печатается на листах писчей бумаги форматом А4 (210х297). На каждой странице должны быть поля: левое – 3 см, правое – 1-1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см (с учетом, что номер страницы войдет в оставшуюся часть вне поля).
Абзацный отступ равен 5 знакам. Объём выпускной работы зависит от темы и характера работы, но не должен превышать 50-70 страниц.
Заголовки глав и параграфов отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами. Текст печатается строчными буквами. Заглавными буквами печатаются аббревиатуры, а также названия глав, слова – «Введение», «Заключение», «Список литературы или Литература» и « Приложение». Знаки, символы, обозначения, а также математические формулы могут быть набраны на ПК или вписаны от руки тушью (чернилами, пастой) черного цвета. Вписываемые знаки должны иметь размер не менее машинописного шрифта, надстрочные и подстрочные сноски, индексы, показатели степени и т. п. могут быть меньших размеров, но не менее 2 мм по высоте. Все включенные в текст цитаты заключаются в кавычки, а также указывается фамилия, инициалы автора, год издания и страница. Полное название работы приводится в списке использованной литературы. Например: «…физико-географический ландшафт есть совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных сложным физико-географическим процессом элементов природы, представляющих перед нами в образе тех или иных исторически сложившихся, находящихся в непрерывном развитии и воздействии человеческого общества, пространственных группировок». (Мильков, 1986, с. 13). В списке литературы указывается: Мильков Ф. Н. Физическая география: учение о ландшафте и географическая зональность. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. – 328 с.
При изложении различных научных мнений или указаний на выводы других авторов следует, как при цитировании, указать в тексте фамилию и инициалы автора, год издания работы и страницы, в списке использованной литературы – полностью название работы.
В рукописи все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых в географии и в филологии сокращений. Например, географическое положение _ ГП; природно-территориальный комплекс – ПТК; то есть – т.е.; так далее – т.д. Однако впервые упомянутый термин пишется полностью, а в скобках дается его сокращение. Если автор работы вводит своё сокращение, то с введением данного сокращения он обязан указать это словосочетание полностью.
В тексте должна быть соблюдена соподчиненность глав, параграфов и пунктов. В конце заголовков и подзаголовков глав и параграфов, помещённых в красную строчку, точка не ставится. Например:
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
При указании главы пишется словами, какая по счёту глава:
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
Автор выпускной работы никогда не должен забывать, что он географ. Это главное преимущество его перед другими исследователями. Существует общее правило у всех географов:
1.Выводы на основании анализа только текстового материала сделать нельзя.
2.Целесообразно начинать работу над выпускной работой по составлению иллюстративного материала, т. е. по переработке и освоению фактического материала, а затем уже приступать к текстовому изложению. Это даёт возможность изложить часть собранного материала на картографических рисунках, схемах и в таблицах, отобрать, обобщить его и проанализировать, а также сделать новые выводы для него и свои соображения.
3.Основным материалом среди иллюстраций являются рисунки (карты, картограммы, картодиаграммы), которые дают пространственное представление о выбранной территории и об изменении географических явлений и процессов в её пределах. Иллюстративный материал в выпускной работе может быть картографическим, статистическим, фотографическим и др. Все иллюстрации к работе (карты, картосхемы, профили, разрезы, статистические графики и др.) оформляются с соблюдением картографических правил. Они выполняются тушью на листах или ватмане, или плотной бумаге (формат листа А4). Все прилагаемые к выпускной работе иллюстрации сопровождаются названием, которое должно отвечать на три вопроса: Что? Где? Когда? и указанием масштабов, условных обозначений, а также источников, по которым выполнена иллюстрация. Каждая иллюстрация номеруется, например: Рис. 1.1, где первая цифра указывает номер главы, а вторая порядковый номер иллюстрации. Точка в конце нумерации и заголовка рис. не ставится. Например:
Рис. 1.4
ТИПЫ МЕСТНОСТИ И УРОЧИЩ МУРОМЦЕВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
или
Рис. 1.5
ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1950-2000 ГГ., тыс. чел.
Причём, нумерация иллюстративного материала должна быть сквозной для всей выпускной работы. Основные иллюстрации могут быть помещены в тексте работы, а второстепенные или дополнительные, на основании которых выполнены основные – помещены в приложение. Всё приложение имеет собственную нумерацию.
Особо следует остановиться на требованиях к оформлению иллюстраций в виде картографического изображения. Географу важно придерживаться правила: чем больше карт, тем лучше. Это позволяет большую часть результатов работы выразить на карте-рисунке. Карта размещает, а текст объясняет.
На каждом картографическом рисунке (в тексте оно идет под названием Рис. 1.1, Рис. 2.3 и т. д.; в приложении – Приложение 1) необходимо давать краткий комментарий. Если данное изображение собственноручно оформил автор выпускной работы на основе собственных проведенных исследований и расчётов, то указывается:
* Выполнено автором. Источник: (указывается список литературы, на основе которого выполнен рисунок).
Если в дипломной работе даётся картографический рисунок из какого-либо источника, то должен быть указан этот источник. Эти комментарии, как правило, делаются в нижнем левом углу картографического изображения.
Важно соблюдать ещё одно условие: иллюстративный материал в виде картографического изображения в самой работе выполняется тушью в черно-белом исполнении на стандартном формате (лучше на бумаге для черчения). Однако, в приложении и на стендовых рисунках при защите выпускной работы они могут выходить за рамки формата и быть цветными. Но существует правило: соотношение сторон рисунков должно соответствовать как 1: 1,5.
Фотоснимки часто используются в работах описательного характера. Каждый из них должен сопровождаться аннотацией с указанием места и времени съёмки и отражать в себе следы «географической специфики», а также указывается обязательно автор снимка.
Н. Н. Баранский, говоря о научных трудах географов, писал, что «текст, перенасыщенный цифирью, это кушанье вроде каши с гвоздями» (Баранский Н. Н., 1947). Чтобы не получилось такой «каши» в работе студента, следует знать, что характеристика какого-либо географического явления или процесса гораздо лучше воспринимается из таблицы, чем из текста. Однако, следует не перегружать работу таблицами. В тексте необходимо давать анализ статистических таблиц и выводы, полученные в результате анализа. Можно проводить лишь самые главные показатели.
Требования к статистическим показателям:
1. Максимально возможная детализация данных.
2. Сплошное покрытие территории статистическими данными.
3. Однородность этих данных.
Внизу под таблицей обязательно указываются все варианты:
* Составлена и рассчитана автором. Источник:
* Переработана автором. Источник:
* Составлена автором. Источник:
ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК
В список, с указанием библиографических данных, включается литература по усмотрению автора. Если во введении или в тексте основного раздела сделаны ссылки на научную и статистическую информацию, позволяющую принять конкретное решение, включение первоисточника в список является обязательным.
В библиографический указатель выносить надо всю использованную литературу, непосредственно относящуюся к теме исследования. Он составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям изданий. После научных литературных источников указываются справочники, атласы и др.
При работе данные о книге записываются либо на стандартной каталожной карточке, либо изготавливаются самим студентом.
С одной стороны такой карточки записываются следующие данные: фамилия и инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц и библиографический шифр; с другой стороны – краткая аннотация на данное издание.
Студенту важно запомнить, что правильность оформления использованной литературы (даётся в конце текста работы после заключения) является успехом в дальнейшей его работе.
Существуют стандартные схемы библиографических описаний:
1. Если один или несколько авторов, то указывается:
Ф. И. О. Автора (-ов). Название книги. Место издания: Издательство. – Год издания. – Количество страниц.
Например: Львович М. И. Реки СССР. – М.: Мысль. – 1971. – 348 с.
Принято сокращенно указывать место издания только М. (Москва) и Л. (Ленинград), а все остальные названия пишутся без сокращений.
2.В тех случаях, когда используются несколько работ одного автора, то они приводятся в хронологической последовательности, начиная с более ранних изданий (1957, 1983, 1999 и т. д.), и обязательно в алфавитном порядке, но уже по названию работы этого автора.
3.Для статей, опубликованных в сборниках, описание включает в себя следующие данные: Фамилию и инициалы автора, название статьи, после названия печатается // Название сборника, место издания, издательство, год издания, а также указываются страницы от начала напечатания до конца статьи.
Например: Микельбантов Н. С. Особенности экономико-географического положения Омской области // Очерки населения и хозяйства Западной Сибири. – Новосибирск: Западно-Сибирское книж. изд-во. – 1965. - С.72-94.
4.Описание журнальных статей включает в себя данные: Фамилию и инициалы автора, название статьи, после названия статьи печатается знак //, затем название журнала, год издания, номер журнала (со знаком №), с указанием страниц.
Например: Семеняк В. Т. Беречь природу Прииртышья // Природа Прииртышья. 1995. № 1. С. 18-19.
5.Для статей, опубликованных в газетах, сохраняется аналогичный порядок написания, но с некоторыми добавлениями: после указания года, указывается номер и число опубликования статьи в газете, с указанием страниц.
Например: Кожухарь А. А. Великая равнина // География. 1998. №34. сент. с. 2.
6. При описании архивных материалов следует указать: название архива, фонд (ф), опись (оп), дело (д), лист (л).
Например: Омский облгосархив, ф.121, оп 2, д. 24, л. 20.
7. Пример описания картографического материала:
Атлас Омской области. М.: Федеральная служба геодезии и картографии России. - 1996.–56с.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЯ
В конце выпускной работы после библиографии помещают приложения. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием его порядкового номера в правом верхнем углу и тематическим заголовком. Например:
Приложение 1
ТАКСОМЕТРИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ ГОР
Если приложение занимает несколько страниц, то следует на каждой новой указывать: Приложение 2 (продолжение). Нумерация страниц сквозная, на которых находится приложение, является продолжением всей работы исследования. Выпускная работа должны быть выполнена на бумаге стандартного формата (А4), на одной стороне листа и вложена (вшита) в папку. Лицевая сторона папки имеет содержание титульного листа.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ
Выпускная работа считается допущенной к защите после получения на титульном листе подписей научного руководителя, научных консультантов, заведующего кафедрой и при наличии письменной рецензии (внешней или внутренней) и отзыва научного руководителя.
Рецензент назначается из числа преподавателей или научных сотрудников других кафедр географического факультета, учителей-методистов базовых школ или учителей высшей категории города и области.
Расписание защит доводится до сведения студентов за три недели до даты заседания ГАК.
Полностью оформленную пояснительную записку (выступление на защите) и выпускную работу, оформленную в соответствии с требованиями к выпускной квалификационной работе специалиста (или выпускной бакалавра), автор сдает секретарю ГАК за 9-10 дней до защиты.
Не позднее чем за 5 рабочих дней до защиты автор передает пояснительную записку рецензенту.
Рецензия и пояснительная записка должны быть представлены на подпись научному руководителю или заведующему кафедрой для допуска к защите не позднее чем за 2 дня до заседания ГАК.
Рецензия должна отражать содержание либо выпускной работы, либо пояснительной записки в развернутом виде и иметь объём 1-2 стр. машинописного текста. В соответствии с действующими в РФ стандартами для многоуровневого высшего образования в рецензии и отзыве научного руководителя должна быть обязательно указана оценка работы по пятибалльной шкале. В случае неудовлетворительного состояния подготовки соискателя к защите руководитель письменно сообщает об этом заведующему кафедрой как минимум за 2 дня до заседания ГАК.
Объём иллюстративного материала, выносимого на защиту, должен составлять не менее 2-4 листов (плакатов, рисунков, статистических графиков, схем, таблиц и др.). Иллюстративный материал представляются на листах ватмана стандартного формата, они должны соответствовать ГОСТ и могут быть выполнены как вручную, в туши или карандаше, так с помощью компьютерной графики. Защищающийся выпускник имеет право пользоваться эпидиаскопом, видеомагнитофоном и другими техническими средствами. Рисунки и таблицы могут быть представлены членам ГАК в виде копий стандартных страниц пояснительной записки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ
Защита состоит из следующих этапов:
· О сообщении секретаря комиссии о теме, руководителе, рецензенте и авторе работы (Ф. И. О., группа).
· Доклад автора о содержании работы и основных выводов (отводится 10 минут).
· Вопросы членов ГАК, присутствующих на защите преподавателей, и на ответы на вопросы (отводится до 10 минут).
· Представление рецензии и ответы на поставленные в ней вопросы.
· Представление отзыва научного руководителя.
Защита работы проводится в присутствии всех желающих. Рекомендуется присутствие на защите научного руководителя.
Решение по докладу и результатам защиты работы члены ГАК выносят на закрытом заседании с указанием оценки по пятибальной шкале и принятием рекомендации, если это целесообразно, в магистратуру или аспирантуру. В закрытом заседании ГАК могут, по их просьбе, участвовать научный руководитель и рецензент. В случае равного разделения мнений об оценке членов ГАК окончательное решение принимается председателем комиссии.
После окончания закрытого заседания председатель ГАК сообщает студентам решение комиссии, включая оценки за работу, и зачитывает рекомендации в магистратуру, аспирантуру (если таковые имеются).
Экземпляр выпускной работы хранится на географическом факультете в течение трех лет.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Географический факультет
Кафедра социально-экономической географии и туризма
Допущен к защите
«__»_______2012 г.
Зав.кафедрой:
к.г.н., доцент
Алексеева Наталья Григорьевна
___________________________
Проблемы мотивации на уроках географии
Выпускная квалификационная работа
по специальности Социально-культурный сервис и туризм
Выполнил:студент ___группы
очной формы обучения
Иванов Иван Иванович
_____________________
Научный руководитель:
к.г.н., доцент
Лазарева Жанна Васильевна
_________________________
Выпускная работа защищена
«___»____________2012 г.
Оценка________________
Председатель ГАК __________Рой О.М.
Омск, 2012
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Географический факультет
Кафедра физической географии
Допущен к защите
«__»_______2012 г.
Зав.кафедрой:
д.г.н., доцент
Мезенцева Ольга Варфоломеевна
___________________________
Проблемы мотивации на уроках географии
Выпускная квалификационная работа
по специальности География
Выполнил:студент ___группы
очной формы обучения
Иванов Иван Иванович
_____________________
Научный руководитель:
к.г.н., доцент
Азарова Людмила Васильевна
_________________________
Выпускная работа защищена
«___»____________2012 г.
Оценка________________
Председатель ГАК _____________Баженов В.С.
Омск, 2012
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Методические рекомендации
к выпускной (дипломной) работе
студента географического факультета
оМСК – 2008
Рекомендовано заседанием
методической комиссии
Протокол № 1 от 26 ноября 2008 г.
Утверждено ученым советом
географического факультета
Протокол № 4 от 11 декабря 2008 г.
Методические рекомендации содержат требования к содержанию и оформлению выпускных квалификационных (дипломных) работ специалиста для студентов очного, заочного и вечернего отделений, а также выпускных бакалаврских работ для студентов дневного отделения географического факультета. Требования к объёму, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 032500 География и методических рекомендаций УМО вузов Российской федерации по педагогическому образованию.
В составлении методических рекомендаций принимали участие преподаватели географического факультета Омского педагогического государственного университета: к. г. н., доц. Азарова Л. В.; ст. преп. Балошенко В. И.,; к. г. н., доц. Иванова Н. В.; асс. Есипова С. А.
Рецензенты: к. г. н., доц. кафедры экономической и социальной географии,
декан географического факультета ОмГПУ Н. Г. Алексеева;
к. г.н., доцент кафедры педагогики, зам. декана географического
факультета Е. Н. Глубокова;
ст. преп. кафедры физической географии, зам. декана
географического факультета ОмГПУ И. М. Аблова.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Рекомендации к содержанию выпускной работы | |
2. | Общие советы по структуре выпускной работы | |
3. | Требования, предъявляемые к оформлению выпускной работе | |
4. | Подготовка к защите | |
5. | Организация защиты | |
6. | Список литературы |
1. рекомендации к содержанию выпускной работы
Итоговая государственная аттестация учителя географии включает защиту выпускной (дипломной) работы. Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи.
Она предназначена для определения практической и теоретической подготовленности учителя географии к выполнению профессиональных задач, установленных государственным общеобразовательным стандартом, и может быть продолжением образования в аспирантуре. Дипломная работа является наиболее важным видом научно-исследовательской работы студентов в стенах вуза,выполненного под руководством высококвалифицированного специалиста. Поэтому выпускная работа должна содержать все основные элементы теоретического и экспериментального исследований, может содержать разработку новых методов и методических подходов.
Дипломная работа специалиста должна продемонстрировать умение соискателя анализировать актуальные научные проблемы, решать конкретные задачи и дать достаточно полное представление об усвоении соискателем основ изученных географических и психолого-педагогических дисциплин.
Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается руководитель и консультанты. .
Особое место в работе следует уделять поиску и внедрению в учебно-воспитательный процесс в школе активных форм и методов обучения, определяющих повышение качества учебно-воспитательного процесса в школе.
Первый опыт студентов-практикантов географического факультета ОмГПУ по разработке и реализации активных методов обучения на уроках в период педагогической практики, и в индивидуальной самостоятельной работе учителя географии может быть отражён в дипломной работе. Каждый студент в своей дипломной работе может предложить методические разработки, выполненные под руководством преподавателей кафедр географического факультета, кафедры педагогики и психологии, а также учителей-методистов.
ОБЩИЕ СОВЕТЫ ПО СТРУКТУРЕ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ
В структуре выпускной работы выделяется титульный лист, оглавление (содержание), введение; основная часть – две-четыре главы с изложением основных результатов работы, в соответствии с целью и поставленными задачами; заключение, список литературы, приложение (см. Прилож. 1). В тексте курсовой работы может быть иллюстрированный материал в виде рисунков (карт, картосхем, схем) и таблиц.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗДЕЛОВ
ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ
Введение
Введение должно содержать обоснование выбора темы исследования и его актуальность. Во введении необходимо определить объект, предмет цель и задачи исследования, а также кратко, но обстоятельно отметить научное и практическое значение выбранной темы и результатов исследования. Следует кратко определить, что послужило теоретической и методологической основой по данной тематике. Можно указать, как использовались предыдущие исследовательские (курсовые, рефераты и др.) работы по географическим и психолого-педагогическим дисциплинам. А также следует указать, какими методами исследования пользовался автор. Если автор где-либо выступал по тематике исследования или опубликовал часть работы, то необходимо это указать. Объём введения составляет обычно 2-4 страницы.
Здесь же указывается структура дипломной работы, из какого количества глав состоит основной раздел, список литературы (количество источников), из какого количества (наименований) состоит приложение и какой иллюстративный материал содержится в тексте курсовой работы (например, рисунков – 5, таблиц – 6 и т. д.)
Основной раздел
Основные результаты работы приводятся в основном разделе (две-четыре главы). В главах излагаются результаты решения поставленных автором задач, исходя из цели, объекта и предмета исследования, приводятся географическое или методическое обоснование, педагогический эксперимент. Этот раздел должен отражать результаты по теме исследования. Основные положения работы целесообразно иллюстрировать в рисунках (картах, картосхемах, схемах), статистических графиках и таблицах. Рисунки могут отражать какую-либо информацию по отдельным методическим разработкам или рекомендациям автора, взятым вместе или по каждой в отдельности.
Выпускная работа должна показать умение автора кратко, лаконично и аргументировано излагать материал.
Каждая глава должна заканчиваться выводами и конкретизировать основные задачи последующей части работы.
Заключение
В заключении определяется степень реализации цели работы и решения задач исследования.
Объём заключения составляет 2-3 страницы.